«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

В столице Татарстана начались обсуждения по тому
В столице Татарстана начались обсуждения по тому, как должна выглядеть Казанка.

Анонсированная в середине октября программа по разработке Стратегии развития реки Казанки начала свою работу. В прошедшую пятницу в ЦСК «Смена» было жарче, чем можно себе представить. Заявленная тема «Идентичность Казанки» предсказуемо перетекла в громкие и «глухие» рассуждения на тему будущего участка реки в районе улицы Гаврилова.

Общественные активисты, уверенные в своих убеждениях и экспертности в вопросах сохранения городских пространств яро перекрикивали тех, кто пришел рассказать, чем же важна с исторической и культурной точек зрения главная водная артерия города.

Подробно о старте разработки Стратегии Казанки мы писали ранее. Тогда мэр столицы Ильсур Метшин заявлял, что обновление реки будет не просто благоустройством, а для работы привлекут международных экспертов в лице франко-российского архитектурного бюро Orchestra.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

Привлекать международных экспертов было решено после того, как появилось понимание — экспериментировать с вопросом, касающимся главной реки столицы Татарстана нельзя. Заниматься этим вопросом будут Екатерина Гольдберг и Эдуард Моро, у которых за плечами есть схожий проект обновления Москвы-реки.

Как отмечали представители власти, а также архитектурного бюро, никаких решений приниматься не будет до тех пор, пока те, кому небезразлична судьба водной артерии не выскажут свое мнение.

Дабы узнать мнение этих самых небезразличных, Екатерина и Эдуард организовали встречу в «Смене». Главным на ней должно было стать обсуждение темы что же Казанка представляет из себя в глазах жителей, какие есть исторические и культурные особенности реки.  С этой целью позвали краеведов Марка Шишкина, Алексея Клочкова, Илью Евлампиева, ведущего научного сотрудника Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова Академии наук Азата Ахунова, главу республиканского отделения Русского географического общества Дмитрия Шиллера, а также историка, краевед, городского активиста Айрата Файзрахманова. Последнего собравшиеся, в отличии от других экспертов, встречали аплодисментами и возгласами «О! Этого мы знаем. Это наш!».

— Наша основная функция в проекте – выстроить диалог между заинтересованными сторонами. Развитие реки – сложный процесс, требующий комплексного подхода, участия администрации, бизнеса, горожан, сообщества, учреждения культуры. Мы понимаем, есть конфликтные точки, на которые мы будем обращать внимание и которые мы будем прорабатывать отдельно, собирать семинары, — заявила Гольдберг.

С её слов, при разработке Стратегии внимание будет уделено образовательному вопросу – если точнее, созданию возможностей для исследовательской и научной работы.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

Все это время активисты держали плакаты с лозунгами, призывающими отказаться от застройки рощи на Гаврилова: «Нет новому строительству вдоль Гаврилова!», «Застройки – нет. Парку – да!», «SOS» и так далее. Подобное волеизъявление было положительно отмечено Эдуардом Моро.

— Мне, как французу импонирует страстное отношение к городским проблемам, — сказал он на английском.

С его слов, подобная программа, запущенная в Казани уникальна с точки зрения вовлечения общественности в решение вопроса такого уровня.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

Первым выступающим стал Клочков, который заявил о необходимости сохранения или создания выходов для жителей напрямую к реке.

— Казанка она чистая была вплоть до Ягодной слободы. Водилась рыба, купались в ней. Там, где начинались Алафузовские предприятия была мертвая река, — напомнил исторический факт краевед.

В пример спикер приводит прямой выход к воде со стороны улицы Зои Космодемьянской. Сегодняшняя же набережная, несмотря на любовь жителей, подобной функции не выполняет. Эксперт уверен, если кто-то и захочет прийти на набережную, то до ближайшего «выхода» ему придется идти до НКЦ. Таким образом, связь города с рекой – потеряна. Исправить эту ситуацию, считает Клочков, невозможно, с другой стороны можно просто не повторить подобной ошибки. Существующие же дебаркадеры, краевед предлагает не забрасывать, а всячески использовать, ведь они успели стать неотъемлемым элементом реки.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

Практикующий экскурсовод Марк Шишкин солидарен с Клочковым. Он уверен, без прямых выходов к воде не обойтись. Помимо этого, необходимо уделять внимание локальным историям, как например мост дяди Коли. Как положительный пример интеграции зеленой зоны в город спикер приводит набережную озера Кабан

— Хотелось бы чтобы территория Казанки соответствовала высоким стандартам. Чтобы был доступ, вид, сохранялись зеленые массивы. Чтобы экскурсоводы могли показать реку и рассказать много увлекательных историй, — сказал он.  

В свою очередь Азат Ахунов считает, Стратегия развития реки должна включать национальный акцент. Обыграть его можно с помощью легенд и мифов.

— Зилантова гора может стать историко-рекреационным местом. Сюжеты, связанные с адмиралтейством, кораблестроением, Петром Первым. Речь идет о зоне отдыха для жителей и гостей. Я бы видел эту территорию, как место парков, в то же время нужно думать о капитализации территории. Кажется, подходящее место для оздоровительных центров, центров йоги, — высказывает предложение Ахунов.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

Продолжил тему идентичности историк Файзрахманов. С его слов, при разработке Стратегии нельзя забывать об Иске Казан (место фактического расположения последней столицы Волжской Булгарии, – Ред.), близлежащем Арске и прочих исторических фактах, связанных с рекой.

— Была Арская дорога, по которой можно было зимой на санях передвигаться. …Казань возникала как город на Казанке, — сказал он и получил овации активистов.

Современное состояние Казанки затронул Дмитрий Шиллер, который предлагает исследовать дно реки.

— Казанка, безусловно, уникальный объект, который интересен парками, особо охраняемыми природными территориями, животными, которые там живут. Я считаю, на этих территориях нужно создавать станции юннатов, станции экологов. Это первый шаг, через который мы сможем завести молодежь в интересную работу, — считает глава татарстанского РГО.

Завершил череду экспертных выступлений Илья Евлампиев. Он призвал не забывать, что реку нужно рассматривать как объект для спортивного блока, в том числе через увеличение лодочных станций, которых в 70-х насчитывалось семь.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

— Сапсерферам было бы интересно заниматься на участке в районе третьего транспортного кольца. Ниже – волны и сложновато. Мы видим, Казанка давала возможность для спорта, чтобы не ездить куда-то. Если говорить о возможностях, они всегда есть. Любые возможности — это возможности, где надо приложить усилие и очень захотеть, — как вариант развития реки предлагает Евлампиев.

— Мы что, будем слушать про спорт, — громко шептались активисты

— Давайте встанем и уйдем, — предлагала еще одна общественница.

Однако слова остались только словами. Никто не встал и не ушел. Вместо этого активисты взяли слово и требовали обратить внимание на волнующую только их зону – вдоль улицы Гаврилова. При этом, никакие убеждения о том, что тема встречи – понять ценность реки на них не действовали. Люди продолжали гнуть свою линию. Дабы переубедить всех и вся, активисты смешивали в одну кучу и запрет на строительство вдоль реки, и необходимость сохранения «зеленки» и фауны, обитающей в этой самой флоре.

В свою очередь Гольдберг напомнила, что тема экологии, безусловно, будет подниматься, но позднее – на следующей встрече, где экспертами выступят не культурологи, краеведы и историки, а экологи и сами активисты. Тем не менее, все пожелания, выкрикиваемые в ходе мероприятия Гольдберг записывала для дальнейшего внесения в протокол встречи.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

— Я думаю, то, что происходит сейчас – хорошо. То, что коллеги не всегда друг друга слушают и слышат – нормально. Это человеческий дискурс, который имеет право быть. Лучше поспорить на первых этапах, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть. И с этой радикальной позицией работать, искать пути решения, выходы. Для того, чтобы понять какие больные точки есть, и которые не снимались последние годы. Стратегия нужна, чтобы все это вывить и понять, что с этим делать дальше. Может быть не везде мы сможем сразу найти ответы, но мы будем знать, что проблема есть. Лучше, чтобы люди договорились в зале чем потом будут конфликты на самой территории. Может быть такие горячие обсуждения будут ни раз, ни два, ни три, — поделилась мнение в разговоре с журналистом KazanFirst Дмитрием Зайцевым заместитель главного архитектор Казани Дарья Толовенкова, пришедшая на обсуждение.

Как сообщила Екатерина Гольберг, следующее обсуждение пройдет через пару недель. Узнать о месте и дате проведения можно в социальных сетях движения. Пожелания и предложения любой желающий может оставить на официальном сайте Стратегии kazanka.tatar.

«Лучше поспорить, услышать радикальные точки зрения, но узнать, что они есть»

После завершения мероприятия активисты разбежались, а единицы оставшихся отказывались разговаривать с журналистом KazanFirst. В сообществе во «ВКонтакте» — «Защитники Казанки на Гаврилова» после встречи появилась публикация, в которой автор жалуется, что из 2500 адресатов, приглашенных на мероприятие, пришла только «активная группа».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *