«Чистокровные японцы»: можно ли их найти на авторынке

Японские автомобили
Японские автомобили, славящиеся своим исключительным качеством, в большинстве
случаев уже давно поставляются в нашу страну не из Японии или вовсе производятся
локально. Почему настоящих «японцев» практически не осталось и как это сказалось
на надежности этих моделей — разбираемся в нашем обзоре.

«Тойоты» местного разлива

Японские автомобили давно и по праву заслужили репутацию эталонного качества и высокой надежности, за что их так и полюбили российские автомобилисты. Однако сегодня самые продаваемые модели от японских производителей поставляются к нам вовсе не из Страны восходящего солнца, а выпускаются на их предприятиях, расположенных непосредственно в нашей стране. 

Так, Toyota, которая является лидером японского сегмента, производит свои бестселлеры — кроссовер RAV4 и бизнес-седан Camry — на заводе в Санкт-Петербурге. Там же расположено предприятие Nissan, с конвейера которого сходят кроссоверы Qashqai, X-Trail и Murano. Кроме того, внедорожник Nissan Terrano выпускается на мощностях завода Renault в Москве. На калужском предприятии «ПСМА Рус» компания Mitsubishi локализовала сборку кроссоверов Outlander и Pajero Sport, которые являются для марки самыми продаваемыми в нашей стране. А Mazda на заводе во Владивостоке производит кроссоверы CX-5 и CX-9, а также бизнес-седан Mazda6. 

Как говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, российский рынок привлекателен для автоконцернов из Страны восходящего солнца высоким спросом на их модели, а также широкой аудиторией автомобилистов. 

«Чистокровные японцы»: можно ли их найти на авторынке

В то же время японские производители автомобилей понимают: чтобы быть конкурентноспособными в нашей стране, необходимо снижать цену, так как это один из главных критериев россиян при выборе машины. А поставка автомобилей, собранных непосредственно в Японии, существенно увеличивает их стоимость и сроки ожидания.

— Локализация сборки в регионе – обычная практика для автопроизводителей. Если машина собрана на территории России, она будет стоить дешевле, так как производитель получает субсидии от государства за размещение своих заводов на территории страны, – поясняет директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

С японским прищуром

Показательно, что наиболее доступными автомобилями японских марок в нашей стране и вовсе являются перелицованные модели «неяпонских» автопроизводителей. Прежде всего, это седан Datsun on-DO и хэтчбек mi-DO стоимостью от 531 тыс. рублей и 554 тыс. рублей соответственно, которые с японским автопромом связывает лишь эмблема на радиаторной решетке. Как известно, «Датсуны» для российского рынка построены на базе модели Lada Granta и помимо косметических улучшений внешности отличаются от «оригинала» лишь незначительными доработками. В тройку наиболее доступных автомобилей японских марок вошел внедорожник Nissan Terrano, чей стартовый ценник составляет 1 млн 048 тыс. рублей. Как и в случае с Datsun, он также стал плодом бейджинжиринга, и особых отличий от донорского Renault Duster не получил.

По мнению директора по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексея Ермилова, японским автоконцернам важно сохранить рынок сбыта на территории России. Поэтому они выпускают под своими брендами такие модели как Datsun и Nissan Terrano, которые пользуются популярностью у российских автомобилистов благодаря доступной цене и хорошему техническому оснащению.

— Перелицовка моделей «неяпонских» брендов является чистейшим маркетинговым ходом и не более того. Nissan Terrano и Datsun даже собраны на одних и тех же заводах. Таким образом производители пытаются расширить аудиторию потребителей особенно среди тех, кто в автомобилях особо не разбирается, но слышал про хваленое японское качество. Именно на таких покупателях производители и наживаются, ведь перелицованные модели стоят дороже обычных аналогов, – рассуждает Денис Еременко.

«Чистокровные японцы»: можно ли их найти на авторынке

В пересчете с иены

А вот автомобили Toyota Corolla (от 1 млн 367 тыс. руб.) и Suzuki Vitara (от 1 млн 379 тыс. руб.) имеют гораздо больше общего с японским автопром, хотя и поставляются в нашу страну из Турции и Венгрии. Кроссовер Nissan Qashqai (от 1 млн 413 тыс. руб.), как уже говорилось, производится непосредственно в России. Далее в рейтинге наиболее доступных японских моделей в нашей стране следуют кроссоверы Suzuki SX4 (от 1 млн 479 тыс. руб.), Mitsubishi ASX (от 1 млн 572 тыс. руб.) и Suzuki Jimny (от 1 млн. 659 ты. руб.), причем две последних модели поставляются к нам непосредственно из Японии. Замыкает же «десятку» самых доступных японских автомобилей бизнес-седан Mazda6 стоимостью от 1 млн 668 тыс. рублей, производство которого локализовано в России. 

Таким образом, единственными чистокровными «японцами» в данном рейтинге стали Mitsubishi ASX и Suzuki Jimny. А ведь на российский рынок поставляются из Японии немало моделей, таких как Subaru, Lexus, Inifiniti, а также знаменитый Toyota Land Cruiser Prado, что лишний подтверждает влияние японского происхождения на стоимость автомобиля.

Как отмечает руководитель проектов «Дрома» на европейской территории РФ Антон Серков, купить чистокровного «японца» сегодня дорого, ведь любое государство при помощи пошлин стимулирует развитие локального производства. Автомобили Corolla, Vitara, ASX – бюджетные модели, а для этого сегмента даже 10% стоимости являются фактически приговором.

Качество» – в деталях

Не секрет, что о качестве иномарок российского производства у потребителей существуют разные мнения, особенно если речь заходит именно о японских машинах. С одной стороны, единые производственные стандарты, действующие на всех предприятиях японских автоконцернов, гарантируют высокое качество сборки автомобилей вне зависимости от места их производства. С другой стороны, знаменитое «японское качество» во многом складывается из мелочей, к которым относится даже не столько качество комплектующих (они, безусловно, проходят тщательный контроль на любом заводе), сколько качество сырья, из которого они изготовлены. Дело в том, что локальные поставщики производят сырье по местным нормативам качества, отличающихся от японских или, скажем, немецких. И если для пластиковых деталей этот фактор не столь критичен, то, например, в случае со сталью он может сказаться на прочности кузова. Впрочем, в условиях тотальной глобализации автопрома говорить об истинно японском качестве сегодня не приходится в принципе.

«Чистокровные японцы»: можно ли их найти на авторынке

— Понятие «японского качества», равно как и «немецкого качества» прочно сидело в умах наших потребителей еще со времен появления иномарок в стране. Но меняется всё: и место производства, и технологии, и сам потребитель. Сегодня популярность объясняется в первую очередь ценой, которая очевидно выгоднее у локализованных моделей. Сила бренда уже играет меньшую роль – стоит посмотреть на объемы продаж корейских и набирающих популярность китайских марок, – рассуждает Антон Серков.

По словам руководителя направления PR компании «Рольф» Павла Носова, большинство клиентов уже убедилось, что качество сборки автомобилей на российских заводах иностранных брендов не уступает зарубежным. В данном случае можно говорить о мировом уровне качества. Ни клиенты, ни дилеры не видят здесь проблем.

В то же время локализация японских машин в России имеет и очевидные преимущества. Прежде всего, это адаптация моделей под местные условия эксплуатации. Так, автомобили, выпускаемые для нашего рынка, имеют более прочную подвеску, тогда как у этих же моделей в Японии или Европе она мягче и для испытаний российскими дорогами не приспособлена. По той же причине у многих «японцев» с российской пропиской – более высокий дорожный просвет. Немаловажным является и вопрос цены: как уже говорилось, благодаря локализации производства и экономии на транспортировке «Тойоты» и «Ниссаны» российской сборки обходятся покупателям заметно дешевле по сравнению с импортными аналогами.

Всегда в цене

Иначе обстоит ситуация на вторичном рынке, где покупатели в большинстве своем по-прежнему обращают внимание на место производства автомобилей японских марок, отдавая предпочтение «оригинальной сборке». Показательно, что «японцы» до сих пор являются абсолютными лидерами продаж среди иномарок с пробегом, занимая 20% всех продаж. Согласно данным агентства «Автостат», только за девять месяцев 2020 года россияне приобрели свыше 1,1 млн таких машин – это даже чуть больше, чем за тот же период было продано новых автомобилей всех марок.

При этом несмотря на то, что ввоз подержанных иномарок облагается высокими пошлинами, и зачастую на «вторичке» перепродаются японские автомобили, завезенные в нашу страну более 10 лет назад, их стоимость не становится ниже. Так, по оценкам «Авито Авто», средняя цена японских машин с пробегом в третьем квартале 2020-го составила 460 тыс. рублей – это на 4,5% больше, чем год назад и на 3,4% больше, чем во втором квартале нынешнего года.

«Чистокровные японцы»: можно ли их найти на авторынке

— Японские автомобили зарекомендовали себя как очень надежные и выносливые, поэтому спрос на них на вторичном рынке будет всегда, и такие машины будут всегда дороже европейских аналогов. Люди готовы заплатить на 20% больше за сам автомобиль, но в будущем сэкономить на ремонте крупных узлов и агрегатов, а также продать этот автомобиль практически за те же деньги, – говорит Денис Еременко.

Между тем, объемы продаж японских машин с пробегом значительно различаются в зависимости от региона. Так, в Иркутской и Новосибирской областях на долю «японцев» приходится более 50% всех продаж подержанных автомобилей, а в Красноярском крае – 46%, гласят данные «Авито Авто». Наименее популярны автомобили японских брендов у водителей в Саратовской области, Волгоградской области, Татарстане и Удмуртии, где японский автопром занимает менее 15% вторичного рынка.

— Структура продаж автомобилей с пробегом соотносится со структурой регионального автопарка. За Уралом он традиционно пополнялся автомобилями с пробегом с японского рынка. Потребитель из восточных регионов России знаком с этими машинами, их выбор достаточно широк, поэтому и продажи «японцев» на вторичном рынке Сибири выше, чем у марок из других регионов мира. А вот в Поволжье ситуация принципиально иная – там исторически сильны позиции АвтоВАЗа, и именно российская марка широко представлена на вторичном рынке региона, – констатирует Павел Носов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *