«Большинство людей не знают, что такое халяль»

Отрасль халяль — на пике развития, в том числе и в Татарстане. Это стало большой
индустрией, крупной сферой бизнеса, важной для экономики государства. Мировой
оборот продукции составляет более 2 трлн долларов, по прогнозам экспертов, к
2020 году он вырастет до 3 трлн. Однако если зарубежные страны вовремя
предприняли меры и разработали единые стандарты, то Россия в этом смысле в
отстающих. Это породило замкнутость продукции внутри регионов и фальсификат,
поставляемый под знаком «халяль»

Спрос на продукцию и услуги халяль с каждым годом только увеличивается. Причем не только среди мусульман. Потому остро стоит проблема разработки единого стандарта «халяль» и введения его в правовое поле. Именно поэтому по инициативе муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина в июле 2017 года в Татарстане был сформирован технический комитет в сфере производства продукции «халяль». Он должен разработать и внедрить общефедеральные стандарты в производство продукции и оказание услуг «Халяль», что позволит унифицировать требования к российским товаропроизводителям и создаст возможности для освоения внутреннего рынка и экспорта продукции за границу. Среди членов объединения — представители региональных духовных управлений мусульман России, в том числе Татарстана, Москвы и Санкт-Петербурга, научных институтов молочной и мясной промышленности, предприятий-производителей и других организаций.

«Важно выявлять то, что является, а не называется халялем

Экспертное сообщество России серьезно обеспокоено ситуацией с отсутствием общих для всех правил. И корень проблемы гораздо глубже, чем кажется. Несмотря на то, что все спешат скорее ввести в правовое поле единые стандарты, многие даже не знают элементарного определения «халяль». 

— На сегодняшний день, если спрашиваем: «Что такое халяль?», то говорят: «Это отсутствие свинины». Есть непонимание вопроса. Для нас важно выявлять то, что является халялем, а не называется халялем. Не только продукты, но и услуги. Нам важна суть продукта. Второй момент — мы должны помнить, что наша задача — защитить потребителя. К сожалению, по факту получается так, что мы всегда отстаиваем производителя. Если мы будем думать только об интересах производителя, потребители будут жаловаться постоянно. Им всегда будет тяжело, они всегда будут на стороне облегчения, — считает муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

С этой позицией солидарен ответственный секретарь, ПТК-проректор МРО «Образовательная организация высшего образования Казанский исламский университет» Рустам Нургалеев. Он рассказал, что в первый год в список первоочередных задач технического комитета включен вопрос формирования единой терминологии, определения основных понятий и категорий. Эту работу планируется завершить к 2019 году.

«Бедный потребитель -мусульманин кроме упования и доверия ничего не имеет»

В свою очередь заместитель генерального директора ЗАО РСМЦ «Тест — Татарстан», а также зампред Технического комитета Сергей Гогин отметил, что из-за отсутствия в России стандартов недобросовестные производители используют знак «халяль» для увеличения своей прибыли.

— У сферы есть ряд проблем. Первая — это местечковость — непризнавание продукта из одного региона России в другом. Это плохо. Потому что то, что производится в Татарстане, может получить запрет на реализацию в другом регионе. Большое количество мусульман хотели бы иметь татарстанский чак-чак на своем столе, но у них не получается. Вторая проблема — большой процент фальсификата. В торговых сетях появляются абсурдные примеры. Например, колбаса «Докторская» — халяль, сделанная по ГОСТу. Так вот, если она изготавливается по ГОСТу, то в ее состав входит запрещенная свинина. Если убрать свинину, то колбасу назвать «Докторской» нельзя. То же самое и с услугами. Третья проблема — органы по сертификации работают с нарушениями. Четвертая проблема — отсутствие стандартизации перекрывает выход на международную арену, потому что нет подтверждений подлинности, — кратко резюмировал эксперт.

Все эти факторы, как следствие, негативно сказываются на имидже организаций по сертификации, производителях и потребителях, которые теряют доверие к продукту.

— Сейчас бедный потребитель-мусульманин кроме упования и доверия к определенным комитетам ничего не имеет. Он не может пойти пожаловаться или обратиться в Роспотребнадзор. Потому что добровольная сертификация вне правового поля РФ. Федеральный закон не понимает такого понятия: «Я обижен, мои молитвы не принимаются, меня накормили не тем». Чтобы дать этот рычаг, мы хотим войти в правовое поле, — поддержал коллегу Рустам Нургалеев.

Первые наработки — к 2020 году

Самый активный период работы Технического комитета придется на последующие три года. Именно за это время специалистам предстоит изучить всю международную практику стандартизации, сформировать единый понятийный аппарат и требования к сырью, а также перейти к определению процессов производства, транспортировки, упаковки халяльной продукции. Для этих целей предусмотрено государственное, грантовое финансирование и собственные средства.

— Процесс переосмысления основных элементов халяльной продукции будет происходить несколько дольше. Поэтому производство и определение требований к сырью мы планируем закончить не ранее чем к 2020 году, — рассказал Нургалеев.

Руководство Технического комитета единодушно в том, что работа предстоит огромная и жарких споров не избежать. Но все готовы к этому и открыты к диалогу. Встречаться эксперты индустрии планируют минимум раз в год.


Читайте также: «С позиции шариата биткоин не может являться деньгами»


Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *