«В татарстанском кино все не так хорошо, как хотелось бы»

В татарстанском кино все не так хорошо
Кинокритик в интервью KazanFirst рассказала, почему все еще показывают
зарубежные премьеры и к каким из республиканских режиссеров стоит
присмотреться.

Редко встречаешь таких людей, которые так горят своим делом, как Адиля Хайбуллина. Ее я встретила на арт-показе фильма «Паразиты», где вместе со зрителями она обсудила корейскую ленту. Адиля делала это так вдохновленно и с энтузиазмом, с таким восторгом, будто в первый раз увидела фильм, и именно этот восторг к своей деятельности так сильно подкупает.

— Адиля, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в индустрию кино? Почему именно она?

— Важно сказать, что с детства я любила все, что связано с искусством – выставки, галереи, кинотеатры, театры, цирковые представления, любила читать безумно. Все это меня впечатляло, я погружалась в произведения искусства. Со временем, когда я уже закончила университет культуры, поняла, что из всех сфер мне ближе всего кино, потому что в кино возможно все, там может быть любой мир, любая реальность, все, что угодно, в отличие от других сфер искусства, где есть определенные рамки. А я такой человек, который любит новое, кино же всегда обновляется, всегда совершенствуется технически. Дальше было обучение, знакомство с «Время кино» — организацией, с которой я сейчас работаю. Меня также пригласили на «Радио Миллениум» вести рубрику про кино, я стала преподавать в театральном училище дисциплину «История кино». Вот так все и закрутилось. Я безумно благодарна и счастлива, что могу в своем городе работать и развиваться как кинокритик.

— У вас постоянно проходят различные проекты с организациями, кинотеатрами – расскажите, как вы зарекомендовали себя им? Это было сложно?

— Этот вопрос как раз переплетается с первым. Да, имя нужно зарабатывать, репутацию тоже. Я всегда буду повторять, что мне помогает работа в театральном училище. Преподавательская деятельность – это постоянное совершенствование, развитие вместе со студентами, умение подать материал в определенной, структурированной форме, то есть это и лекционные, ораторские способности. Я благодарна тому, что в училище мне доверили вести предмет, несмотря на то, что не было изначально должного образования и опыта.

В татарстанском кино все не так хорошо, как хотелось бы: кинокритик о том, как развивается индустрия в республике

А так, все просто – нужно очень много работать и сильно любить кино, зрителя, гореть тем, что ты делаешь. Казалось бы, что это простой рецепт. Но любой вам скажет, что в каждом виде искусства нужно подчинить себя ему, как говорил Андрей Арсеньевич Тарковский, нужно подчинить себя кинематографу. То есть это не он для вас, а вы для него.

Также, помимо радио, я работала на фестивале мусульманского кино, сейчас веду свой блог на «Бизнес онлайн», телеграм-канал, бывают отдельные интересные предложения, например, на фестивалях в качестве отборщика, члена жюри – от маленьких студенческих до международного зарубежного уровня, например, в сентябре я уезжаю в Казахстан. Нужно просто очень много работать и любить это. Поэтому зарекомендовала себя трудом, порядочностью. Во главу угла я всегда ставлю кино и сферу искусства, а потом все остальное и стараюсь делать добросовестно свою работу, любить зрителя. Любить его нужно, потому что критик работает для зрителей и для своей индустрии – режиссеров, актеров. Я рада, что являюсь довольно публичным критиком, а не только пишущим, мне нравится, что моя карьера связана именно с публичными показами и мероприятиями. Хотя без пишущей деятельности тоже, конечно, нельзя работать в этой профессии.

— На каких условиях проходит сотрудничество с кинотеатрами?

— Все индивидуально. Если мы говорим про «Киномакс», то являюсь их сотрудником, соответственно, у меня есть компенсация в виде денежных средств, то есть гонорары. Если же мы берем другие кинотеатры, с которыми я также сотрудничаю, но не так часто, это могут быть любые условия. Например, в ДК «Ленина» мы показывали программу архивных фильмов, которые были сняты в 40-е годы. Это была благотворительность с моей стороны, просто потому что мне кажется это правильным и интересным делом. Часто бывает, что друзья меня просят поработать с их фильмом на показе, если это татарстанские кинематографисты. Так что всегда по-разному, но в основном это работа, за которую платят деньги.

— Как проходит обычный день кинокритика?

— Интересный вопрос, мне его никогда не задавали. Кинокритик очень много смотрит кино, много пишет про него и рассказывает. Ни один день не проходит без просмотра фильма. Иногда их бывает много – до десяти штук, если работаешь на фестивале или какой-нибудь премии. Тогда мне приходится смотреть очень много разного материала. Так что да, я всегда смотрю кино, и даже если мне ничего не нужно смотреть по работе, я все равно это делаю, потому что люблю. Бывает, что иногда хочется отдохнуть, потому что у меня все-таки большой объем работы: фильмы, встречи, тексты об этих фильмах, очень много сейчас связано с анонсами каких-то мероприятий, есть частые лекции, к которым я тоже готовлюсь, изучаю материал, рассказываю. Часто думают, что кинокритик сидит в кинотеатре, смотрит один фильм, а потом спокойно приходит и за чашечкой кофе пишет о нем. Это была бы идеальная история, но на самом деле все происходит в более динамичном темпе. Все мои коллеги-критики работают точно так же. Очень большой поток материала, который нужно посмотреть. Я, конечно, предпочитаю смотреть в кинотеатре, его я очень люблю, но что-то из классики приходится смотреть дома. В общем, личного времени очень мало, работа занимает большой процент дня.

В татарстанском кино все не так хорошо, как хотелось бы: кинокритик о том, как развивается индустрия в республике

— Давайте немного поговорим о кино в Татарстане. На каком уровне находится киноиндустрия в республике?

— У нас есть очень талантливые ребята, есть закоренелые мэтры, скажем так. Всем известно, что раньше в Татарстане была очень хорошая документалистика, мы ею славились. Но позже стали появляться игровые фильмы на нашем национальном материале, они были с определенным колоритом. Потом кинематограф стал расширяться, появились ребята, не всегда с образованием, которые что-то снимали, пробовали. К большому сожалению, молодежь уезжает в столицы – в Москву и Санкт-Петербург. Здесь довольно сложно молодым кинематографистам продвигаться и работать, но надеюсь, что потихоньку все будет меняться. Например, благодаря организации «Время кино» ситуация улучшается, мы пытаемся что-то сделать, и не только мы.

В связи с последними событиями индустрия не очень хорошо развивается. Есть госзаказы, есть фильмы при государственной поддержке, они, как правило, связаны с определенной тематикой нашего края. Я считаю, что это хорошо, но недостаточно для обширного и разностороннего развития индустрии. Индустрия кино – это ведь не только съемки фильмов, это и база, и определенное количество специалистов. То, что у нас в Татарстане снимают фильмы также и московские режиссеры – это хорошо, это прокачивает среду, которая у нас, на мой взгляд, не на таком высоком уровне, как хотелось бы, хотя опять же есть ребята, которые стараются и работают.

— Есть ли тут достойные режиссеры? Кто они?

— Есть, и я о них часто говорю. Буду чаще говорить о молодых. Для меня Павел Москвин, безусловно, очень интересный молодой человек со своим видением кино. У него два фильма – «Пустота» и «Солдатская шапка», один полный метр, другой короткий. Булат Минкин с потрясающей документальной лентой «Один». Мне кажется, что если он и дальше будет работать в кино и что-то создавать, то это будет интересный и злободневный материал. Алмаз Нургалиев, который снял «Между семью островами» и сейчас собирается выпускать фильм про Азгара Шакирова — тоже интересная личность, он уже не юноша, но как режиссер молод, потому что создает только второй фильм. Хочется выделить этих ребят. Можно вспомнить еще много кого, но это первые, кто пришли на ум.

В татарстанском кино все не так хорошо, как хотелось бы: кинокритик о том, как развивается индустрия в республике

— А что насчет актеров?

— Я сразу скажу, что в Татарстане с актерами не очень хорошо, говорю именно про киноактеров. У нас мощная театральная актерская база, актерская школа, они прекрасны. Часто кинематографисты хотят взять актера театра, а он переигрывает, неестественен, потому что камера – это совершенно другое, это не театральные подмостки. Работать с профессиональными актерами не все умеют. Да, они хороши и органичны в кадре, но с ними нужно уметь работать, режиссеры у нас с этим тоже не всегда справляются. Бывает по-разному, но в целом я считаю, что все не так хорошо, как хотелось бы.

Сейчас на своих мастер-классах я говорю молодым ребятам, что нужно максимально много сниматься, чтобы чувствовать себя уверенно перед камерой, быть универсальным актером. Я преподаю в театральном училище и стараюсь обращать на это внимание. Мне кажется, что базы универсальных актеров, которые гармонично вписывались бы и в кино, и в театре, у нас пока нет.

— Какие ваши любимые фильмы татарстанских режиссеров? В чем их особенность?

— Опять же повторюсь – «Пустота» и «Солдатская шапка» Москвина. Это тема войны, человека в послевоенное время или человека, который делает выбор во время войны, как в «Солдатской шапке». Это интересный стиль, определенная притчевая манера. Это тот случай у Паши Москвина, когда визуальный ряд работает очень хорошо, образно, метафорично, поэтому мне нравится то, что он делает, он довольно современный. Он чувствует тенденции, которые есть в мировом кинематографе, и внедряет их в свои работы.

Если бы говорим про Булата Минкина и его документальную ленту, то она очень острая. Мне нравится там тема человека, который 18 лет просидел в одиночной камере, а также то, как эта тема раскрыта, как он умудрился разговорить человека, который пережил такие тяготы. Это талант. Там не только про силу духа, но есть и национальная составляющая.

Что касается Алмаза Нургалиева, то это просто какой-то самородок. Человек без образования снял «Между семью островами» — это что-то вроде псевдодокументальной ленты, там такая эстетика Кончаловского. Человек остается последним жителем деревни. Фильм сделан очень хорошо, честно, искренне, философски, потрясающий герой. Здесь работает все – и визуал, и музыкальный фон, и то, как смонтирован фильм. Мне довелось краем глаза посмотреть его вторую работу, она тоже очень интересная.

— Чего не хватает Татарстану, чтобы подняться на еще более высокий уровень?

— Конечно, все хорошо, но всегда чего-то не хватает. Безусловно, не хватает специалистов, финансирования, поддержки. На мой взгляд, нет своего сообщества. Пытаются что-то сделать местечковое. При этом у нас довольно хороший уровень того, что выходит. Вот я смотрю студенческие выпускные работы и вижу, что студенты теряются в этом, у них нет поддержки молодых кинематографистов, по крайней мере такой, какой хотелось бы. Да и мэтры, режиссеры с именем, которые у нас есть, например, Ильдар Ягафаров, Фарит Давлетшин, тоже не снимают часто по тем же причинам. Финансирование, поддержка, организация съемочного процесса – не все так, как в больших городах. Но я сейчас много смотрю регионального кино и вижу, что мы еще довольно хорошо развиваемся по сравнению с другими городами и республиками.

В татарстанском кино все не так хорошо, как хотелось бы: кинокритик о том, как развивается индустрия в республике

— После введения санкций что изменилось в киноиндустрии, помимо того, что нельзя выпускать зарубежные новинки? А именно в Татарстане?

— Я об этом уже давно говорила и сбылись все мои пророчества, скажем так. Первое время было сложно – люди не ходили в кинотеатры, им казалось, что там ничего нет, был какой-то страх, не было настроения, все было непонятно. Но прелесть нашего региона в том, что у нас все гораздо лучше, чем у других. Например, в Удмуртии кинотеатры закрывались. В Татарстане, насколько я знаю, не закрылся ни один кинотеатр именно по причинам разорения. Сейчас все выравнивается.

— Многие кинотеатры Казани все равно выпускает на экраны новинки, например, «Бэтмена». Почему так?

— Я не очень сильна в юридических тонкостях, но они нашли какие-то лазейки, которые позволяют смотреть эти фильмы довольно легально. Это не сразу получилось, но, видимо, каким-то образом получилось.

Сейчас все хорошо. Я провожу арт-показы и вижу, что людей ходят очень много. Сейчас я скажу немного скандальную фразу, но я даже благодарна санкциям, потому что люди стали смотреть больше качественного кино на моих арт-показах и вообще стали немного по-другому подходить к просмотру кино, а не потреблять однотипный продукт, который дает им разовые эмоции. Я очень надеюсь, что в республике вырастет уровень киносмотрения. Он уже растет благодаря санкциям. Да, я переживаю за кинотеатры, но в Татарстане у людей все-таки хорошая платежеспособность. Посмотрим, как будет, но я оптимист и верю, что искусство не умирает, оно вечно, киноискусство в том числе. Да, политические и экономические изменения важны для отрасли, но искусство все равно победит.

— Последний и самый банальный вопрос – какие ваши любимые фильмы и актеры?

— Это сложный вопрос. Я безумно люблю классику, в этом плане довольно скучный человек. Могу назвать режиссеров, которых люблю безумной любовью: это, конечно, Федерико Феллини, Вим Вендерс, Педро Альмодовар, Квентин Тарантино, Николас ВиндингРефн, Адильхан Ержанов. Перечислять я могу много. Это те, кого я могу пересматривать постоянно и получать удовольствие.
С актерами чуть попроще – очень люблю Олега Янковского, Марчелло Мастроянни, Хавьера Бардема. Из женщин я восхищаюсь Мерил Стрип, Софи Лорен, Пенелопой Крус.  


Читайте также: «Корейцы не следуют правилам, поэтому у них интересные фильмы»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *