«Пандемия продвинула сервисы по доставке еды на несколько лет вперед»

«Пандемия продвинула сервисы по доставке еды на несколько лет вперед»
Обсудили с коммерческим директором компании «Яндекс.Еда», как коронавирус
изменил фуд-рынок.

— Какими темпами развивается фудтех в Казани?

— Татарстанский рынок после Москвы и Питера можно считать самым большим и самым быстроразвивающимся — пандемия этому сильно помогла. Появилось огромное количество новых пользователей, произошел потребительский сдвиг: объем заказов во втором квартале вырос более чем в два раза в годовом исчислении. И даже несмотря на снятие ограничений, он не падает.

— Ходят слухи о возможности второй волны коронавируса. Ожидает ли «Яндекс.Еда» в этом случае новых приростов?

— Я думаю, что еще одного «драматического» прироста не будет — просто потому, что особого спада после окончания первой волны не было.

— По-вашему, рынок вообще трансформируется? Появляется новая культура потребления? Ведь какие-то три года назад основная масса населения и подумать не могла, что ежедневно будет заказывать завтрак, обед или ужин к себе домой.

— Конечно, рынок трансформируется. Пандемия продвинула нас на несколько лет вперед. То есть то, что при естественных условиях мы прошли бы лет за пять, в условиях коронавируса преодолели за пару месяцев. Это касается не только и не столько еды из ресторанов, сколько заказов продуктов из магазинов. Мы просто резко перенеслись во времени.

«Пандемия продвинула сервисы по доставке еды на несколько лет вперед»

— Какие направления наиболее перспективны в ближайшее время — доставка еды, дарк-китчен, дарк-сторы, новые технологии приготовления?

— Это все мы наблюдаем, но в регионах меньше, чем в Москве, хотя везде по-разному. Но мне кажется, развитие дарк-китчен и дарк-сторов и Казань ожидает буквально в пределах нескольких месяцев. Мы видим всплеск во всех регионах.

— Как пандемия повлияла на игроков ресторанной отрасли и рынок доставки в Казани?

— Доставка никогда не была и не является большей частью выручки ресторанов и составляла, может, 10-30%. Когда рестораны были вынуждены закрыться, для многих, конечно, это было фатально. Хорошая новость: рестораны — достаточно динамичный бизнес, который быстро находит формы выживания. Доставка — одна из них.

— Какие рестораны наиболее успешно продвигаются в приложении «Яндекс.Еда»? Фаст-фуд, крупные сети или, наоборот, локальные заведения?

— Для каждого типа кухни есть свой покупатель. Быстрее развиваются те концепции, которые делают качественный продукт, и это критерий №1. Второй критерий — это скорость с момента, как покупатель сделал заказ, до момента, когда его доставили. Те рестораны, которым удается построить процесс таким образом, что они получают заказ и мгновенно начинают его готовить, которые имеют технологии для того, чтобы готовить его быстро, и сокращают click-to-eat (время от момента, когда пользовать нажал кнопку «заказать» в приложении до получения заказа), выигрывают. Рейтинг на платформе очень сильно определяет успех ресторана.

— А можете назвать топ-3 самых прибыльных игроков?

— Игроки, которые больше всего приносят денег, очевидны — это те рестораны, которые имеют больше всего точек. 

«Пандемия продвинула сервисы по доставке еды на несколько лет вперед»

— Популярные точки фастфуда?

— Да. Чем больше сеть, тем суммарно больше заказов. У них очень большая доля рынка — как в онлайне, так и в офлайне.

— На ваш взгляд, что поможет ресторанам повысить свою устойчивость?

— Здесь несколько параметров. В первую очередь доставка. Но если смотреть шире, то эффективное управление спросом. Рестораны должны использовать максимум источников для привлечения клиентов. «Яндекс.Еда» — это лишь один из инстурментов. Они могут использовать базу офлайн-клиентов и привлекать их с помощью разных механизмов. Основная идея — максимизировать набор каналов, по которым качаются заказы. Есть разные виды сервисов, под них нужно адаптировать свой процесс. Если мы говорим про доставку, то это скорость готовки. А самовывоз — вообще отдельная аудитория. И если не заставлять клиентов ждать на входе, то он может добавить значимое количество заказов к общему объему. 

— Насколько увеличился ваш оборот за время пандемии?

— За квартал мы выросли более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. И это увеличение пока не меняется, плюс сейчас начинается сезонность.

— Что вы можете сказать о конкуренции на рынке в данный момент? Есть ведь еще Delivery Сlub и локальные агрегаторы.

— Конкуренция есть, она ощущается. Delivery Club — крупный заметный игрок. Но в масштабе объема рынка все же у нас потенциала значительно больше. На самом деле сейчас больше идет борьба за расширение рынка в целом, чем друг против друга. У нас еще есть достаточный простор, чтобы конвертировать людей из офлайна. 

«Пандемия продвинула сервисы по доставке еды на несколько лет вперед»

— Я лично, как активный пользователь фуд-агрегаторов, наблюдаю, что в том же Delivery намного больше всяких скидочных акций для привлечения клиентуры, а в «Яндекс.Еде» их практически не бывает.

— Да, это так. И это, с одной стороны, связано с разницей в позиционировании, а с другой — с наличием большого количества потенциальных покупателей, до которых мы можем дотянуться благодаря той экосистеме, которая выстроена. «Яндекс.Еда» встроена и в Яндекс Gо (ранее Яндекс.Такси), и в поисковое приложение Яндекса — много источников, много альтернатив. Тем не менее какой-то объем скидок мы все равно делаем, но в основном стараемся расти за счет источников, которые дают стабильную клиентскую базу. Человек, который пришел в сервис только за скидкой, скорее всего с вами ненадолго. 

— Существуют ли особенные потребительские предпочтения, характерные для Татарстана и Казани в частности?

— Какие-то особенности есть: например, перекос в сторону выпечки. Но если смотреть на большие цифры, то общие тренды такие же, как и в остальных городах: бургеры, суши, пицца, пироги. Есть особенности национальной кухни — ее заказывают чуть больше, чем в других городах.

— Как «Яндекс.Еда» трансформирует потребительское поведение и в чем польза развития сервиса для обычных горожан?

— Самое главное — это сокращение времени, которое люди тратят на рутину. До пандемии заказ продуктов из магазинов не составлял даже процент оборота ритейлеров — они просто не рассматривали эту услугу серьезно. Сейчас все больше покупателей могут оценить, что за очень небольшую плату (в районе ста рублей) они могут сэкономить огромное количество времени. Раньше это было дороже, сложнее.

«Пандемия продвинула сервисы по доставке еды на несколько лет вперед»

— Многие рестораторы (на самом деле все) жалуются на очень высокую комиссию вашего агрегатора. С чем связан такой уровень цен?

— Доставка — это не высокомаржинальный бизнес. При этом он включает в себя выплату курьеру, разработку приложения, работу людей в колл-центре, эквайринг. Средняя стоимость заказа при этом довольно низкая относительно европейских стран — в разы ниже. Когда все эти издержки суммируются, мы получаем цену, которую покупатель покрыть полностью не может, — иначе ресторатор увидит мгновенное падение объемов заказов. И самое интересное, что если доставкой начинает заниматься сам ресторатор, ему это обходится ровно в ту же сумму, а чаще вообще дороже.

— Какие технические недочёты сейчас есть на платформе? У меня лично несколько раз были неприятные инциденты — курьер отмечал, что заказ доставлен, а потом либо не брал трубку, либо привозил через час.

— В принципе любая проблема с потребителем встречается в долях процента, но это бывает. Проблемы чаще всего связаны либо с человеческим фактором (особенно когда ресторан сам доставляет), либо с погодными условиями, которые резко сокращают количество свободных курьеров на линии.

— Планируются ли какие-то усовершенствования сервиса? Например, возможность менять адрес заказа в случае непредвиденных обстоятельств или что-то в этом роде?

— Во-первых, в некоторых городах мы отпилотировали и запустили самовывоз, планируем его запускать и в Казани. Во-вторых, «раскатали» всю функциональность, связанную с заказами из розничных продуктовых сетей. Планируем перезапускать приложение с более удобным функционалом: разделением между магазинами и ресторанами, также развиваем внутренний функционал для ресторанов. Пока на этом у нас фокус.

— Вы наверняка слышали про то, что Татарстан планирует запустить свой собственный локальный сервис по доставке еды, который будет обслуживать местный общепит бесплатно. Как вы можете прокомментировать это? Составит ли новый сервис для вас конкуренцию?

— Наверное, конкуренцию они составят. Особенно, если будет бесплатная доставка. Тут, конечно, непонятна экономическая модель и как это вообще все будет делаться. Но вообще, конкуренция для нас — это очень хорошо. Чем больше конкурентов, тем быстрее будет развиваться рынок. Мы еще далеки от того, чтобы отгрызать долю рынка друг у друга. На каждого покупателя найдется свой агрегатор — лояльность пользователей к конкретному игроку очень высокая. А мы просто будем продолжать делать то, что мы делаем.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *