«Будем стараться, чтобы мусульмане, полюбившие мечеть «Зәңгәр», не забывали путь к ней»

Поговорили с имамом исторической Голубой мечети о том, как важно возрождать богословское наследие татарского народа.

В мечети «Зәңгәр» новый имам - 27-летний Нурислам хазрат Валиулла. В интервью KazanFirst он рассказал о ее богатой истории и порассуждал на тему возрождения ислама. 

- В день Ураза-Байрам вы провели свой первый праздничный намаз в мечети «Зәңгәр». Кем вы были до назначения имамом этой мечети?

- С 2019 года я – ведущий специалист отдела по вопросам шариата ДУМ РТ, и продолжаю таковым быть.

- Знаю, что вы - Коран-хафиз...

- Да, Всевышний дал мне такое благо, что я выучил наизусть Коран. После школы я сразу поступил в Российский исламский институт в 2010 году. За три года я там полностью выучил Коран. Участвовал в разных конкурсах и занимал различные призовые места.

«Будем стараться, чтобы мусульмане, полюбившие мечеть «Зангар», не забывали путь к ней»

- Людям, которые пока ещё не обладают глубокими знаниями по исламу, знаниями по мусульманским наукам и практикам, как бы вы им объяснили необходимость в заучивании Корана наизусть? Ведь сегодня есть и печатаются книги с Кораном, чтение Корана записываются на аудио. Зачем нужны Коран-хафизы?

- Во-первых, Коран - это послание Аллаха. Это послание, чтобы мы его читали. Коран - это руководство для всех людей. Поэтому должны быть люди, которые хорошо знают Коран и могут сказать «Аллах Тагаля нам так повелел или вот так повелел...» или «Аллах запретил вот это, вот то...» и так далее. Коран-хафизы нужны для того, чтобы в нашу религию не вошло нововведений, которых в Коране нет.

И во-вторых, сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Самый лучший из вас - это тот человек, который изучает Коран и тот, который обучает ему других».

- У вас сегодня была именно первая служба на Ураза-Байрам? Нигде ранее не проводили Уразу-Байрам? Хотя бы в качестве помощника...

- Да, это мой первый Ураза-Байрам был, где я - имам. Ранее проводил пятничные намазы в Галеевской мечети.

- Готовились? Волновались?

- Да, для меня это был очень волнительный Ураза-Байрам. Мечеть «Зәңгәр» - историческая, находится в самом центре Казани, ее посещает много прихожан. От того и чувствую высокую ответственность перед ними и перед Аллахом. Будем стараться и в будущем, чтобы единоверцы, полюбившие эту мечеть, не забывали путь к ней и принимали такое же активное участие в жизни махалли, как и раньше. С помощью Аллаха я надеюсь, что джамаат мечети «Зәңгәр» не оскудеет, а наоборот расширится.

«Будем стараться, чтобы мусульмане, полюбившие мечеть «Зангар», не забывали путь к ней»

- А что нужно сделать, чтобы к вам в мечеть приходило много верующих?

- Прихожане любят, когда в мечети порядок, когда их приветливо встречают. Над этим надо работать. Но мечеть – это не только место для поклонения. Это еще и духовно-просветительский центр. Поэтому, иншаАллах, здесь продолжатся уроки, лекции, занятия для детей и взрослых.

- На ваш взгляд, кем должен быть имам мечети для верующих во время молитвы?

- Мне кажется, имам мечети должен обладать всеми качествами лидера общины. А для этого он, в первую очередь, должен быть примером в нравственности и знаниях. Глубокие знания, стремление к довольству Аллаха, искренность, добросовестность, справедливость, великодушие – такие качества позволяют имамам снискать авторитет среди своих единоверцев.

- А в какой школе вы учились?

- Я учился в мусульманской школе «Усмания», которая находится в Казани. Учился там с 1-го по 11-й класс.

- Почему ваши родители вас отдали в такую школу?  

- Мой отец - известный богослов Камиль хазрат Валиуллин. Он стоял у истоков образования и деятельности казанской мусульманской школы «Усмания». Кроме того, уже около 30 лет, то есть с первых дней возвращения «Мухаммадии» татарской умме преподает в этом медресе. Он - устаз, воспитавший тысячи шакирдов, автор многочисленных методических пособий и учебников... Я рос и уже не видел себя ни в какой другой области, кроме как религиозно-просветительская деятельность. Можно сказать, что я продолжаю деятельность своего отца.

«Будем стараться, чтобы мусульмане, полюбившие мечеть «Зангар», не забывали путь к ней»

- У мечети «Зәңгәр», которая также известна как «Голубая мечеть», очень богатая история, длинною в 200 лет. Его строительство началось в 1815 году. На ваш взгляд, что сегодня нам важно знать из истории мечети «Зәңгәр»?

- Мечеть «Зәңгәр» - очень ценная для татарского народа. С ее историей связано имя известного богослова Нургали Хасанова (Нургали Хасан аль-Буави, даты жизни - 1852-1919). Он - автор многих книг, был большим знатоком по фикху. В своё время был в гостях у турецкого султана и халифа Абдулхамида II.

Очень важно, чтобы традиции татарского богословия в мечети «Зәңгәр» возрождались и продолжались. Сейчас здесь проходят уроки по арабскому языку, преподаётся классический ханафитский фикх акыда, уроки по Корана и по хадисам. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин также читает здесь лекции. К сожалению, в советское и постсоветское время татары были оторваны от своего богословского наследия, хотя до революции наш народ относился к одним из самых прогрессивных общин исламского мира. Наши ученые писали научные труды на очень высоком уровне. Взять хотя бы труды того же Нургали хазрата - многие из них на арабском языке.

- Книги на арабском языке. А чем они могут быть значимы для сегодняшних верующих? Книги ведь пока недоступны для татароязычных и русскоязычных верующих. Что главное в книгах Нургали Хасанова?

- Чтобы читать, понимать и по достоинству оценить книги Хасанова, нужно обладать очень высоким уровнем знаний и компетенций. А пока многие российские мусульмане не имеют их. Поэтому, чтобы донести значимость его трудов до широкого круга мусульман, мы в мечети начали преподавание начальных классических книг на арабском языке по различным наукам, чтобы шаг за шагом прийти к изучению наследия наших татарских ученых.

«Будем стараться, чтобы мусульмане, полюбившие мечеть «Зангар», не забывали путь к ней»

- То есть, книги Хасанова не для простых людей, а для специалистов?

- Это сегодня его книги могут читать лишь специалисты. А до революции татарские шакирды легко изучали их. Как-то имама Шигабутдина хазрата Марджани спросили в Турции, почему татарские ученые пишут свои труды в основном на арабском языке, а не на татарском. На что Марджани отвечал: «Наши шакирды из медресе знают арабский язык. Поэтому мы пишем для них на арабском языке. А для простых людей есть начальная литература на татарском языке». Вот такого уровня шакирдов раньше готовили татарские медресе! К сожалению, сегодня большинству татар пока не то что сложно осознать ценность трудов татарских дореволюционных богословов, они их даже прочитать не могут. А огромный пласт татарского богословского наследия написан на арабском и старо-татарском языках. Эти труды очень ценятся сегодня современными зарубежными исламскими учеными, но они не известны для татарского читателя.

- Вы – как раз специалист по старо-татарскому языку? Где вы его освоили? Сильно ли он отличается от современного литературного татарского языка?

- Да, основы старо-татарского языка я взял при обучении в медресе «Мухаммадия» у Ахмад хазрата Сабирова. После заучивания Корана я поехал в Турцию, там освоил арабский и турецкий языки, прошел 160 часовой курс по Османскому языку, и чтению древних рукописей в институте Исмек. Как мы знаем, старо-татарский язык очень схож с османским языком, и также в нем есть много заимствованных слов из арабского языка. И владение турецким, арабским и османскими языками мне очень помогает понимать старо-татарские книги. Хвала Аллаху.

В Турции я также прошел специализацию по науке хадисоведение. Мне довелось прочитать многие известные сборники по хадисам и получить иджазу по ним. Там же, в Турции, я обнаружил книги татарских ученых по хадисоведению. Например, Имама Абдуннасыйра Курсави. Первая глава его книги «Иршад лил-Ибад» посвящена хадисоведению по ханафитскому мазхабу. Я очень удивился, что труды татарских ученых распространились в разных уголках мира и очень ценятся зарубежными специалистами. Я очень горжусь этим. Поэтому я подготовил к изданию книгу Абдуннасыйра Курсави в оригинале, то есть заново перенабрал его текст. Эта книга теперь доступна для российских мусульман. Она издана в ИД «Хузур» в 2020 году. Сейчас продолжаю аналогичную работу над трудами других татарских ученых на арабском языке.

14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Зульфия
Очень красивая мечеть снаружи. В саму мечеть пока не доводилось заходить, только в мечети Марджани была. 2 мечети на одной улице.
4
1
Ответить

Камиль
@Зульфия Внутри уютно очень. Настоящая татаро-мусульманская атмосфера
3
1
Ответить

Ильдархан
Интересно, каково это выучить весь коран наизусть? Такие люди и смысл понимают или только механически заучивают и поют суры на конкурсах, интересно?
1
1
Ответить

Алим
@Ильдархан Коран учат не для конкурсов)) И значение сур знают. Смысл в этом гораздо глубже, чем кажется))
4
1
Ответить

Лукман
@Ильдархан В исламских учебных заведениях есть специальный предмет тафсир называется. Там преподают толкование Корана, так что все они понимают.
2
0
Ответить

Лунный цветок
Хорошо, что исторически значимые объекты Казани не забываются, восстанавливаются. Зэнгэр мечеть имеет богатую историю. Здорово, что мечеть функционирует, а не простаивает как заброшенный никому не нужный музей.
3
0
Ответить

Таухида
Такой молодой, а уже имам в мечети, расположенной в центре Казани! Прекрасно, что имамами назначают таких молодых, глядишь, молодежь смогут заинтересовать религией.
2
0
Ответить

Расул
@Таухида А ещё популяризирует труды знаменитых татарских ученых. Афарин, Нурислам хазрат!
2
0
Ответить

Мыслитель
@Расул Я, конечно, дико извиняюсь, но кто их читает?
2
3
Ответить

Смельчак
@Мыслитель Кому надо, тот и читает
3
0
Ответить

Диля
Конечно же нужно поддерживать, восстанавливать такие значимые места для горожан. Чтобы они не просто стояли и радовали глаз, а чтобы работали, чтобы люди могли посещать, воодушевляться, наполняться энергией места.
2
0
Ответить

Казанец
@Диля У нас в городе нет с этим проблем))
0
1
Ответить

Ландыш
@Диля Согласна) попробуйте в Чистополь съездить, там исторические здания закрыты, окна закрыты металлическими листами или заколочены досками)
3
2
Ответить

Радик
Допишите пжл статью, укажите хотя бы как зовут нового хазрата, краткую биографию в столбик
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite