Site icon KazanFirst

«Чтобы стать блогером, нужно пройти через школу жизни»

«Чтобы стать блогером
Самый крупный татароязычный блогер на YouTube делится своим опытом работы с
аудиторией.

О проблеме продвижения татароязычного контента в соцсетях и, в частности, на YouTube заговорили, когда президент Татарстана Рустам Минниханов встречался с блогерами республики. 

Молодые лидеры общественного мнения тогда пожаловались, что видеохостинг не даёт возможности для таргета и монетизации тем, кто занимается татароязычным контентом. Минниханов поручил главе Минцифры РТ Айрату Хайруллину попробовать разобраться с этой проблемой. Подробнее об этом читайте здесь.

На этом фоне татароязычный блогер Фагиля Шакирова стремительными темпами набирает свою аудиторию на YouTube

Ещё при подготовке материала у неё было 19,3 тысячи подписчиков, а за неделю прибавилось уже более 200. Её видео о татарах, деревенских традициях, быте и укладе стабильно набирают по 10-15 тысяч просмотров. В интервью KazanFirst Фагиля рассказывает, как ей удалось собрать в одном месте такую значительную татарскую аудиторию без явных продвижений через другие соцсети, без таргета и монетизации.  

— Как-то вас увидел на YouTube, у вас очень красиво сделанный канал. На сегодня там более 19 тысяч подписчиков. 

— Более 19 тысяч и 300 человек. 

— Первый мой вопрос: откуда вы? Где вы родились? Где работали? 

— Я не человек, который откуда-то внезапно появился. Я сама профессиональный журналист. Отучилась в Казанском государственном университете на факультете журналистики. У меня диплом назывался «Особенности интервьюирования на телевидении».

У меня большая журналистская практика. На третьем курсе работала в газете «Татарстан хәбәрләре», которая располагалась на Баумана. С третьего курса у меня уже идёт трудовой стаж. Потом работала на «Татарстан радиосы» на передаче «Ваши письма». Была там редактором. 

После этого перешла на телевидение в музыкально-информационную передачу «Чулпан» — была ее ведущей и редактором. В общем, хорошо поработали на передаче «Чулпан». Мне в это время старший редактор говорит, что меня ищут люди из банка . А я спрашиваю: зачем меня ищут? У меня же нет никаких связей с банком. «Ищут, ищут тебя», — твердит он мне. Несколько раз позвонили. В общем, меня позвали в отдел кадров банка. Ну я пошла, не зная, что им нужно. Они мне говорят, что я им понравилась, что у меня очень красивый татарский язык. Пригласили на работу в пресс-центр банка. Им нужен был человек, который отлично владеет татарским. А в то время татарский язык был на подъёме. 

— Это какие годы?

— 1997-1998 годы. Да, я настолько аксакал. После этого я на 23 года полностью ушла в работу в «Ак Барс» Банке. Да, но я умудрялась работать в двух местах. С утра вела передачу «Чулпан». 5-7 лет так было, пока не вышла замуж и не родила ребёнка. Так вот работала в двух местах. Вставала в три часа утра. В семь утра у нас был уже прямой эфир. Я ехала на работу на автобусе из микрорайона Азино на улицу Шамиля Усманова. В пять утра нам уже прическу, макияж делали. С 7:30 до 8:00 вела прямой эфир. И к 8:30 мне уже нужно было ехать в банк на работу. А где я там работала до этого времени, в банке уже никому не было интересно. В общем, работала до 17:30. Потом обратно ехала на телевидение на монтаж. И на съёмки выходила в субботу-воскресенье. 

Период кризиса 2008 года я проработала в банке. Слава богу, что в это время у нас проблем с деньгами не было. Деньги всегда были у тех, кто работал. А в это время журналисты, блогеров ещё тогда не было, трудные времена, конечно, переживали. 

Ну вот работала я в банке, в пресс-центре. Потом ещё в отделе претензий я проработала. Всегда работала с клиентами. 

— Претензионный отдел — это…? 

— Скажем, люди жалобы же пишут. И мы эти жалобы проверяли. В день по пять-шесть человек звонили, в трубку кричали, в прокуратуру писали. В общем, это было тем ещё фронтом работы с людьми. Я уж устала от этого. 

После этого как-то так получилось, может, время своё настало, но татароязычные структуры в банке стали не нужны. Я это прямо говорю, потому что когда мы работали, татарский язык был очень нужен. Я ещё когда работала в банке, провела первую передачу, посвящённую финансам. 

Банк каждый месяц платил телевидению деньги. Была такая продвинутость банка в нашей республике. Мы сделали на красивом татарском языке передачу, посвященную финансам. Так что каждый человек, каждая семья в каждой деревни могли научиться работе с банковскими системами. Тогда люди про карточки и банкоматы ничего не знали. 

Люди не знали, как вообще банк свою работу осуществляет. А ведь это уже новое явление было, другой уровень работы. И вот мы потихоньку такую финансовую передачу на татарском делали. Какое-то понимание у них в общем-то было. Сейчас наступили другие времена. Мне надоело работать в банке. Я захотела вернуться в своё любимое направление — в журналистику. 

На телевидение я уже не могу вернуться. Меня, наверно, уже забыли. Я же там всё-таки давно работала. Начну возвращаться, скажут ещё, зачем вернулась, что мне в банке не понравилось? В общем, так стала блогером. Кстати, в том, что стала именно блогером, есть интересная причина. У меня есть дочь Мадина. Ей уже 16 лет. Она сама с 3-го класса была блогером. 

— А в какой соцсети? 

— У неё был YouTube-канал. Но сейчас она этим каналом всерьёз уже не занимается. Она его закрыла, удалила. А я уж смотрю, у неё даже своя система. Она смотрит, какие блогеры со всей России чем занимаются. Она и сейчас такие видео смотрит, меня зовёт к себе. Я уж их имена и не помню. И вот она мне предлагает того блогера посмотреть, этого посмотреть. Вот так я с ней о блогерах и стала смотреть видео. Ты же знаешь, наверное, у нас в Москве один блогер есть. Он во Франции, в Италии ночует во всяких заброшенных местах. Он даже в Казань приезжал. Он всё это показывает и по 3 миллиона просмотров набирает. 

— Как вы созрели для того, чтобы впервые зарегистрироваться? Сказали себе, что я начинаю свой канал?

— Ну как созрела? Мне дочь канал завела. Я как-то отдыхала в Турции и вижу, такие интересные люди есть, такие интересные беседы ведутся, такая природа красивая. И вот во мне пробудилось желание. Захотелось это всё показать, обо всём этом рассказать. У меня тогда простенький телефон был. В общем, я снимала на него. Хотя сама толком в монтаже не разбиралась. В общем, снимаю и выкладываю без монтажа. Потом дочку попросила показать, как видео монтировать. Она мне отвечает, мол, зачем мне это? А я её убеждаю, чтоб она меня научила. Она мне всё объяснила несколько раз. Я всё поняла. 

Первое время у меня и просмотров не было. Где по 50-100 просмотров, и всё. В общем, потихоньку-потихоньку по этому направлению пошла. Так во мне спящий журналист вновь проснулся. В одно время у меня начали выходить сюжеты. Смотрю — просмотры растут. Одно видео как-то набрало 2 тысячи просмотров. И я вдруг замечаю, у меня количество подписчиков стало расти. В течение двух-трех месяцев у меня количество подписчиков выросло до 5 тысяч.

Так у меня чувство ответственности стало проявляться. Раз на меня такое количество людей подписалось, они смотрят за мной, значит, я уже не могу делать некачественный видеоконтент. В общем, я стала думать над этим. Так я ушла с головой в это дело. 

— Вы через какие соцсети продвигаете ваши видео на YouTube? 

— Я таким продвижением своего канала не занимаюсь, потому что мне это особо и не нужно. Я стараюсь делать качественные видео. 

— А что вы имеете в виду под понятием «качественное видео»? Какая главная мысль у такого видео? Какие критерии? 

— Я очень открытый человек. Не боюсь оставить свой номер телефона. Всегда прописываю в комментариях под видео свой WhatsApp-номер. Прошу подписчиков сообщать мне, что им интересно. Если у них есть интересные вопросы или темы, то пусть выходят со мной на связь. И вы знаете? Мне из Казахстана, Узбекистана звонят. 

— Да-да, как раз вижу такие у вас комментарии — на узбекском, на казахском пишут. 

— Они же мне звонят и со мной разговаривать начинают. Я, конечно, немного казахский язык понимаю, всё-таки это тюркский язык. 

Из Башкирии звонят, спрашивают, башкирский ли я блогер, не из Башкирии ли случаем. А татарский и башкирский языки очень похожи же. Почему меня так понимают? Ведь я же из Казани. В общем, я поняла, что YouTube как соцсеть вбирает в себя целую планету. Ты ведёшь свой канал, а тебя в это же время и Казахстан смотрит, и Узбекистан, и Турция. 

В пределах небольшой области я не работаю, не только ради Татарстана тружусь. У меня есть зрители на 40% — это башкиры, казахи, узбеки. 

— А из Татарстана есть? 

— Знаете, что меня особо радует? Я смогла внедрить в простых татарских деревнях интерес к YouTube-каналу. Потому что интересный сюжет делаешь. И мне говорят, что меня по интернету смотрели. Звонят и спрашивают у меня, как на меня подписаться можно на YouTube. Знаешь, мне ведь самой канал завела моя дочь. Я им говорю, чтобы они обращались к своим внукам и детям. Пусть они им что надо откроют. 

— Сегодня же есть такое мнение, что в деревне интернета нет и что они ничего про соцсети не знают.

— Знают они всё сегодня. 

— У вас ведь основной контент посвящен деревне, деревенскому быту. 

— Вы знаете, вот возьмем город. Сколько много в городе есть СМИ: телевидение, радио, газеты. Они все словно муравьи возятся. Вот я Казань покажу, найду какого-нибудь героя. Его ведь все журналисты уже показали, о нём всё рассказали, у него интервью брали. Ведь если он интересная личность, то обязательно кому-то он уже дал интервью.

Артисты меня вовсе не интересуют. С татарскими артистами и так много интервью записывают люди в погоне за большим числом просмотров.

У меня как-то получается, что я по республике разъезжаю. Всё-таки в наших деревнях остались наши обычаи и традиции. Все-таки основа нашего татарства (татарлык), её корней сохранилась в деревнях. Может, она даже немного первобытна. Возможно, они как раз подкупают нас своей простотой, искренностью. Я их люблю за это. Люблю разговорить их. Потому что они не притворяются.

— Получается, что простой человек смотрит телевизор и не видит в нём такого же простого человека? Именно поэтому люди вместо телевизора выбирают ваш канал? 

— Я так сказать не могу. Всё-таки для телевидения необходимы технические возможности. Вот представьте, в деревне есть интересная тема. Для того, чтобы снять об этом репортаж для телевидения, нужно заказать съемочную группу. Операторы нужны, звукооператоры нужны — так было в наше время. Бензин для автобуса нужен. Туда надо ехать. Потому ещё председатель колхоза должен вам стол накрыть. Настроение вам поднять должен. Пока журналист дойдёт до героя своего сюжета, у журналиста вся потенция иссякнет. 

А я потихоньку еду в деревню, меня и саму зовут. Я с ними по-простому общаюсь. Они для меня вкусные беляши готовят и угощают. Пока мы пьём чай, я разговариваю с ними и вникаю в их жизнь. И так я получаю нужную для себя информацию. Они словно игристая речка мне всё рассказывают. Так полностью раскрываются передо мной. Некоторые потом, правда, раскаиваются. 

Вот их я собираю и простенькие видео делаю. Всё-таки не нужны какие-то красивые монтажи. Не нужны какие-то красивые титры. Можно делать простенькие народные репортажи. 

— У вас среди самых просматриваемых видео есть репортаж про татарский баурсак. 

— Я сама не поняла, почему это видео столько просмотров собрало. Может, потому, что я его сделала как небольшой фильм. Вот если посмотреть других блогеров, то они в первую очередь показывают процесс приготовления. 

Меня встречают, как только люди видят подъезжающую меня в автобусе. Меня встречают на старых «девятках». Я в такой автомобиль сажусь. Я не из брезгливых. Человек простой. И вот весь этот процесс снимаю. 

Когда ездила в Рыбно-Слободский район, у кого есть желание, может заценить видео на канале. Вот это видео как раз начинается с того, что мы в дом заходим. Я снимаю, какой чистый, аккуратный у них дом, их баурсаки показываю. Гостей их показываю. И так мы плавно переходим к самому процессу приготовления баурсака. Мне красиво говорят, улыбаются. Вот такой простотой, как мне кажется, и спокойствием мы завлекаем к просмотру наших зрителей. 

— По возрастам вас какая аудитория смотрит? Вас смотрит молодежь? 

— Знаешь, меня смотрят люди из разных возрастных категорий. Не скажу, что меня смотрят в основном те, кому за 50 или 60 лет. Основная масса — это 35-60 лет. Молодежь меня уж не смотрит. Мне для молодых видео делать не нужно. Сейчас молодежь ведь совсем другая. Я делаю видео для своих ровесников, потому что я знаю своё поколение, их темы я вижу. Знаю, что нравится моим ровесникам. Я могу себя на их место поставить. 

— Кого среди ваших зрителей больше — женщин или мужчин?

— Мне кажется, меня в основном женщины смотрят, потому что… как-то так. Я же ещё смотрю, кто мне пишет. Вы и сами можете это посмотреть. Мужчины у меня тоже есть.

— Я заметил, что у вас на канале есть видео про татарскую свадьбу. Оно собрало более 50 тысяч просмотров. 

— Там совсем другие люди, они улыбаются, смеются. Там есть позитив. Они понимают, что в этом видео может быть какая-то интересная информация. Поэтому я для своего канала стараюсь искать новых героев, ведь их пока ещё никто не знает. Они могут рассказать о чем-то интересном. 

— Татары сейчас все глубже и глубже входят в соцсети, осваивают их. В то же время телевидение говорит о своём кризисе, бумажные издания тоже говорят о падении к ним внимания. Вот 4 июля татары могли посмотреть по интернету онлайн-сабантуй. Я был очень впечатлен, например, тем, что в «Одноклассниках» «Вечерний Сабантуй» в татарском сообществе просмотрели более 100 тысяч человек. При этом это татароязычный контент, то есть как у вас. По-вашему, татары чего ждут от соцсетей? Что им там нужно?

— Люди в соцсети идут за интересным информативным контентом. 

— Но у нас для этого же есть телевидение, другие СМИ. 

— У нас телевидение потихоньку уходит в прошлое. Всё-таки ради телевидения нужно бросить все дела, включить телевизор, сесть за него. Сейчас человек мобильный же. Ему нужно бежать туда-сюда. Вот мы сейчас сидим, а у вас есть возможность включить YouTube и быстренько зайти туда или на какие-то другие сайты. 

Поэтому тут главное — это простота, удобство. По-моему, много людей в интернете на что-то подписываются, но не все они там что-то ищут. Просто у человека есть свободное время. Человек может кого-то ждать и в это время может что-то смотреть. Вот как ты в такой ситуации должен привлечь к себе своих зрителей? Темой ты должен привлечь людей. Заголовком видео ты должен привлечь человека. Если ты выбрал удачный заголовок, то ты с вероятностью в 60-70-80% сможешь привлечь людей. Человек на твоё видео заходит. Ставит лайк, смотрит. Если не нравится, то отплёвывается и уходит. Если нравится, то смотрит до конца. 

— Вам, кстати, деньги приходят за блогерство? Может, скажем, вы съездили в деревню, а там предприниматель, например, мясо продаёт. И вы его рекламируете. 

— Вы знаете, пока ещё никакую рекламу в своих видео не выставляла. Не знаю я, почему нет рекламы. Быть может, если поставлю рекламу, кто продаёт мёд, кто калоши продаёт, если я их всех начну показывать, то от меня же зрители уйдут. Я ведь не голодаю, чтобы такое делать. Если я стану рекламу размещать на YouTube-канале, стану ли я миллионером? Но если скажут мне: «Фагиля, давай уж покажи наш продукт, мы тебе за это 2 000 рублей заплатим, то я в принципе не против». Хотя за 2 000 рублей мне не хотелось бы его замусорить. Однако моя главная задача — это собрать в одном месте татар, которые разговаривают на татарском языке, понимают татарский язык. 

У кого-то не получилось на YouTube. А я попробую потихоньку. У меня диплом есть, я журналист, у меня есть опыт работы журналистом. Я знаю, что нужно людям. Почему бы не попробовать поработать? Не всё же продаётся за деньги. Даст бог, моё благое дело будет отмечено. Кто знает, может, и деньги начнут приходить. 

— Какой бы могли дать совет татарам по части блогерства? 

— Совет народу или тем татарам, которые собираются стать блогерами? 

— Тем, кто может завтра выйти в соцсети и стать блогером.

— Тем, кто хочет стать блогером, либо пожилым, либо молодым, какой бы я могла дать совет? Пусть сначала подумают. Быть блогером — это же не значит, что раз у тебя всё получается, то ты ждешь какое-то вознаграждение. Чтобы прийти к блогерству, ты должен пройти через школу жизни. Ты должен преодолеть то, что тебя обманывают, что у тебя есть какое-то разочарование, и прийти в итоге к чему-то верному, к истине. Ты должен прочувствовать, что готов к этой ответственной деятельности. Ты должен любить своё дело. И ты должен верить всему тому, что ты сам говоришь. Ты не сможешь сделать так, чтобы зритель тебе поверил только потому, что ты красиво говоришь.

Exit mobile version