В редакцию KazanFirst обратился генеральный директор компании «АКИ-ЛИЗИНГ-к» Ленар Мингалимов, который утверждает, что председатель правления «Акибанка» Ильдар Галяутдинов уклонялся от создания предусмотренных нормативами ЦБ резервов и практически довел до банкротства его организацию, навязывая убыточные сделки по перекредитовке проблемных заемщиков.
Почти на 30 листов формата А4 растянулась жалоба предпринимателя (имеется в распоряжении редакции. — Ред.). В тексте он несколько раз называет себя «младшим родственником со стороны матери». Список обвинений достаточно серьезный — спекуляции с нормативными резервами банка, «вымывание» денежных средств из компании «АКИ-ЛИЗИНГ-к» на погашение кредитов других проблемных заемщиков «Акибанка», фальсификация финансовой отчетности и финансового состояния банка.
Мингалимов говорит, что на подобные «шельмования» Галяутдинов решился не от хорошей жизни.
— Очевидно, что у «Акибанка» имеются проблемы в виде острой нехватки в резервировании и ликвидности активов банка, качества таких активов, что в свою очередь объективно свидетельствует о недостаточной устойчивости, что может нарушить права граждан — вкладчиков банка, а также юридических лиц, имеющих денежные средства на счетах «Акибанка». Данные обстоятельства, по моему мнению, подлежат пристальному вниманию со стороны компетентных органов и должностных лиц во избежание повторения проблем, аналогичных ТФБ, — утверждает в своем обращении генеральный директор «АКИ-ЛИЗИНГ-к».
Кредит кредитом погоняют
При выдаче кредита банк не может точно знать, вернутся ли деньги обратно своевременно и в полном объеме, потому и необходим резерв на возможные потери. Чем хуже финансовое положение компании, взявшей заем, тем большую сумму банк должен откладывать, чтобы сохранять стабильность. Для бизнеса это не всегда удобно — деньги должны вращаться и приносить прибыль.
В октябре 2015 года компания «Интердорстрой» находилась на стадии банкротства и вряд ли могла вернуть 170 млн рублей, взятых в кредит в «Акибанке», рассказывает Мингалимов. Тогда Ильдар Галяутдинов попросил предпринимателя помочь в решении вопроса — выкупить имущество проблемной компании, которое находилось в залоге у «Акибанка», и затем передать организации (или другому аффилированному лицу) обратно на условиях договора лизинга или купли-продажи с рассрочкой платежа. «Интердорстрой» вырученные средства в свою очередь мог бы направить в «Акибанк» для погашения долга по кредитной линии, что позволило бы исключить проблемного заемщика из числа контрагентов и не создавать под него резервы.
— Схему решено было провернуть через подставную организацию, которая позже бы ликвидировалась, чтобы другие кредиторы компании не могли оспорить сделку, — отмечает Мингалимов.
В итоге разработанный план оказался реализован — компания «Арамис» выкупила у «Акибанка» право требования долга к «Интердорстрою», а затем приобрела и залоговое имущество — строительную технику и оборудование на сумму в 170 млн рублей. Далее все это «добро» выкупила уже фирма «АКИ-ЛИЗИНГ-к» и снова продала — организации под названием «Нерудстрой», учредителями которой оказались сами проблемные заемщики — «Интердорстрой». Правда, платить они теперь должны были не банку, а лизинговой компании, которая платежей в итоге не дождалась и влетела на кругленькую сумму.
«Утечка» денег из страховой компании «АСКО»
Не менее интересен и случай, произошедший в 2012 году со страховой компанией, которая до недавнего времени принадлежала Ильдару Галяутдинову (сейчас положение дел страховщика изучает временная администрация, введенная ЦБ, лицензия у «АСКО» отозвана, — Ред.). Тогда предправления «Акибанка» обратился к Мингалимову за помощью в выведении из «АСКО» 150 млн рублей, которые понадобились, чтобы закрыть «какие-то свои дыры».
Схема была такая — еще одна подставная компания выпускает простые векселя (ценная бумага — что-то вроде долговой расписки с обязательством выкупить ее обратно через определенный срок и с определенными процентами. — Ред.), которые выкупает страховщик. Затем средства без проблем обналичивают по договору займа через кассу «Акибанка» и передают Галяутдинову. Подставным лицом выступил работник Мингалимова и руководитель компании «Матрица+» Альберт Газизов.
— Галяутдинов обещал, что денежные средства возьмет временно и отдаст до конца 2012 года с процентами, Газизов в свою очередь внесет их на расчетный счет своего предприятия, обратно выкупит или погасит выпущенные им простые векселя и деньги вернутся в «АСКО».
Но ни денег, ни процентов предправления «Акибанка» не вернул и сейчас (судя по продаже страховой компании, не вернет и в будущем), сетует бизнесмен.
Отказался от фальсификации отчетностей — жди банкротства
Вероятно, все эти несколько противоречивые сделки остались бы за кадром. Но в конце 2017 года в роли проблемного заемщика выступила компания самого Мингалимова — из-за последствий нескольких перекредитовок сторонних организаций задолженность в 400 млн рублей оказалась подвешенной в воздухе.
— Галяутдинов потребовал от меня подделать бухгалтерскую и иную финансовую отчетность за 2017 год с целью исключить негативные последствия в таком случае для «Акибанка» в виде создания резервов по нормативам Банка России, — пишет Мингалимов в письме, полученном редакцией KazanFirst.
Услышав отказ, председатель правления кредитной организации начал доводить «АКИ-ЛИЗИНГ-к» до банкротства — не пускал работников в офисные помещения (которые компания арендует в здании банка), заблокировал расчетный счет, направил требование о досрочном погашении всех кредитов с процентами.
Угрозы семье и сгоревший Mersedes-Benz
Ленар Мингалимов оказался в безвыходной ситуации. Чтобы спасти свой бизнес, он был вынужден написать письмо, в котором и раскрыл некоторые «серые» схемы «Акибанка». Эти сведения были отправлены, в том числе, председателю Центробанка России Эльвире Набиуллиной, а также в правоохранительные органы. Отреагировали ли на обращение бизнесмена получатели, пока неизвестно. Но у самого предпринимателя проблемы уже начались.
— Галяутдинов как лично, так и через подсылаемых ко мне своих подчиненных и иных знакомых всячески угрожал мне и членам моей семьи (включая моих детей) как физической расправой, так и наличием у него якобы связей в прокуратуре, полиции, а также тем, что его отец, будучи ветераном спецслужб, так же окажет ему содействие в организации незаконных действий в отношении меня, — заявляет Мингалимов.
Удивляться ли в сложившихся обстоятельствах тому, что в ночь на 16 января 2018 года сгорел автомобиль Mersedes-Benz, принадлежащий одному из сотрудников «АКИ-ЛИЗИНГ-к», — вопрос открытый. Ущерб в 1,4 млн рублей не остался без внимания — по данному факту следователи уже возбудили уголовное дело.
Читайте также: Черная полоса Галяутдинова: над «Акибанком» нависла угроза отзыва лицензии
Comment section