«Не лишен ли смысла сам по себе вопрос: «Зачем нам татарский язык?»

Организаторы проекта «Татарская детская школа лидера» считают
Организаторы проекта «Татарская детская школа лидера» считают, что для
сохранения национальной культуры школьники должны знать язык, историю, а также
не устраивать шабаши у себя на страницах в соцсетях

Чтобы взрастить татарского лидера среди детей, которые будут популяризировать родной язык, культуру, историю и сохранять этническую идентичность, в Татарстане выделяется примерно 952 рубля ежедневно. Речь идет о «Татарской детской школе лидера» (ТДШЛ), организованной совместно с Министерством по делам молодежи и спорту республики, Федеральной национально-культурной автономией татар и молодежным центром «Идель».

Начиная с 2010 года школу организовывают осенью. Она пройдет с 2 по 8 ноября. Обычно в неё набирают детей-татар из других регионов России. Руководитель центра «Идель» Лейсан Сафина рассказала, что финансирование проекта колеблется от 350 000 до 450 000 рублей.

«Не лишен ли смысла сам по себе вопрос: «Зачем нам татарский язык?»

В этом году произошло существенное сокращение финансирования проекта, что отразилось на количестве участников. Вместо 96 детей приедут 60. В качестве компенсации, говорит Лейсан Сафина, смену ТДШЛ продлили на один день. 

Сумма в 952 рубля берется исходя из среднеарифметических 400 000 рублей, разделенных на 60 детей и на семь дней смены школы.
Как говорят организаторы, они формируют базу для обучения молодых лидеров, работают над сохранением идентичности татарской нации. Как правило, участниками школы становятся ученики 7-11 классов.

— У нас летом проходят все профильные смены лагерей — «Милләтебез хәзинәләре» («Сокровище нации»). Длятся они по девять дней в июне и августе. К нам приезжают дети, мы в течение смены за ними наблюдаем, как они себя показывают. Те, у кого проявляются лидерские качества, мы приглашаем в ТДШЛ, — рассказывает специалист по работе с молодежью центра «Идель» Зулия Салихова.

«Не лишен ли смысла сам по себе вопрос: «Зачем нам татарский язык?»

Создатели проекта пристально следят за страницами соцсетей своих подопечных. Бывали случаи, когда они отмечали неприличные посты и вызывающее поведение детей в интернете. Тут же организаторы звонили родителям и просили их обратить внимание на поведение ребенка. По этой причине даже пришлось отказать нескольким детям, поскольку они не захотели менять поведение в соцсетях. 

В школах читают лекции, проводят круглые столы, организуют совместное посещение музеев, спектаклей театра Галиаскара Камала, а также встречи с видными представителями татарской молодежи.
Уроки татарского языка и популяризацию коммуникации на нем проводит преподаватель Николай Максимов по своей уникальной методике. Тем не менее, сетует Лейсян Сафина, детей татарскому языку за семь дней, пока идет смена школы, не научить.
— Но если в них будет заложена искорка интереса к татарской культуре, языку и истории — это уже хорошо, — резюмирует она.
Из года в год организаторы стараются найти всё новые и новые ответы на больной для них вопрос: «Зачем сегодня татарам татарский язык?». Тем более проект заточен в основном на детей из других регионов России и даже ближнего зарубежья (Казахстан), где уроков татарского как таковых нет или они имеют недостаточное качество преподавания.

«Не лишен ли смысла сам по себе вопрос: «Зачем нам татарский язык?»

— Мне кажется, не лишен ли смысла сам по себе вопрос: «Зачем нам татарский язык?». Мы же не задаемся вопросом, зачем человеку семья? Зачем человеку мама, папа? Мы должны разъяснять ответ на такой вопрос в первую очередь не детям, а их родителям. Всё-таки, у родителей есть позиция, что вот я куда-то ребенка посылаю и он в течение восьми дней быстренько неизвестному ему татарскому языку обучится. Значит, думает родитель, я таким образом с себя ответственность снимаю. На самом деле это не так. Мы объясняем, что знание татарского языка вам поможет общаться с представителями тюркских народностей. Если вы переедете в Татарстан, то тут два государственных языка. Также язык надо знать, потому что у татар богатая культура и история, — поясняет Лейсян Сафина. 

Пока никто из выпускников ТДШЛ не стал лидером общественного мнения в соцсетях из-за своего недостаточного знания татарского языка. Но эти лидеры проявляют себя активно при организации общественных молодежных организаций в Астрахани, Ульяновске, Саратове и Новосибирске. 


Читайте также: «Закошмаренный» татарский язык: вина есть у всех, но не у директоров школ


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *