Федералы ежегодно уменьшают статьи доходов Татарстана

Вклад нефтяников в казну республики с каждым годом сокращается.
Вклад нефтяников в казну республики с каждым годом сокращается.

Власти Татарстана сетуют, что федеральные законодатели сокращают доходные статьи бюджета республики. Несмотря на это, доходы и расходы, в 2020 году и плановых 2021-м, 2022-м вырастут, а дефицит сократится. Об этом говорили на парламентских слушаниях по бюджету. 

Пока основные критерии проекта документа следующие: доходы в 2020 году — 264,8 млрд рублей, что на 11,7% больше, чем в 2019 году. В 2021-м — 270,3 млрд рублей, в 2022-м — 272,3 млрд рублей.

Расходы в 2020-м — 267,9 млрд рублей, что больше на 11,1%. В 2021-м — 272,8 млрд рублей и в 2022-м — 274,9 млрд рублей. Дефицит составит 3,1 млрд рублей, 2,8 и 2,6 соответственно.

Глава Минфина РТ Радик Гайзатуллин заявил, что в 2019-м в доходной части ожидается 100 млрд рублей от налога на прибыль, 82,1 млрд рублей (консолидированный бюджет РТ) или 57,5 млрд рублей от доходов физлиц.

Федералы ежегодно уменьшают статьи доходов Татарстана

Акцизы в консолидированный бюджет принесут 34,2 млрд рублей. В бюджет РТ — 3,1 млрд рублей. 

21,3 млрд рублей придут в республиканскую казну от налога на имущество организаций. 2 млрд рублей — от транспортного налога, от налога на имущество физлиц — 2 млрд рублей. Неналоговые доходы консолидированного бюджета — 11,7 млрд рублей, бюджета РТ — 7,6 млрд рублей. 

Сам федеральный бюджет в Татарстане безвозмездно перечислит 31,3 млрд рублей в 2020 году. 

Таким образом консолидированный бюджет Татарстана (республиканский и местные муниципальные бюджеты) прогнозируется в объемах 310,2 млрд рублей доходов и 313,1 млрд рублей расходов. Дефицит — 2,9 млрд рублей. 

При этом, отмечает глава Минфина РТ Радик Гайзатуллин, в будущем бюджетном году сохраняется уровень первоочередных и социально значимых расходов, коих 70% от общего объема. 

Министр раскрыл нюансы трудностей, с которыми республика сталкивается по доходным статьям. 

— Начиная с 2018 года у нас поменялось законодательство. Если раньше «Татспиртпром» платил 40% от своих акцизов в казну республики, то сейчас всё уходит в федеральный бюджет. Распределение доходов акциза идет только черед розничную торговлю. Поэтому в бюджете видно снижение доходов от акцизов на алкоголь, — сказал Гайзатуллин. 

Федералы ежегодно уменьшают статьи доходов Татарстана

Депутат Госсовета и руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов задал вопрос: почему республика в прошлом году перечислила в федеральный бюджет 875 млрд рублей, а в 2020-м и последующие годы ожидается снижение безвозмездно поступающих федеральных денег в Татарстан? 

— Во-первых, в 2019 году в Казани был чемпионат WorldSkills, на проведение которого федералы нам выделили деньги. В 2020 году таких соревнований не ожидается. Во-вторых, поступление средств от федцентра идет по линии нацпроектов. По ним пока происходит уточнение сумм министерствами и ведомствами, — ответил министр. 

Другой парламентарий Альмир Михеев, представляющий партию «Справедливая Россия», спросил, как будет повышаться в Татарстане зарплата по отношению к МРОТ и сам МРОТ. 

— В 2020 году МРОТ будет увеличен. В этом году он у нас составлял 11 280 рублей. В следующем — 12 130 рублей. На основе такого изменения республике потребуется дополнительно 1,4 млрд рублей. Все деньги министерством заложены, это очень весомые для бюджета средства, — сообщил Гайзатуллин. 

Федералы ежегодно уменьшают статьи доходов Татарстана

Уже после заседания журналисты поинтересовались у главного казначея Татарстана, как будет восполняться дефицит республиканского бюджета. 

— У нас есть доходные полномочия с определенным профицитом. Мы планируем с помощью их остатков на начало года сбалансировать бюджет. Республика не планирует привлекать какие-либо коммерческие кредитные ресурсы, — сообщил министр. 

По его словам, Татарстан в публичном поле «любят критиковать» за то, что у него имеется «определенный весомый госдолг». Однако эти все долги получены от Минфина РФ, они очень льготные и долгосрочные. 

— Всего кредитов в Татарстан привлечено на сумму 84,6 млрд рублей с разными сроками погашения. Почти 69 млрд рублей республика взяла у Минфина РФ на проведение Универсиады. Основной долг по нему начнет выплачиваться только в 2023 году. А сейчас процент обслуживания кредита — 0,1% годовых, — отметил Гайзатуллин и добавил, что госдолг Татарстана «вообще никак не напрягает бюджет республики». 

Федералы ежегодно уменьшают статьи доходов Татарстана

По-прежнему актуальной для Татарстана остается тема соотношения доходов, которые уходят в федеральный центр, и той части, что остается в республике.  

— По налоговым и неналоговым доходам пропорция: 46-47% остается в Татарстане, 54% идет в федбюджет. А если включить сюда таможенные пошлины и социальные выплаты, то соотношение получается примерно 70% федералам и 28-29% в консолидированный бюджет республики, — привел данные руководитель министерства.  

Более детально Гайзатуллин раскрыл те доходы, с которыми казна Татарстана по вине федералов уже больше не увидится. 

Во-первых, это доходы с акцизов. По 1,9 млрд рублей они включены в бюджеты 2020, 2021 и 2022 годов. Но в последующих годах их уже не будет. 

Во-вторых, с 1 января 2019 года в России отменили налог на движимое имущество предприятий. Татарстан в этом году потерял из-за этого 5,9 млрд рублей. При этом 31 декабря 2018 года федбюджет возместил выпадающий у республики доход на 3,2 млрд рублей. На 2020-2022 годы сохранил доходы в 1,9 млрд рублей от акцизов. Оставшаяся сумма в менее чем 1 млрд рублей добиралась на протяжении года за счет поступлений средств на льготные лекарства. В целом статья доходов закрылась. 

— На 2020 год сейчас абсолютно ничего не решено, будут ли нам возмещать выпадающие доходы из-за отмены налога на движимость. В Совете Федерации отрабатывается этот вопрос, да и Рустам Минниханов тему держит под контролем, — сказал Радик Гайзатуллин. 

Федералы ежегодно уменьшают статьи доходов Татарстана

Уточним, что в новом налоговом законодательстве с 1 января 2019 года четкого определения и разграничения между недвижкой и движимостью, облагаемых налогом, нет. Это и раньше было той ещё головной болью для бухгалтеров предприятий. Закон определяет только недвижимое налогооблагаемое имущество — это, как правило, всё, что связано с землей, зданиями, а также корабли и корабли внутреннего плавания, трубопроводы, трансформаторные подстанции, линии связи, самолеты и так далее. 

Закон трактует всё, что не недвижимость, как движимость. И это сейчас освобождено от уплаты налогов. 

— Федералы ежегодно вносят изменения в сторону уменьшения части дохода Татарстана. Это в первую очередь касается нефтянки. Ежегодно нам меняют формулу начисления по НДПИ (который и так 100% платится в федеральный бюджет), тем самым уменьшается наша налогооблагаемая прибыль, — сетовал министр. 

В то же время он подчеркнул, что, несмотря на это, республика демонстрирует темпы экономического роста и увеличения числа рабочих мест. 

Дело в том, что в 2018 году в бюджете доход от налога на прибыль составил 103,7 млрд рублей. Гайзатуллин этот показатель называет «рекордным в истории». В то же время этот показатель в 2020, 2021 и 2022 годах составит уже 100 млрд рублей.

— В 2018 году из этих 103,8 млрд рублей «Татнефть» заплатила 47,3 млрд рублей. Вместе с малыми нефтяными компаниями — 53 млрд рублей. То есть более 50% доходов от налога на прибыль нам обеспечили нефтяники. В 2019 году мы ожидаем меньшую сумму дохода от них. А в 2020-м потери ещё хуже. Тем не менее, мы заложили в последующих годах доход в 100 млрд рублей, ожидаем хорошие показатели по компаниям нефтехимии и нефтепереработки, — рассказал министр.  

Федералы ежегодно уменьшают статьи доходов Татарстана

Журналисты попросили Гайзатуллина высказать мнение относительно того, что автоперевозчики Казани дважды за этот год поднимают тему с повышением стоимости проезда на общественном транспорте, аргументируя это тем, что бюджет Татарстана не индексирует им субсидии на перевозку льготных категорий граждан вот уже 6-8 лет. 

— Надо проанализировать ситуацию с другими городами и наши проездные билеты. В целом в бюджете республики предусмотрена сумма в 1 млрд 165 млн рублей на перевозку льготников для автоперевозчиков. На Казань — это около 905 млн рублей приходится. Поэтому здесь всё зависит от экономической эффективности на всех маршрутах. Мы совместно с ЦИСИ проанализировали определенные маршруты Казани и увидели там определенные резервы. Нельзя только рассматривать увеличение льготирования проезда и за счет этого закрывать убытки. Те средства, которые выделяет Татарстан, — достаточно весомые. Нам необходимо с казанскими властями и перевозчиками проанализировать ситуацию по каждому вопросу. Тогда можно делать выводы, что что-то недодает республика. А мы пока считаем, что те параметры, которые заложены, достаточны, — ответил Радик Гайзатуллин. 

Тем не менее транспортники уже раскритиковали ответ министра финансов. Во-первых, они согласились и готовы встретиться в Гайзатуллиным, во-вторых, автоперевозчики ни в коем случае не хотят покрывать свои убытки. Они считают, что за провоз льготников им республиканская казна недоплачивает себестоимость проезда. 


Читайте также: Перевозчики ответили главе Минфина: Мы не просим за счет льготирования покрывать убытки. Мы просим свои деньги за выполненную работу


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *