«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

Председатель правления Ильдар Галяутдинов пытается сохранить главный бизнесактив.
Председатель правления Ильдар Галяутдинов пытается сохранить главный
бизнесактив.

С момента как агентство Moody’s понизило рейтинг «Акибанка» со «стабильного» на «негативный» прошло около двух недель. Так стало понятно, что кредитная организация из Набережных Челнов испытывает некие проблемы. В самом учреждении, конечно, придерживаются прямо противоположной точки зрения и настаивают — все основные показатели банка в норме.

За то время, в течение которого вокруг «Акибанка» сгущались тучи, всплыло много интересных и даже неожиданных подробностей о делах финансовой империи Ильдара Галяутдинова — председателя правления кредитной организации. 

Редакция KazanFirst решила собрать воедино все, что на данный момент известно о ситуации вокруг челнинского банка. 

Избавление от АСКО 

Созданная в 1990 году на базе СП «Автосервис» страховая компания АСКО к 2010 году имела уже 15 филиалов в России, превратившись в федерального игрока. 

«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

Фирмой владели генеральный директор «Сетевой компании» Ильшат Фардиев и председатель правления «Акибанка» Ильдар Галяутдинов. Им принадлежали 7,7 и 12% активов страховой компании. В списке также фигурируют компании и финансовые организации, прямо или косвенно связанные с бизнесменами, — ПАО «Акибанк» (доля 17,9%), ООО «Челны-Бройлер» (15,23%), ООО «Камский бекон» (11,81%), ООО «Жилэнергосервис» (7,47%), «Связьинвест» (5,84%) и ОАО «Земельная корпорация Энергия» (3,49%). Кроме того, среди совладельцев АСКО числились акционер «Акибанка» Васима Ашрапова (6,1%), совладелец «Камского бекона» Александр Клевцов (3,49%), экс-экономист «Татэнерго» Гульсина Миннеханова (7,77%).

В то время она занимала 58-ю позицию в российском рейтинге и 10% на рынке Татарстана. По данным отчетности компании, на конец сентября 2017 года у АСКО оставалось более 492 000 действующих договоров страхования, в том числе порядка 255 000 клиентов купили там полисы ОСАГО.

Трудности у страховой компании начались еще в 2016 году, когда в республике возник дефицит в выдаче страховых полисов ОСАГО и появилось нежелание многих более крупных игроков рынка работать с этим видом автострахования из-за измененного регламента.

По итогам 2016 года существенную долю у челнинского страхователя занимало автострахование (61,53%, из них ОСАГО — 56,3%, КАСКО — 5,23%). По итогам того же года, по информации banki.ru, компания АСКО получила 158 млн рублей чистого убытка. Сборы и выплаты у нее уже в 2017 году упали наполовину относительно предыдущего периода — до 454 млн рублей. Конкретно по ОСАГО сальдо просело на 41%, до 276 млн рублей. 

«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

Это наглядно показало собственникам страховой компании, что бизнес перестал приносить деньги. Скорее наоборот — начал уходить в минус. Владельцы решили избавиться от актива. АСКО продали московской компании «УК Сити Ассет Менеджмент».

Другое дело — автовладельцы, которые покупали полисы у АСКО, — для них продажа страховой компании стала неожиданностью.

На сегодняшний день у страховщика приостановлена лицензия и в ее работе разбирается регулятор — Центробанк. 

— Кредитование бизнеса, связанного с банковской организацией, — вполне рядовая ситуация, не вызывающая никакого повышенного внимания. Она стала острой, когда кредитуемый бизнес (страховой в данном случае) утратил лицензию, — оценивает ситуацию старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — Если «Акибанк», у которого все довольно нейтрально с точки зрения доходов, баланса и активов, будет следовать предписаниям регулятора и продолжит работу в соответствии с законодательством, проблем у него быть не должно. Ухудшение ситуации возможно, но на текущий момент его финансовое положение довольно прочное.

В зоне особого риска

Интересы «Акибанка» связаны еще и с рынком недвижимости. Так, финансовая организация кредитовала компанию, которая занимается строительством жилых комплексов «Соловьиная роща» и «Новые горки». Когда всплыла история с понижением рейтинга банка, люди забеспокоились. В группе «Блог о новостройках Казани» появился пост, в котором автор задавался вопросом: что станет с застройщиком в случае банкротства «Акибанка»? И отвечал сам себе — ничего хорошего, ведь земельные участки под ЖК находятся в залоге у кредитной организации.

Позже под записью появились и разъяснения от администратора паблика — пост имел информационный характер, а предположение о том, как могут развиваться события вокруг «Акибанка», связано с тем, что организация попала в рейтинг ненадежных российских банков (об этом топе редакция KazanFirst готовит отдельный материал. — Ред.). Как отмечают его составители, в «особой зоне риска находятся кредитные организации, не имеющие достаточного количества ликвидных активов для выполнения своих обязательств». Список составлен на основе отчетов самих банков, публикуемых на сайте Банка России. 

«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

В «Акибанке» говорят, что 2017 год стал для организации успешным, «работающие активы выросли», финансовые показатели стабильные. Со строительством ЖК проблем тоже нет — все профинансированные объекты в «Соловьиной роще» уже введены в эксплуатацию и заселены.

— ПАО «Акибанк» наряду с федеральными банками является одним из инвесторов строительства жилого комплекса «Новые горки». Строительство комплекса начато в IV квартале 2017 года. Финансирование осуществляется в соответствии с установленными застройщиком графиками выполнения строительных работ, — говорится в ответе на наш официальный запрос, который был прислан в редакцию.

Кого или кто кредитует «Акибанк» 

Разговоры о том, что у банка в силу разных причин могут начаться серьезные проблемы, были и раньше. Например, в 2008 году. Тогда в России начался экономический кризис — стране грозил дефолт. Пострадать мог и «Акибанк». Но тогда обошлось. 

«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

Очевидно, что устойчивость банку обеспечили компании, которые много лет связаны с ним и являются его акционерами. Самый мощный из них — ОАО «Сетевая компания». Основной вид деятельности этой организации связан с электросетями республики. Доля компании в составе акционеров банка равна 8,24%. Она активно инвестирует средства в развитие электрических сетей республики, которые в 2017 году составили 11,7 млрд рублей.

Еще одно предприятие, которое имеет устойчивое развитие, — ООО «Камский бекон» с долей в «Акибанке» 29,3%. Компания позиционирует себя как самый крупный производитель свинины в Татарстане. Блок свиноводства представлен четырьмя фермами. Развитие проекта в последние годы забуксовало из-за выступлений жителей сначала Тукаевского района, а теперь и Мензелинского, которые не желают видеть в своих деревнях свинокомплекс, считая, что это негативно скажется на экологии района. Вопрос строительства предприятия повис в воздухе. «Камский бекон» ждет разбирательства в Арбитражном суде.

Есть в составе банка и компании, чья деятельность вызывает вопросы. Например, ООО «Активные технологии», доля которого в управляющей компании кредитной организации составляет 8,57%. Основным видом деятельности является оказание финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения. Основной владелец — Линар Нугманов с уставным капиталом 10 000 рублей. Компания находится в стадии ликвидации, в 2016 году в ней было введено конкурсное управление.

Или ОАО «Обувная фабрика «Спартак», которое пострадало из-за краха одного из своих финансовых партнеров — Татфондбанка. В конце прошлого года Арбитражный суд Татарстана ввел процедуру наблюдения в отношении предприятия по иску ООО «АСТ-Климат» (Москва), которое заявило о требованиях на сумму 338,7 тыс. рублей. Наблюдение введено на четыре месяца — до 5 февраля. Доля «Спартака» в «Акибанке» составляет 6,21%.

«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

— В этом вопросе не все так однозначно и зависит от модели ведения бизнеса. Если суть этой модели строится только на том, что банк привлекает на рынке дешевую ликвидность с целью ее последующего размещения в связанные с банком структуры, то такая модель, безусловно, рискованна, — считает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. — При этом риски структур, связанных с банком, ложатся на сам банк, равно как и наоборот. То есть если рушится бизнес, рушится и банк, и наоборот, если проблемы возникают у банка, например, с оттоком вкладчиков, то при этом страдает и бизнес. Такая модель неустойчива, примером чему могут служить известные случаи отзыва лицензий и санаций, примененных в отношении банков, финансировавших связанные с ним бизнесы его акционеров. Другая модель предусматривает структурное разделение бизнесов внутри группы, при которой хотя и допускается кредитование смежных бизнесов, но это происходит на рыночных условиях и без значительной концентрации рисков. Нерыночность же условий делает такую модель моделью номер один с уже озвученными последствиями. При этом нерыночность условий создает не только дополнительные риски, но и меняет всю экономическую составляющую процесса. Например, кредитовать под очень низкую процентную ставку невыгодно для банка, за что он может со временем расплатиться. Под высокую — невыгодно для смежного бизнеса с теми же последствиями. Примером устойчивых моделей второго типа могут служить крупные прогосударственные банки, имеющие одно или несколько якорных предприятий, которые они обслуживают. С точки зрения кредитных рисков эти ситуации как потенциально опасные, как правило, не рассматриваются.

Аналитики ожидают ухудшения качества активов банка

У международных и рейтинговых агентств своя оценка положения дел в «Акибанке». Первым рейтинг со «стабильного» до «негативного» понизило агентство Moody’s Investors Service, спустя время это сделало российское РА RAEX.

«Фактический объем связанного кредитования у «Акибанка» больше, чем сообщается официально, поскольку несколько клиентов банка имеют связи с его акционерами. Согласно данным отчетности по МСФО, на 1 октября 2017 года уровень кредитования банком связанных сторон составляет достаточно скромные 15% акционерного капитала, но аналитики агентства считают реальные экономические связи с такими заемщиками существенно более обширными», — приводит информацию из отчета Moody’s портал banki.ru.

В отчете RAEX говорится, что ключевое негативное влияние сыграла приостановка лицензии страховой группы АСКО, которая до декабря 2017 года была подконтрольна «Акибанку» и его акционерам.

«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

— Агентство ожидает ухудшения качества активов, в том числе по ссудной задолженности заемщиков, имеющих отдельные признаки аффилированности с банком и его акционерами. Кроме того, два действующих акционера банка находятся в состоянии банкротства, а также отмечается наличие повышенного негативного информационного фона в отношении банка и его ключевого акционера, вызванного конфликтом между кредитной организацией и одним из заемщиков банка, который ранее являлся его миноритарным акционером, — объясняют решение в RAEX.

Вероятно, речь тут идет о судебных разбирательствах между Ильдаром Галяутдиновым и его племянником и руководителем компании «АКИ-ЛИЗИНГ-к» Ленаром Мингалимовым. В жалобе, копию которой предприниматель предоставил KazanFirst (а также отправил в ЦБ и президенту России Владимиру Путину), он обвиняет предправления «Акибанка» в серых схемах по перекредитовке проблемных кредитов, которые позволяли организации уклоняться от создания предусмотренных нормативами ЦБ резервов, а компанию самого Мингалимова практически привели к банкротству.

«Акибанк»: почему эксперты понижают его рейтинг

Галяутдинов не стал затягивать с «ответным ударом» — сегодня появилась информация об иске предправления «Акибанка» к Мингалимову. Он просит расторгнуть договор купли-продажи на долю в размере 59% в уставном капитале компании «СвязьИнвест», которая занимается арендой и управлением недвижимости. По данным системы «Контур Фокус», сейчас среди учредителей «СвязьИнвеста» — Мингалимов (с долей 59%), Галяутдинов (с долей 19,49%) и гендиректор «Сетевой компании» Ильшат Фардиев (21,51% уставного капитала). Другими словами, Галяутдинов через суд пытается «выдавить» племянника из организации.


Авторы: Даниил Ляпунов, Александр Жидких


Читайте также: В ТФБ и Интехбанке обнаружили сомнительные операции со счетами сотен физлиц


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *