Научный комплекс Татарстана не достиг максимального уровня для решительного прорыва

Первое заседание Совета по образованию и науке при президенте Татарстана прошло в понедельник в 8-м учебном здании КНИТУ-КАИ. До его начала лидер республики Рустам Минниханов успел осмотреть легендарный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144
Первое заседание Совета по образованию и науке при президенте Татарстана прошло
в понедельник в 8-м учебном здании КНИТУ-КАИ. До его начала лидер республики
Рустам Минниханов успел осмотреть легендарный сверхзвуковой пассажирский самолет
Ту-144, недавно установленный на пьедестал в КАИ-граде под будущий музей
техники, и побывать в нескольких лабораториях вуза

Первое заседание Совета по образованию и науке при президенте Татарстана прошло в понедельник в 8-м учебном здании КНИТУ-КАИ. До его начала лидер республики Рустам Минниханов успел осмотреть легендарный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, недавно установленный на пьедестал в КАИ-граде под будущий музей техники, и побывать в нескольких лабораториях вуза.


Кристина Иванова — Казань

Президент также выслушал предложения по разработке республиканской программы научных исследований по трем основным направлениям и по созданию технопарков при вузах Татарстана. Обо всем подробнее читайте в репортаже KazanFirst.

Два двигателя продадут для создания интерактивного музея

Выйдя из машины, Рустам Минниханов сразу направляется к установленному недавно на постамент между 2-м и 8-м зданиями КАИ самолету Ту-144.


Читайте также: «На вечный прикол»: Ту-144 водрузили на постамент в КАИ-граде


Ранее он стоял в качестве учебного пособия на территории 6-го здания вуза на Дементьева. Там его разобрали и по частям доставили на Четаева. По словам ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова, 31 декабря 2018 года, в день 50-летия первого полета Ту-144, в салоне борта и на прилегающей территории планируется открыть интерактивный музей техники. Рустам Минниханов снимает панораму на видео и тут же выкладывает ее в соцсети.

— Очень приятно, что самолет все-таки на хорошее место поставили, — говорит позднее президент на заседании Совета. — Его надо сейчас оживить, чтобы дети могли видеть. 50 лет назад мы могли построить такой самолет, а сегодня мы радуемся МС-21 (российский проект ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета. — Ред.). Вон какие самолеты мы строили. Это тоже хорошо — МС-21, то, что он полетел.

foto_2 (3)

Рядом с лайнером установили один из четырех двигателей от Ту-144. Это экспонат под будущий музей. Вес такого двигателя — 4,5 тонны. Лидер республики заметно оживляется, рассматривая махину и ощупывая различные детальки.

Альберт Гильмутдинов рассказывает, что изначально на самолете было четыре двигателя. Один из них будет использован как музейный экспонат, еще один оставят на кафедре в КАИ. Два же планируется продать, а средства направить на оснащение будущего музея. Кстати, ранее проект создания музея в Ту-144 оценивали в 30 млн рублей, а финансовой помощи хотели просить у учредителя вуза — Минобрнауки России.

Как уточняет KazanFirst проректор КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов, один двигатель можно реализовать за несколько миллионов рублей. А всего на продажу предполагается два. Планируется, что в музее двигатель будет представлен в разрезе — чтобы были видны составные части. А электрический привод поможет продемонстрировать основные механизмы работы.

Цифровая экономика для ведущих предприятий РТ

Совсем недавно, 12 мая, в рамках празднования 85-летия КАИ, в вузе открыли полигон «Цифровая экономика». Стратегическим партнером в его создании стал Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).


Читайте также: КАИ встретил юбилей без самолета, но с японскими роботами и «квантовым телефоном»


Рустаму Минниханову рассказывают, что здесь осуществляют четыре вида деятельности: обучение студентов (стартует 1 сентября этого года), повышение квалификации и переподготовка сотрудников предприятий, а также демонстрация возможностей системы полного жизненного цикла изделий и реализация совместных проектов с предприятиями Татарстана под их цели и задачи.

Как поясняет KazanFirst Виталий Бабушкин, директор центра «Цифровая экономика», в настоящее время правительство республики уже утвердило дорожную карту такого взаимодействия с предприятиями. Проведено предварительное обследование на «Татнефти», Казанском электротехническом заводе, ОКБ Симонова и «Электроприборе». На очереди обследование «КАМАЗа» и еще несколько предприятий. После этого в течение месяца на этих производствах пройдет детальный аудит.

— Исходя из специфики предприятия будет определено, полностью ли там нужна система полного жизненного цикла изделий или только отдельные ее компоненты, — поясняет он. — Благодаря ей все процессы, начиная от зарождения идеи изделия до ее утилизации, будут отражены в системе.

foto_4 (3)

По словам собеседника издания, на некоторых предприятиях работают аналогичные зарубежные системы. Но если руководствоваться необходимостью импортозамещения, система, разработанная РФЯЦ-ВНИИЭФ — лучшая на отечественном рынке. В идеале она стремится к аналогам, которые сейчас существуют в Европе под названием «Индустрия 4.0». Бабушкин затруднился назвать стоимость внедряемой системы — все зависит от специфики предприятия. Но цена стартует от 50-100 млн рублей, которые необходимы на покупку лицензии. Однако затем система должна быть доработана под нужды конкретного предприятия.

— Мы идем в тренде, — отреагировал Рустам Минниханов.

Далее президенту Татарстана демонстрируют программно-аппаратный комплекс планирования и мониторинга производства. Благодаря ему в режиме онлайн через инфомат отмечается начало работы станка. Все ответственные участники производства могут видеть, запущен ли он, нет ли проблем в работе. Сообщения об этом рассылаются на телефон сотрудников. Система может повысить эффективность производства до 80%. Чтобы из пилотного проекта вырасти до промышленного внедрения, необходимо 50 млн рублей.

— Этот проект мы сделали сами фактически на коленке. Можем сделать больше, — с гордостью рассказывает заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятии» Газиз Мингалеев.

— Пилот надо сделать. С «Татнефти» начнем, — предлагает президент.

Расходы на науку в Татарстане уступают среднероссийскому значению

Сам Совет проходит в закрытом для прессы формате — журналистам разрешают послушать только приветственное слово Рустама Минниханова и доклад ректора КФУ, главы Совета ректоров вузов РТ Ильшата Гафурова. Несмотря на то, что Совет существует с 2015 года, первое серьезное обсуждение организовано только в июне 2017 года.

По словам президента Татарстана, в настоящее время на территории республики функционируют более 120 научных организаций. По их количеству регион занимает лидирующую позицию в ПФО, но в масштабах страны уступает Москве, Санкт-Петербургу, Московской, Свердловской и Новосибирской областям.

— Нам все-таки надо подтягиваться. Раз мы третьи (имеется в виду, что Казань — третья столица. — Ред.), то и по этому показателю должны быть третьими, — считает он.

Научный комплекс Татарстана не достиг максимального уровня для решительного прорыва вперед, сетует президент. К примеру, количество ученых в профильных организациях республики почти в полтора раза меньше, чем только в одном ведущем научном учреждении — Российском федеральном ядерном центре.

foto_5 (3)

В Татарстане ставятся масштабные задачи по модернизации, в том числе и в научном секторе, продолжает он. И мультидисциплинарный федеральный исследовательский центр, который планируется создать на базе семи региональных институтов Федерального агентства научных организаций, должен придать импульс развитию науки и технологий республики. Академия наук РТ, крупнейшая среди всех национальных академий страны, тоже должна определиться со своей уникальной нишей, прозрачно намекает лидер республики.

Рустам Минниханов отмечает успехи по финансовому обеспечению фундаментальных и прикладных научных изысканий. Так, за последние 15 лет совокупные объемы затрат на исследования и разработки в Татарстане увеличились более чем в десять раз и превысили 12 млрд рублей.

— Думаю, что полная компенсация провала фондирования научной и научно-технической деятельности, который наблюдался в 90-е годы, еще не компенсирована, — считает он.

К тому же по удельному весу расходов на науку в структуре ВРП республика ощутимо уступает среднероссийскому значению. Если в стране этот показатель составляет 1,1, то в Татарстане — 0,73.

— При этом не до конца ясно, как ликвидировать накопленный объем недофинансирования в условиях, когда система государственных финансов страны испытывает достаточно серьезные ограничения, — сетует он.

По мнению Рустама Минниханова, крайне важно максимально повысить эффективность вкладываемых финансовых ресурсов, сконцентрироваться на прорывных для республики направлениях научно-технического развития. А научным организациям Татарстана стоит консолидировать усилия в борьбе за целевые трансферты федерального бюджета.

foto_6 (2)

Президент убежден, что Иннополис должен быть точкой для реализации прорывных наработок.

— Гордимся тем, что имеем свои разработки, но нужно без зазрения совести использовать потенциал, который есть во всем мире. В Калифорнии, например, как пылесос — все, что есть, очень быстро формируют для себя, — говорит он.

Для кого и какого качества специалистов готовят вузы?

В своем докладе Ильшат Гафуров предлагает разработать республиканскую программу научных исследований по трем основным направлениям — медицина и фармацевтика, область IТ, агронаука.

— Эти направления востребованы всем обществом, поскольку затрагивают интересы большинства и при этом входят в компетенцию республики, — считает он. — Разработка этих направлений в качестве ответов на существующие глобальные вызовы отражена в Стратегии научно-технологического развития РФ и может найти федеральную поддержку. В Татарстане созданы неплохие стартовые условия для развития именно этих направлений.

Ректор также заостряет внимание участников заседания на вопросе подготовки выпускников вузов.

— К сожалению, сегодня, несмотря на предпринимаемые государством определенные меры, высшее образование в России живет в условиях индустриальной культуры середины XX века, поскольку подавляющее большинство вузов работает исключительно как образовательные учреждения, поставляющие кадры для нужд народного хозяйства. Поэтому зачастую при встречах с руководителями предприятий всегда возникают одни и те же вопросы: для кого и какого качества специалистов мы готовим? — говорит он. — Происходит так, что подготовка специалистов ориентирована на запросы даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня.

foto_7 (2)

По мнению Гафурова, зачастую вузы Татарстана не хотят выходить из системы сугубо образовательного учреждения (концепция «Университет 1.0») и переходить в число вузов формата «Университет 3.0». Последний предполагает не только обучение и проведение исследований, но и коммерциализацию знаний. Ректор убежден, что вузы, пропагандирующие концепцию «Университет 1.0», всегда будут биты.

В российском отечественном высшем образовании сектор по коммерциализации знаний практически отсутствует. Самое большое число малых инновационных предприятий среди вузов РТ имеют КФУ, КХТИ и КАИ. По словам ректора, не всегда они приносят должный доход. К тому же причины нормативного свойства мешают создавать эффективную инновационную инфраструктуру вокруг университетов.

Для более эффективного перехода к концепции «Университет 3.0» Ильшат Гафуров предлагает открывать при вузах технопарки. Прежде всего при тех, где проводятся реальные научные изыскания.


Читайте также: Всеволод Лисовский: Господин Мединский — худшая реклама для своего ведомства


Фото: пресс-служба президента РТ

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *