«Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»

«Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»
Вовлечь людей в политическую жизнь поможет реформа системы регистрации
кандидатов.

На заседании дискуссионного клуба «Волга» президент Российской Ассоциации по связям с общественностью Станислав Наумов подверг критике нынешнюю процедуру сбора подписей в поддержку регистрации кандидатов на выборах. По его словам, в современных условиях мало кто согласится раскрыть свои персональные данные сборщикам подписей, чтобы поддержать того или иного претендента. Сегодня есть цифровые технологии, которые позволяют собрать верифицируемое мнение граждан, при этом их личные данные будут защищены.

«Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»

В интервью KazanFirst Станислав Наумов продолжает рассуждать, что ещё можно было бы изменить в избирательном законодательстве, чтобы повысить вовлеченность людей в политическую жизнь страны. Также он рассказывает о современных тенденциях развития торговых сетей в регионе и о роли Татарстана в евразийском экономическом пространстве. 

— С какими инициативами по изменению избирательного законодательства выступает РАСО? 

— Если кому-то хочется собирать подписи в свою поддержку теми способами, которые существуют десятилетиями, то пусть собирают. Но наряду с этим способом регистрации кандидата должны быть и другие. Самый простой — денежный залог. Вносишь сумму, равную трём своим месячным заработкам, и если ты набрал на выборах больше 3% голосов, то залог тебе возвращается. 

— Каким образом эта идея реализуема в наших реалиях? 

— Эта система вполне применяемая по аналогии со штрафами ГИБДД, когда ты нарушил правила, и если заплатил в первые две недели, то оплачиваешь штраф с большой скидкой. Люди уже привыкли к таким историям в своей обычной неполитической жизни. 

«Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»

— Но ведь с помощью подписей можно отследить, действительно ли работал кандидат с электоратом, потому что есть процедура выявления брака. 

— Даже если ты набрал какое-то количество подписей и среди них обнаружился какой-то процент брака, то не надо за это наказывать, отменять регистрацию. Не надо идеализировать и абсолютизировать эти процедуры. Просто проинформируйте об этом браке подписей избирателя, как уже его информируют о машине, какая есть у кандидата, о наличии у него судимости и так далее. 

— Для чего нужны эти изменения? 

— Мы хотим внести изменения, чтобы обратить внимание на необходимость множества допустимых регулятивных решений для политической конкуренции. 

— Чем плоха нынешняя система регистрации? 

— Из-за старой процедуры произошли известные события в Москве, когда не зарегистрировали некоторых кандидатов и из-за них начались протесты. Это произошло не только в Москве. Просто столица всегда на виду и громче резонирует. 

«Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»

— Какой вывод вы для себя делаете после московских событий с разгоном митингов? 

— Всё случившееся в Москве не соответствует стратегическим целям, которые ставит перед управленческим классом президент страны Владимир Путин. Он избрался в 2018 году, предложил нацпроекты, чтобы к 2024 году, к моменту завершения его срока, проекты эти были выполнены. В этих нацпроектах ведь и истории государственно-частного партнёрства, и вовлеченность компаний, разных профессиональных сообществ. У меня вопрос: а при такой низкой политической вовлеченности населения можно реализовать эти проекты? Их замминистры, что ли, только должны реализовывать?

В этом противоречие нашего политического класса. Путин опережает в своём состоянии свой собственный политический отряд. Этот отряд отстаёт, что-то там копошится в ситуации, мышкует, когда, наоборот, надо всё открывать и идти вперед.

А делать это можно, если разрешается в управлении страной, регионом, городом, муниципалитетом участвовать всем, кто этого хочет. Ведь таких, как Яшин, Соболь, кандидатов на самом деле мало. Проблема ведь в этом. Если бы таких было много, то и качество их оппозиционности было бы на ином уровне. Ну сколько сейчас у нас таких? Уехавшие из России Илья Пономарев, Михаил Ходорковский? Вот и вся оппозиция! 

— Что позволит ситуацию изменить? 

— Давайте сделаем рациональные политические процедуры, соответствующие современным ожиданиям людей услуги, которые оказывает им государство. Регистрация кандидатов — это государственная услуга. Она организована плохо. Если мы изменения будем откладывать на потом, то это неправильно.  

Единственная возможная реакция в Москве, которая не была осуществлена, к сожалению, это регистрация этих кандидатов, поскольку, выведя на согласованные митинги количество людей больше, чем требовалось при сборе подписей, они доказали, что у них есть право на регистрацию. 

«Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»

— Переключимся с темы политики на бизнес. Вы на протяжении четырех лет, начиная с 2015 года, входили в состав правления X5 Retail Group (магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток»). Отмечали ли вы в Татарстане какие-то особенности развития торговой сети? Всё-таки в республике есть своя торговая сеть и принято защищать местных производителей. 

— Поддерживайте вашу сеть. Я в Москве ходил в магазин «Бахетле», где я покупал эчпочмаки и беляши.

Я ушёл из X5, у меня закончился четырёхлетний контракт. Я старался, чтобы в регионах нас воспринимали не как чужаков. Считаю, что мои коллеги продолжают эту линию. Они городятся тем, что у них очень большое число местных поставщиков, хотя понятно, что в любом регионе 200-300 магазинов. А в Татарстане до 100 местных поставщиков. Всё равно есть конкурентный отбор. Нельзя сделать отдельный стенд «Сделано в Татарстане». Люди приходят каждый вечер купить курицу, яйца, сосиски, а не продемонстрировать акт гастрономического патриотизма.

Например, если вы приедете в солнечную Грузию, то всё равно вам на третий день захочется борща, ухи. Так устроен человек, ему нужно разнообразие по доступным ценам.

Сегодня происходит цифровизация торговли, сейчас хорошо развивается «Онлайн-Перекрёсток», все больше людей используют эту цифровую платформу. Это не мешает местным производителям внедрять свои какие-то платформы. 

— Какие изменения за последние годы, связанные с торговлей, вы могли бы выделить? 

— Сегодня далеко не всё упирается в место на полке, как это казалось ещё в 2009 году, когда я был замминистра промышленности и торговли. В первый раз мы тогда с депутатами обсуждали законопроект о торговле. Тогда требования депутатов были обоснованными. Нужно было выравнивать рыночную силу только не сетей и производителей, а крупных транснациональных производителей и своих локальных. Вот это противостояние до сих пор остаётся.

Сейчас накал противостояния между сетями и производителями ослаб, потому что законодательно все-таки найден взаимоприемлемый компромисс с точки зрения регулирования. 

— Вы являетесь руководителем Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций. В одном из своих интервью вы рассказывали об интеграционном проекте трёх российских регионов, граничащих с Казахстаном, и трёх регионов Казахстана, граничащих с Россией. Сделали предположение, что было бы интересно связать шесть городов этих регионов высокоскоростной магистралью. Какое место вы видите у Татарстана на пространстве евразийского сотрудничества? 

— Во-первых, Татарстан очень удобный региональный партнёр для Казахстана. Мы видим, что недавно на WorldSkills в Казани прилетал премьер-министр Казахстана Аскар Мамин. Влияние Татарстана — это, в том числе, возможное проведение одного из следующих чемпионатов WorldSkills в Казахстане.

Во-вторых, продукция татарстанских предприятий имеет не просто экспортный потенциал. В Казахстане, например, есть предприятия, где проводится сборка тех же «КАМАЗов».

«Путин в нынешнем состоянии опережает свой политический отряд»

У Татарстана возможны какие-то проекты, связанные с кооперацией с белорусскими автомобилестроителями.

Думаю, что неслучайно несколько заседаний межпромсовета, евразийской экономической комиссии проходят в Казахстане. Нужно создавать евразийские компании, наднациональную юрисдикцию.

Сложный опыт работы Татарстана в составе Российской Федерации как сильного региона поможет вашей республике интегрироваться в новую макрорегионалистику, связанную с тем, чтобы компании республик  становились партнёрами с компаниями Белорусии и Казахстана и чтобы это были первые евразийские компании, какие сегодня есть в Евросоюзе.


Читайте также: Российские политтехнологи и полит-консультанты обсудили итоги выборов-2019


Comment section

Добавить комментарий

Войти: