«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

Чиновники Минобрнауки в полузакрытом режиме обсудили проблемы образования.
Чиновники Минобрнауки в полузакрытом режиме обсудили проблемы образования.

Коллегия Министерства образования и науки Татарстана с участием Рособрнадзора прошла накануне. Событие без преувеличения важное для большинства жителей республики. Ведь именно на подобных заседаниях чиновники обсуждают проблемы и делают важные заявления, которые потом ретранслируют представители СМИ. Эти сообщения принято считать официальной позицией власти по актуальным вопросам. 

Однако коллегия по непонятным причинам прошла в полузакрытом от журналистов режиме. О чем представители СМИ узнали не сразу, а только после того, как их внезапно вывели из зала. 

«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

Выдворение прессы после 40 минут мероприятия объяснили тем, что изначально прессу приглашать на коллегию не планировалось. Однако в последний момент Департамент надзора и контроля в сфере образования, подведомственный Минобрнауки и возглавляемый заместителем министра Гульнарой Габдрахмановой, все-таки решил, что присутствие журналистов уместно.

Но лишь частично. Что же такого важного обсуждали чиновники за закрытыми дверями, что нельзя знать остальным, остается только гадать. 

Вопрос изучения языков не надо политизировать

Начиналась же коллегия очень даже оптимистично. К журналистам вышли министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов и заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. Несмотря на рекомендации пресс-службы Департамента задавать только согласованные с ней вопросы, журналисты не послушались и в очередной раз подняли тему, связанную с изучением национальных языков, на что оба спикера весьма любезно ответили.

По словам представителя Рособрнадзора, Татарстан здесь далеко не самый яркий субъект федерации.

«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

— Мы подавляющее большинство регионов проверили, где нацменьшинства не могут изучать свой родной язык. Главный тезис в том, что есть один государственный язык — русский, который является важнейшим связующим звеном между всеми национальностями, но это ни в коем случае не принижает статус национальных языков республик. Это достояние не только одного народа, но и всей страны, — заявил Анзор Музаев. 

Он рассказал, что сейчас готовится ряд мероприятий, в том числе больших федеральных форумов и семинаров, где проблемы изучения языков народов России будут обсуждаться.

— В рамках этих встреч мы действительно определим нормальный вектор развития, чтобы дети, проживающие в регионах двуязычных, а есть регионы типа Дагестана, где вообще порядка 40 языков, могли получать достойное образование как на родном языке, так и на русском. Здесь нужен научный подход, подход методистов, педагогов. В частности, надо поднять опыт специалистов Советского Союза, как там эти вопросы решались, — отметил чиновник.

«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

К словам Музаева министр Бурганов добавил, что республиканский закон, предполагающий обязательное изучение двух государственных языков, сейчас приводится в соответствие с федеральным. Поскольку в одной стране по-другому просто быть не может. Учебный процесс при этом пока не ломается.

— Будут приняты определенные решения. Я бы не назвал их компромиссными. Это нормальное рабочее решение проблем, которые жизнь нам ежедневно подбрасывает. Сегодня язык, завтра — математика, послезавтра — химия, к примеру, говорю. Раскачивать лодку не надо, политизировать эти вопросы — тоже. Это рабочий процесс, в котором надо спокойно разобраться, — резюмировал глава Минобрнауки Татарстана.

О нарушениях

В этом году будут проверены свыше ста российских вузов, перечень которых формируется правительством на основе мониторинга, и, надо сказать, количество проверяемых учебных заведений из года в год сокращается.

На вопрос журналиста KazanFirst о самых распространенных нарушениях в вузах замначальника Рособрнадзора ответил, что система ЕГЭ свела коррупцию при поступлении школьников в высшие учебные заведения практически к нулю. Однако в самих вузах взятки по-прежнему в моде. Студенты покупают зачеты, экзамены, для некоторых университетов и институтов это просто является бичом.

«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

— Вчера министр образования и науки России Ольга Васильева выступала с тем, что надо менять подходы к аккредитации вузов. Мы должны смотреть уровень подготовки студентов и профессорско-преподавательского состава, надо проводить различные срезы. Мы сейчас как раз занимаемся разработкой соответствующих программ, и когда мы двинемся в этом направлении, то получится как в ЕГЭ — сначала вызовет отторжение, а затем коррупция здесь исчезнет, — отметила спикер.

Анзор Музаев и его коллеги сегодня не раз заявляли, что проверки должны носить не карательный характер, а обучающий, потому что основная цель — это не собрать как можно больше денег со штрафов, а повысить качество образования, разобравшись в причинах возникновения проблемы.

Поинтересовался корреспондент KazanFirst и о взятках при поступлении детей в общеобразовательные школы. На что представитель Рособрнадзора заявил, что необходимо свести к минимуму человеческий фактор: то есть общение с чиновниками, например, с помощью системы электронной очереди.

Дутые медалисты

В ходе совещания начальником Управления Рособрнадзора по контролю за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Евгением Семченко была поднята тема выдачи медалей выпускникам школ. По его словам, на федеральном уровне отсутствуют четкие критерии награждения за отличные успехи в учебе, но в ряде субъектов они все-таки введены.

«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

— В Москве, например, сумма баллов за три худших результата ЕГЭ не должна быть ниже 220. Мы провели эксперимент и выяснили, ориентируясь на этот критерий, что если пересчитать результаты медалистов по всей стране, то их количество сократится в два раза. Такая ситуация во всех субъектах Российской Федерации, Татарстан здесь не лучше и не хуже остальных, — заявил Семченко.

По его словам, федеральные критерии для получения медалей будут выработаны в ближайшие два года. Он призвал журналистов акцентировать внимание не на этом, поскольку тема медалистов уже отработана многократно. Глобальной задачей сейчас является выстраивание единой системы оценки качества знаний и получение объективных оценок детей по всем процедурам, вплоть до сочинения.

Мораторий на наказание

По данным Департамента по надзору и контролю в сфере образования Минобрнауки Татарстана, в 2017 году было проведено 2 423 плановых и внеплановых проверки учебных заведений. По их результатам выдано 2008 предписаний об устранении нарушений, возбуждено 58 административных дел. Общая сумма штрафов составила свыше одного миллиона рублей. Работа 13 образовательных организаций была приостановлена. Решения в отношении ещё 71 юрлица находятся на стадии рассмотрения. Также в прошлом году поступило 1 300 обращений граждан, большинство из которых касались поборов и принудительной благотворительности.

«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

Кроме того, в 66 школах были выявлены необъективные результаты по оценке качества знаний. Как отметил Евгений Семченко, здесь необходимо тщательно разбираться и надзор должен быть не для наказания. Увольнение директора учебного заведения в данных случаях проблемы не решит. 

— Надо посмотреть, в каких условиях школа работает, какие там преподаватели. И уже потом вместе с институтом развития образования принять нужное решение. У нас мораторий на наказание. Мы не прокуроры в системе образования. Надзор — для улучшения качества и оказания помощи, — подытожил представитель федеральной службы.

Задачи на 2018 год

Если резюмировать цели, поставленные на этот год Департаментом по надзору, то их обозначала заместитель министра образования Татарстана Гульнара Габдрахманова. Они в целом не отличаются от тех, что поднимали федеральные спикеры.

«Взятки в вузах по-прежнему в моде, и это бич университетов»

Речь идет о формировании единого пространства по контролю и о прозрачности всех оценочных процедур, а также о профилактике нарушений и происшествий, а не только реакции на уже выявленные. При этом, как отметила замглавы республиканского Минобрнауки, необходимо расширить список и повысить качество электронных госуслуг в сфере образования.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *