«Чем становишься крупнее, тем более косо на тебя смотрят»

«Чем становишься крупнее
Татарстанский ресторатор — о том, кто кормит Россию, чего не хватает бизнесу и
как Тимур Нагуманов решает вопросы предпринимателей.

Мы записали интервью с ресторатором и общественным представителем бизнес-омбудсмена Татарстана Вячеславом Миллером около полутора лет назад. С тех пор общественно-политическая ситуация кардинально изменилась. Что за это время изменилось в жизни предпринимателей Альметьевска – в новом интервью с бизнесменом.

— Вячеслав Артурович, с момента нашего интервью прошло полтора года. Расскажите, что делали в это время? Может, начали развивать новые проекты?

— С тех пор мы открыли еще три пиццерии и новый проект «Донер 42» как новый бренд «Додо пиццы».  В принципе, у нас все неплохо, развиваемся.

— За все это время прошло действительно много событий – и несколько волн коронавируса, и даже военная спецоперация, которая продолжается до сих пор. Как в целом среагировала предпринимательская среда Альметьевска на это?

— Я думаю, что как и все. Мы думали, что все будет очень плохо. В первую очередь предполагали, что упадет спрос, люди зажмутся, начнут экономить, откладывать. Мы напряглись и начали готовиться к худшему, даже заморозили новые проекты. Потом все это начало подтверждаться — начали исчезать цепочки поставок. У нас на тот момент был итальянский соус высокого качества. Томатный соус, над которым мы работали, тоже был на стадии завершения, мы его все-таки закончили в ускоренном режиме. Сейчас уже все локализовано, работаем на местном сырье. Такая же история была с сыром. Более 50% сыра у нас белорусский. В Москве у нас очень сильная команда отвечающая за снабжение и вкус продукта.

И поэтому этот период мы хорошо проходим, сохранили все наши вкусовые качества, местами даже улучшили. Плюс мы очень активно развивали доставку, у нас хорошо подкована IT-составляющая бизнеса. На доставку мы продаем около 70%.

«Чем становишься крупнее, тем более косо на тебя смотрят»

— А на каком уровне оказалась ваша выручка?

— Если брать «Додо»-бизнес, то, как я уже сказал, у нас и IT-сфера была подкована, и с локализацией было все успешно реализовано. Мы видим большой рост на 20 и более процентов, выручка растет. Но тут нужно еще учитывать и то, что после того, как началась специальная военная операция, мы увидели рост цен на ингредиенты, плюс логистические цепочки подорожали. Я считаю, что местами и поставщики неоправданно повысили цены. В общем, все цены подскочили на 20-30%. Но мы постарались цены удержать и именно по «Додо» все подорожало где-то на 10%.

Потом все начало успокаиваться, мы начали искать замены и пришли к тому, что нужно остаться на уровне 10-процентного повышения. А если брать бизнес моих коллег, то там у многих все гораздо сложнее. Если брать винные направления, у которых большой упор был на импорт, то их это очень коснулось, поэтому там цены выросли на 30%.

— А какие сферы в Альметьевске пострадали больше всего?

— Логично, что в первую очередь пострадали те отрасли, которые связаны с импортом. Те, у кого поставки были завязаны на западных или европейских составляющих. Я думаю, это общий тренд. И с китайцами пока не все просто, потому что они пока боятся вторичных последствий от санкций. Мебельные производства пострадали, потому что у них фурнитура подорожала резко, различные электронные комплектующие тоже повысились в цене.

«Чем становишься крупнее, тем более косо на тебя смотрят»

— Можете сказать, закрылись ли какие-либо предприятия в Альметьевске из-за того, что не справились? Или те, которые были близки к закрытию?

— Мне неизвестно о таких, в принципе, у нас все в порядке. Все нашли способ заменить свои комплектующие, которые были под риском нехватки.

— Вы как-то писали в соцсетях, что предприниматели Альметьевска неактивны. А сейчас они как? Может быть, под влиянием всех событий они начали действовать?

— Я бы не сказал. Активная ячейка складывается практически из активистов «Партии Роста» у нас в Альметьевске. Можно сказать, будто так исторически сложилось, что я эту ячейку возглавил и, так сказать, агитировал вступить в партию самых активных предпринимателей города. Но мы все же все-таки малый и средний бизнес. А у крупного бизнеса свои проблемы, своя жизнь. У них и поддержка на другом уровне. Да и государство сейчас занимается в основном интересами большого бизнеса, а не нами. Мы как всегда пытаемся выживать как можем. Ладно, проходили и не через такое, прорастали и не через такой асфальт.

— Кстати, о поддержке. Как обстоят дела с поддержкой от администрации Альметьевска? Что конкретно они сделали, чтобы оставить бизнес на плаву?

— В этом плане наш глава один из самых активных и современных. Я вот в Альметьевском районе представляю бизнес-омбудсмена Татарстана, но мне практически нечем заниматься, потому что сейчас наш мэр – бывший бизнес-омбудсмен — занимается всем сам (смеется). А бывших их не бывает. У него в крови это – заниматься вопросами предпринимателей. Всегда можно просто его помощникам позвонить и знать, что вопросы будут решаться.

Плюс мы еще зависим от федеральной повестки. Наши градоначальники действуют в рамках тех правил, которые задают сверху.

— Действительно, Тимур Дмитриевич всегда открыт для вопросов бизнеса. Но есть ли вещи, которые он не может решить?

— Да, например, вопросы республиканского уровня. Такие вопросы нужно выносить наверх.

Сейчас наш лидер Олег Коробченко как раз вошел в правительство и мы связываем с этим большие надежды, надеемся, что предпринимательство выйдет на более высокий уровень. Надеемся, что наша позиция станет более понятной и Коробченко сможет донести ее до регионального , а может быть и до федерального уровня.

«Чем становишься крупнее, тем более косо на тебя смотрят»

— Как думаете, на чем сейчас власти должны сделать упор, помимо импортозамещения? Может быть, не хватает грантов?

— Импортозамещение – это запуск новых производств, то есть организация нового бизнеса. Чтобы организовать новый бизнес, нужны деньги. В первый месяц вы сами знаете, какая была ставка. Банки сами были в шоке и не понимали, что делать, денег не было. Сейчас начинает все снижаться, денег становится все больше, но на самом деле я пока не вижу движений в сторону финансирования нового бизнеса и создания производств. И до спецоперации были проблемы доверия банков и всей финансовой системы к предпринимателям, и сейчас есть. Я считаю, что самая главная проблема развития бизнеса в России – это доверие, его просто нет. Сами знаете, кем нас всегда считали. Соответственно, из этого и исходила вся политика.

Чтобы получить грант, нужно пройти семь кругов ада и в итоге ничего не получишь. Поэтому я считаю, что нужно выходить на новый уровень доверия. Это должно быть связано с более простым способом получения денег для предпринимателей. Ни для кого не секрет, что некоторые предприниматели отработали какое-то количество времени и закрываются. Если же предприятие отработало пять лет и больше – значит, оно не поддерживает «серые» схемы, честно развивается. Значит, нужно давать ему кредиты, займы на более лояльных условиях, без залогов или с меньшим количеством залогов. Если же предприятие отработало семь лет – то это просто герои нашего бизнеса. Если десять – да им просто так нужно давать деньги, пусть дальше открываются, это честные ребята, они дают рабочие места. А у нас чем становишься крупнее, тем более косо на тебя смотрят. Чем дальше – тем страшнее. Безопасно заниматься просто семейным бизнесом. Открыл ресторанчик – папа ресторатор, сынок официант, условно говоря.

В общем, сложности есть, мы работаем по правилам, которые нам задали. Но нужны люди-практики, которые будут доверять бизнесу, получать от него обратную связь. У нас совсем нет обратной связи от бизнеса, нас не слышат. Вот Анастасия Татулова (общественный омбудсмен по защите предпринимателей – Ред.) ушла – она просто устала биться головой об стену. Это знаковое для всех нас событие. Борис Титов (бизнес-омбудсмен России — Ред.) тоже старается – создает для предпринимателей различные идеи для развития. Но никто не слышит. Поддерживают крупный бизнес, а о малом и среднем забыли – забыли о семейном фермерстве, о малых хозяйственных формах, которые могли бы в первую очередь накормить Россию. Это же главная цель. А сейчас нас кормят агрохолдинги, а это небезопасно, ведь закрытие любого из них это катастрофа.

— Не наблюдается ли оттока предпринимателей из Альметьевска? Или они, наоборот, приезжают сюда еще больше?

— Пока что как уезжали, так и уезжают. Но наметился очень обнадеживающий посыл от компании «Татнефть». Меня вот тоже недавно привлекли к стратегической сессии по развитию города до 2040 года. Это уже давно обсуждается у нас. Есть цель сделать Альметьевск городом с населением в 300-400 тысяч человек. В этом направлении и городская администрация работает, они собирают обратную связь от горожан – что бы они хотели, как видим это все мы, предприниматели. Единственное, что меня и других немного смущает – почему ставка не делается на развитие производства. За счет чего мы будем расти, если не будет предприятий, которые дают рабочие места?

«Чем становишься крупнее, тем более косо на тебя смотрят»

В администрации также поясняют нам, что мы должны вырасти до того уровня, когда 70% заняты в услугах, а 30% останутся на производствах. На данный момент у нас наоборот.

Еще я думаю, что мы должны быть самодостаточной республикой, то есть мы должны сами себя кормить, поить.

— Что вы посоветуете предпринимателям в это непростое время?

— Работать еще больше, не расслабляться и не молчать, если есть идеи по развитию предпринимательства или есть проблемы. Только нужно сразу предлагать свое решение: критикуешь — предлагай! И может быть я скажу громкие слова, но нужно верить своему лидеру. Есть сейчас люди, кто президента России Владимира Путина ругает, а я считаю, что надо верить и быть до конца со своим лидером и народом.


Читайте также: «Наконец-то наверху поняли, что бизнес имеет значение для экономики»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *