«Больше всего сейчас востребованы позиции, которые могут заменить европейское оборудование»

При поисковом запросе импортного товара
Поговорили с создателем маркетплейса промышленных товаров Сергеем Жарахиным.
Узнали, как он помогает продавать предприятиям складские остатки, выстроить
новые каналы сбыта и насколько развита инфраструктура для маркетплейсов в
Татарстане.

Рынок электронной торговли Татарстана показал рост по итогам 2022 года. Число продавцов на маркетплейсах увеличилось в два раза и достигло порядка 45 тысяч. Площадки заплатили три миллиарда рублей налогов — 1,8% всех поступающих в бюджет республики налогов на прибыль.

В положительную динамику свою лепту внес и маркетплейс «ОнлайнСклад» предпринимателя Сергея Жарахина — уроженца Челнов, который 15 лет в бизнесе, занимается it-проектами,  строительством объектов энергетики и производством электрощитового оборудования. KazanFirst узнал подробности о его детище.

— Сергей, как и когда вы решились на создание маркетплейса «ОнлайнСклад»? Сколько он уже существует?

— Проект появился около трех лет назад из моей собственной боли. Уже более 15 лет у меня есть другое бизнес — производство электрощитового оборудования — компания «Электрояр». Там возникла проблема – затоваривание складов. После строительства промышленных объектов у нас оставалось много трансформаторов, различных реле управления, контроллеров и прочего электротехнического оборудования. О том, что у нас есть такие остатки, никто не знал.

Мы пообщались с конкурентами, партнерами и поняли: проблема есть практически у всех! Тогда появилась идея — меняться с компаниями остатками. Мы увидели: то, что есть у нас, нужно другим предприятиям, мы готовы это продавать с большим дисконтом, иначе неликвид занимает наши полки и замораживает деньги. Так мы подтвердили гипотезу на небольшом сегменте предприятий, убедились, что идея интересна бизнесу. И начали создавать промышленный маркетплейс с говорящим названием «ОнлайнСклад».

При поисковом запросе импортного товара, который больше не поставляется в Россию, «ОнлайнСклад» будет выдавать российские аналоги.

— При создании проекта ориентировались на какие-то аналоги или идея была полностью ваша?

— Идею не копировали, она родилась из реальной проблемы нашей компании. Конечно, мы сразу проанализировали несколько сайтов, которые занимались реализацией неликвидов, но они не отвечали потребностям современного рынка. Так что на тот момент у нас не было реальных конкурентов.

«Проект — это некое облачное хранилище»

— Какие товары продаются на вашем маркетплейсе?

— Все, что нужно промышленным и строительным предприятиям: стройматериалы, техника, оборудование, инструмент. Основной акцент — электротехническое оборудование. А буквально на днях разработчики сделали обновление для сайта, которое позволит развивать сегмент b2c, продавать товар физическим лицам. Обычным покупателям будут доступны светильники, кондиционеры, вентиляционное и отопительное оборудование, котлы и так далее.

— Есть ли у вас собственные склады?

— Нет, потому что проект — это некое облачное хранилище. То есть любое предприятие публикует товарные остатки на сайте, показывает рынку, а другая компания покупает их напрямую у продавца. Товары хранятся на складах наших поставщиков, они сами отправляют заказы покупателям.

— Какие еще особенности у маркетплейса?

— Основная — мы сами создаем карточки товаров и размещаем номенклатуру. Объясню. Часто бывает, что один и тот же товар называется по-разному в местах торговли — в магазинах, онлайн-магазинах, маркетплейсах. И даже на одном маркетплейсе или в онлайн-магазине можно увидеть несколько разных названий одного товара. Так получается, когда у производителя одно наименование изделия, а компания, которая его купила и дальше где-то продает, указывает другое название. Это усложняет поиск товара для покупателя.

При поисковом запросе импортного товара, который больше не поставляется в Россию, «ОнлайнСклад» будет выдавать российские аналоги.

На нашем маркетплейсе такого нет. На один SKU (единица складского учета, уникальный складской идентификатор) всего одна карточка товара. У всех поставщиков один и тот же товар называется только одним наименованием. Так его и находит покупатель. А уже внутри товарной карточки видит предложения от всех продавцов и может выбрать по количеству, стоимости, местоположению у кого купить. Подобное решение мы не видели ни у одного маркетплейса.

— Сколько инвестиций потребовалось в проект?

— Мы еще продолжаем инвестировать, поэтому пока сказать не можем.

— Помогло ли вам государство в реализации проекта? Были меры поддержки?

— В 2022 году мы получили грант от Фонда содействия инновациям РФ — 20 миллионов рублей. В этом плане государство нас поддержало.

«Предприятия активно запрашивают оборудование — и санкционное, и аналоги»

— С какими регионами работаете?

— Маркетплейс работает по всей России. Если смотреть статистику, то из каких-то регионов заказов больше. Но нам интереснее наблюдать за другими показателями — динамикой популярности определенных товаров.

— И что же это за товары?

— Больше всего сейчас востребованы позиции, которые могут заменить европейское оборудование. Например, вместо ушедшего из России Schneider Electric мы предлагаем отличный бренд Shenler. У нас много и российских производителей — ОВЕН, КЭАЗ.

— Что еще изменилось в работе маркетплейса на фоне санкций?

— К нам посыпались заявки! Предприятия активно запрашивают оборудование — и санкционное, и аналоги. Отечественные производители стали более востребованными. Поэтому одна из наших главных задач на 2023 год – создать систему импортозамещения. Она в принципе уже есть, теперь ее нужно «выкатить» в продуктовую версию на сайт. При поисковом запросе импортного товара, который больше не поставляется в Россию, наш маркетплейс будет выдавать российские аналоги.

«Больше всего сейчас востребованы позиции, которые могут заменить европейское оборудование»

Сейчас на складах лежит огромное количество продукции. Почему? До санкций компании продавали в основном через торговые дома и дилерские сети. Когда зарубежные производители остановили отгрузки товара в Россию, дилеры просто «схлопнулись». Наши поставщики остались без каналов сбыта. Сейчас они отходят от шока, строят новые каналы торговли, пытаются продавать онлайн. «ОнлайнСклад» сполна дает им такую возможность: не нужно иметь свой сайт, интернет-магазин, интернет-маркетолога. У нас на маркетплейсе компании получат свою страницу, которую можно забрендировать, даже может быть свое доменное имя. А еще мы продвигаем товары в Яндексе, выводим поставщиков в топ.

В то же время продукцию, которая «застряла» у одних компаний на складах, активно ищут другие предприятия. Без товаров у них останавливаются производства, масштабные стройки. Бизнесмены самостоятельно пытаются найти того, кто привезет оборудование, материалы по параллельному импорту. И готовы ждать месяц, два и полгода! А мы «вскрываем» все склады по России, собираем их на «ОнлайнСклад». Так мы закрываем проблему сразу с двух сторон — «расчехляем»  склады и помогаем найти товары.

— Как именно взаимодействуют покупатели и поставщики на сайте?

— Покупатель вводит запрос в поисковых системах, чаще всего в Яндексе, видит наш маркетплейс на первых строчках. Переходит на «ОнлайнСклад», попадает в карточку товара, где уже собраны все предложения поставщиков. Он может сравнить стоимость и выбрать — покупать в своем городе или условно в Москве, если там у поставщика этот товар дешевле и логистика — копейки. Контакты поставщиков показаны на сайте. Можно связаться напрямую, либо сделать автоматический запрос.

— Получается, что доставкой занимаются сами поставщики и покупатели. Или вы тоже?

— Есть два варианта. Сейчас на продуктовой версии сайта работает формат b2b – товар может купить только юридическое лицо у юридического лица по стандартным договорным отношениям. Доставка — за счет поставщика. Скоро доделаем опцию покупки товаров у компаний физлицами. Доставка будет за счет поставщика через СДЭК.

«В Татарстане очень хорошие условия для старта любого проекта, особенно в IT-сфере»

— Как вы оцениваете условия для бизнеса в Татарстане?

— В Татарстане очень хорошие условия для старта любого проекта, особенно в IT-сфере. Мы не испытываем проблем по подбору персонала – закрываем почти все вакансии. Нет недостатка в комфортных офисах. Мы работаем в новом IT-парке, довольны. Среда для созидания и роста подходящая. B2b рынок насыщенный, можно постоянно проверять разные рабочие гипотезы. Прекрасный регион для запуска, нам здесь прямо комфортно.

Сколько у «ОнлайнСклада» пользователей и как люди о нем узнают?

— Посещаемость сайта — около 30 тысяч пользователей в месяц. Постоянных пользователей — 10-15%. Как узнают о нас? Во-первых, CEO-разработчики регистрируют сайт в поисковых системах, повышают релевантность выдачи запросов. Во-вторых, мы продвигаем поставщиков через рекламные инструменты Яндекса. Также развиваем наши социальные сети, мессенджеры. На этот год есть глобальная задача — популяризировать ресурс. Мы запланировали масштабный маркетинг.

При поисковом запросе импортного товара, который больше не поставляется в Россию, «ОнлайнСклад» будет выдавать российские аналоги.

— Сколько сейчас людей в проекте? Как быстро вы расширяетесь?

— Сейчас у нас работает 30 человек. До настоящего времени мы не торопились сильно разрастаться, потому что создавали тестовую версию проекта, MVP (Minimal Viable Product, минимально жизнеспособный продукт). Далее развитие маркетплейса будет колоссальным — увеличимся в три-четыре раза.

— Какие есть у вас преимущества по сравнению с другими работодателями? Почему сотрудники должны идти именно к вам?

— Могу передать комментарии наших сотрудников, почему они нас выбирают. Первое – это IT-проект, такое всегда привлекает людей. Второе – хорошая зарплата, в среднем 70 тысяч рублей. Третье – классные условия. Офис, как я уже говорил, находится в новом IT-парке, где атмосфера располагает к развитию, росту. Четвертое — развивать стартап всегда интересно. Каждый сотрудник понимает: растишь проект — растешь сам. Перспективы для карьеры неограниченные.

— Как вы искали разработчиков под свою платформу с учетом того, что на рынке труда они в дефиците?

— Да, с разработчиками действительно ситуация не самая простая. Способы поиска подобных специалистов — настоящая коммерческая тайна сейчас. Делиться такой информацией мало кто захочет. У нас есть свои инструменты, но, как ни странно, хорошо помогает HeadHunter. Мы скептически к нему относились, а он стабильно генерирует нам новых кандидатов. Главное, показывать достойный уровень заработной платы.

При поисковом запросе импортного товара, который больше не поставляется в Россию, «ОнлайнСклад» будет выдавать российские аналоги.

— Некоторые работодатели не обращают внимания, есть ли высшее образование у соискателя. Вы обращаете?

— Нет. Я именно такой работодатель, которому важно другое. Я проверяю знания. Часто человек показывает себя отличным фронтэндом или DevOps-разработчиком, не имея профильного высшего образования.

— Какие еще цели ставите на 2023 год?

— Разработать для наших поставщиков полный инструментарий по управлению складами и остатками. Хотим, чтобы «ОнлайнСклад» был не только маркетплейсом, но и облачным сервисом для ведения складского учета. Чтобы поставщик мог «отзеркалить» склад на наш сайт, редактировать его, актуализировать информацию. Сервисы, которые мы сейчас можем предоставить, поддерживаются не на всех предприятиях. Мы думаем, как сделать, чтобы компании могли спокойно отказаться от своих складских систем и работать в нашей. Разрабатываем облачное решение, в которое предприятия интегрируют все — управление складами, торговлю на маркетплейсе, закупки.


Читайте также: Маркетплейсы в Татарстане показывают взрывной рост, число продавцов за год удвоилось


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *