«Молодым людям в Челнах негде себя пробовать»

Редакция KazanFirst продолжает разбираться в теме оттока молодежи из автограда. Своими мыслями и идеями делятся учитель и урбанист.
Редакция KazanFirst продолжает разбираться в теме оттока молодежи из автограда.
Своими мыслями и идеями делятся учитель и урбанист.

KazanFirst продолжает поднимать и разбираться в одной из важнейших проблем, которая стоит и мешает на пути к развитию Челнов — это отток молодежи. Данный вопрос и влияние нового генплана города на него мы обсудили с архитекторами, отдельно рассмотрели причины переезда молодых челнинцев и пути решения этого в интервью с заслуженным архитектором России и Татарстана Вячеславом Ниловым.

Мнение учителя

Кто, если не учитель, который наблюдает за тем, как растет его класс, и общается со школьниками ежедневно, сможет дать ответ на этот вопрос. Молодая учительница иностранных языков Татьяна Шакирова родилась в деревне Васильевка Аксубаевского района. Отучившись, она поступила в Набережночелнинский государственный педагогический университет.

«Молодым людям в Челнах негде себя пробовать»

— Естественно, после тихой деревенской жизни Челны — большой город. Я всем сердцем его люблю, но после того как я закончила университет и проработала два года в школе, мне стало тесно и серо там жить. Хотелось попробовать себя еще в чем-то, а пробовать, как оказалось, негде, — рассказала спикер. — Мое решение переехать в Казань оказалось удачным. Я нашла дело мечты, которое приносит мне удовольствие, обрела семью. Мне есть где гулять, я могу посещать интересные места. Для самореализации и саморазвития тут ресурсов больше.

На тот момент, когда молодому специалисту захотелось перемен, автоград не смог удовлетворить потребность в самореализации и Шакирова нашла себя в другом городе. По её мнению, для спокойной семейной жизни и воспитания детей Челны — подходящий город. А вот когда кипят амбиции и хочется независимости, испытывать себя лучше в другом месте.

— Мне кажется, что молодежь из Челнов уезжает в поисках себя, потому что в автограде мало пространства найти именно то, чем ты будешь жить. Кого-то манит город побольше, поярче, где жизнь «кипит». Кому-то интересно что-то новое. Кто-то просто хочет поскорее обрести независимость без контроля родителей, — перечислила собеседница причины переезда. — Как можно исправить проблему и чего не хватает молодежи? Сложный вопрос. Мне кажется, что молодым людям в Челнах негде себя пробовать. Естественно, все всегда зависит от самого человека, но в автограде, я думаю, нет того самого движения, а если точнее — «движа». Челны — город спокойный и размеренный, он больше подходит для взрослого поколения. Лично я, возможно, вернусь обратно в уже зрелом возрасте. 

«Молодым людям в Челнах негде себя пробовать»

Одноклассников у Шакировой было 14 человек. Пятеро из них поступили в вузы автограда.

— Там [в автограде] осталась только одна одноклассница. Но остальные переехали по совершенно другим причинам — вышли замуж, направили по службе, — отметила спикер. — А вот если говорить про одногруппников, с которым я училась и которые практически все были коренными жителями автограда, трое так же переехали после обучения и попыток поработать в Челнах. Они живут в Казани, уехали в поисках большей перспективы и нашли — довольствуются ею, самореализовываются здесь.

Мнение урбаниста

Челнинский урбанист Рамиль Шамсутдинов поделился мнением, которое сформировал исходя из личного опыта. Мы попросили перечислить три фактора, которые влияют на решение молодежи переехать из автограда.

«Молодым людям в Челнах негде себя пробовать»

— Первая причина больше с точки зрения урбаниста – это наша городская инфраструктура. В большинстве случаев молодежь уезжает из Челнов в более крупные города, такие как Казань, Москва, Санкт-Петербург. Там в первую очередь развита социальная инфраструктура города. Например, наличие велодорожек, удобный общественный транспорт, современные социально-общественные пространства (парки, скверы, современные площадки для массовых мероприятий, аквапарки и прочее). Если говорить о разнообразии архитектуры как причине, то это тоже субъективный момент, потому что кто-то любит гулять по историческим центрам, для кого-то это не является важным. Если говорить обобщенно, то это городская инфраструктура, — поделился спикер.

Вторая причина — в крупных городах жизнь людей более наполнена разного рода событиями.

«Молодым людям в Челнах негде себя пробовать»

— Там постоянно происходит «движуха», — отметил он. – Большое количество людей, они постоянно что-то придумывают: фестивали, концерты, лекции и так далее. Например, уличные музыканты спонтанно решили сыграть на улице Баумана. Тоже своего рода событие. В Челнах, мне кажется, такие мероприятия в дефиците. У нас мало что происходит.

На третьем месте перспективы больших городов.

— Отчасти, мне кажется, что они призрачны, — прокомментировал урбанист. – У молодежи бытует такое мнение, что в крупных городах большие зарплаты и больше возможностей для самореализации. Ими также движут амбиции, они планируют добиться успеха, обзавестись связями, выбиться в люди, так скажем. Однако реальность показывает, что это не всегда так. Да, в какой-то степени разница в размере заработной платы или перспективах карьерного роста есть. Особенно это заметно по количеству вакансий для узких и перспективных специальностей. 

Собеседник привел в пример количество вакансий для программистов в четырех городах. На сайте HeadHunter в Челнах для специалистов всего 100 объявлений, в Казани — тысяча, в Санкт-Петербурге — шесть тысяч и в Москве около 15 тысяч вакансий.

Также, говоря о перспективах, нужно учитывать наличие учебных заведений.

— Мы знаем специфику нашего города, и в такие города, как Казань, Уфа, Москва, Санкт-Петербург, молодые люди часто уезжают на учебу, — добавил подпункт он.

Собеседник рассказал о своеобразных «Петрах I», которые уезжают в столицы, учатся перспективным и узким специальностям, а после возвращаются на родину развивать данную отрасль в своих небольших городах.

«Молодым людям в Челнах негде себя пробовать»

— Они становятся незаменимыми и необходимыми специалистами для развития нашего города, — подчеркнул Шамсутдинов. – Есть такие патриоты, которые целенаправленно уезжают с пониманием того, что вернутся через 5-10 лет, чтобы сделать жизнь родного города лучше.

С Шамсутдиновым мы также обсудили, почему после отъезда молодежь возвращается на родину.

— Основываясь на личном опыте, а также историях моих родных, друзей, знакомых, я могу сказать, что причин великое множество. Однако из основных – это разбившиеся о скалы реальности амбиции, рухнувшие ожидания от жизни в большом городе, — перечислил одну из частых причин собеседник. – Вторая причина в том, что кто-то не потянул ритм города. В Москве, Казани и прочих крупных городах нужно быть всегда в движении, и многие просто не выдерживают. Большой город выжимает людей, и это нужно понимать. У кого-то хватает сил и воли выдержать, справиться и даже получать удовольствие от такого ритма жизни. Они направляют свою энергию в нужное русло и добиваются успеха. Но большинство людей крупный город просто съедает.

Также на возвращение могут повлиять семейные обстоятельства.

— Приведу в пример моих знакомых. У молодой пары появились дети, все их родственники находятся в Челнах, а молодая семья живет в другом городе. Получается так, что банально помочь им некому: оставить с кем-то ребенка, помочь в воспитании или материально, да и просто поддержку оказать. Также, развивая тему семьи, у кого-то могут остаться на родине пожилые родители, которым понадобится поддержка, присмотр или полное обеспечение (иждивение), — объяснил активист.

Спикер в рамках разговора привел примеры из семьи. Брат Шамсутдинова после окончания вуза уехал в Америку, где проживает уже 14 лет. Сестра собеседника сначала уехала учиться в Казань, а через несколько лет с момента выпуска переехала в Москву работать, где и решила остаться жить.

— Она справляется с ритмом города, причем очень успешно. Для меня она в этом плане является примером того, к чему нужно стремиться, — добавил он.

По его мнению, проблема оттока молодежи стоит остро в плане отъезда именно коренной молодежи.

— Уезжают ребята, которые родились, выросли в Челнах, знают его, образно, с пеленок. К сожалению, такие жители могли бы пригодиться в развитии города, потому что знают его историю, культуру, специфику и нюансы, — объяснил спикер.

Коренные специалисты могли бы более объективно и целенаправленно решать локальные проблемы.

— Это доказывает практика, — и Шамсутдинов привел в пример тему благоустройства города. – Зачастую приезжают высококвалифицированные специалисты из других городов, те же архитекторы. Да, они выбирают удачные, грамотные решения в плане архитектуры, но если бы они были знакомы со спецификой города, думаю, они бы добивались более высоких результатов, попадали бы в точку своими проектами, покоряли сердца жителей, решали локальные проблемы. 

Собеседник добавил, что новые общественные пространства были бы более родными для челнинцев, потому что сохраняли историю и акцентировались на ключевых моментах, известных местным жителям. 

«Молодым людям в Челнах негде себя пробовать»

— У нас есть проблема, что профессионалов из провинциальных городов не воспринимают как высококвалифицированных специалистов. Соответственно, доверия к ним меньше, — отметил он.

Рамиль считает, что если бы к проектам привлекали больше местных высококвалифицированных специалистов, то это пошло бы только на пользу городу.

Отток коренной молодежи замещается жителями окружных районов республики – малые города, деревни, поселки и села. Решить проблему может создание привлекательной жизни как в социально-бытовом плане, так и в архитектурном.

— Красивые улицы, городские пространства — я говорю не только про парки, а в целом о городской архитектуре. Наш город — сплошной микрорайон. Приезжему, туристу не за что зацепиться, не на что посмотреть. У нас нет достопримечательностей, есть памятники промышленной архитектуры и памятники строителям города – работникам КАМАЗА. Нет исторических точек, если, например, сравнивать с Елабугой, — прокомментировал урбанист. – Но в этом нет вины нашего молодого города, просто так сложилось исторически. В Елабугу нет-нет да приезжают туристы. Автоград, к сожалению, — это промышленный ранее моногород. Теперь он активно развивается и нужно отдать должное ему за это.

Уникальность Челнов, по мнению собеседника, состоит из двух ключевых факторов, которые могут стать своеобразными рычагами притяжения молодых. Первый – город является территорией особого социально-экономического развития (ТОСЭР).

— Соответственно в него идут потоки зарубежных инвестиций, в частности, от корпорации Haier. Это создает и рабочие места, и привлекает перспективных специалистов, — добавил спикер. – В целом Набережночелнинская агломерация, если в нее можно включить Нижнекамск и Елабугу (и особую экономическую зону «Алабуга») обеспечивает кадрами очень большое количество челнинцев. Точно так же в Менделеевске на предприятии АО «Аммоний». Если рассматривать как агломерацию, в плане промышленности и рабочих мест наш город является привлекательным. То, что ТОСЭР привлекает инвестиции, – это факт.

Также Челны от других городов отличает количество свободного места.

— Город был исторически неграмотно спроектирован, — считает Шамсутдинов, с точки зрения урбаниста. – Он неграмотный для простого жителя, пешехода. Этот город был запроектирован с широкими проспектами и дорогами, зелеными улицами. Важно было, чтобы горожане могли комфортно передвигаться на автомобилях и было чем дышать. Советским проектировщикам казалось, что узкие улочки и плотная застройка в городах, в частности в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, давит на людей. И они заложили в проект такой вот широкий город. Однако, как показала практика, это не самое удобное и удачное решение.

По его словам, Челны в плане дальнейшего развития городской инфраструктуры и урбанистики – это чистое полотно.

— Учитывая, сколько у нас свободного места, его можно удачно задействовать для развития автограда, его инфраструктуры. Широкие проспекты дают возможность для создания всего того, что так любят урбанисты: обособленные маршруты общественного транспорта, создание трамвайного маршрута, велодорожки. Мы не можем на любой улице в таких исторических городах, как Москва, Казань, Санкт-Петербург, установить трамвайные пути и чтобы у нас оставалось еще место для вело- и пешеходных маршрутов, а также авто и общественного транспорта. У них узкие улицы и нет столько возможностей для маневра. У нас инфраструктура позволяет развивать все маршруты, так сказать, все возможные блага инфраструктуры для городского жителя.

В Челнах есть возможность переделать город и сделать его удобным.

— К его развитию можно как раз привлечь молодежь. Хотелось бы, чтобы наше правительство совместно с администрацией города способствовали развитию Челнов и плотно взаимодействовали с активной и инициативной молодежью, которая хочет и может улучшить автоград, — подытожил спикер.


Читайте также: Вдохновились Артемием Лебедевым: какой будет самая большая школа Челнов?


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *