«Национальный университет поможет существованию высшего образования на татарском языке»

Как молодежь республики реализует проект «Открытый татарский университет».
Как молодежь республики реализует проект «Открытый татарский университет».

Идея создания Национального татарского университета отметила своё 24-летие, как впервые её концепция была озвучена в Госсовете Татарстана. Вот уже почти четверть века татарская интеллигенция время от времени возвращается к обсуждению этого вопроса, но пока дальше разговоров дело не идет. 

В какой-то момент, с созданием в Казани Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ), реализация проекта вроде бы нашла воплощение в реальной жизни. Однако в 2011 году последовало присоединение ТГГПУ к Казанскому федеральному университету и значительная реструктуризация вузов. После этого с еще большей силой заговорили о необходимости создания национального университета. 

Зампред Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов в интервью KazanFirst рассказал о новой концепции вуза, автором которой выступила команда единомышленников татарского форума. 

«Национальный университет поможет существованию высшего образования на татарском языке»

— Зачем татарам свой национальный университет? 

— Сначала давайте разберемся. Есть идея национального университета — Милли университета — с начала 90-х годов прошлого века. Предыстория у этого вопроса большая, вплоть до истории образования союзных республик СССР. В советское время союзные республики имели право на свой национальный университет, а у автономных, в частности у ТАССР, не было такого права. Когда Татарстан начал бороться за повышение своего статуса в рамках СССР, возникла идея создания национального университета. Тогда появилась необходимость в подготовке специалистов на татарском языке. В 90-е годы этот вопрос постоянно поднимался, концепции же были уже написаны, приняты документы, даже постепенно начала складываться инфраструктура. Но в силу разных обстоятельств, возможно, из-за позиции людей, которые продвигали эту идею или недопонимания со стороны государства, университет никак не открывался. 

Если мы посмотрим резолюции за последние 10-15 лет, обсуждения со стороны национальной интеллигенции, то идея университета постоянно фигурирует. 

В прошлом году в послании президента Татарстана Рустама Минниханова прозвучало, что необходимо создать Национально-педагогический университет. Это немного другая уже идея, не совсем Милли университет. Идея президента говорит о необходимости подготовки учителей, которые могут преподавать в татарских школах, которые пока ещё у нас есть. Если мы этим не будем заниматься в ближайшее время, то в татарских школах просто не останется кадров, готовых работать. 

В то же время Национально-педагогический университет — это решение части вопросов по созданию Милли университета. Передать вопрос по созданию Национально-педагогического университета в руки КФУ кажется неким логичным шагом. В стенах нашего Казанского университета появится ещё одна структура, которая готовит учителей по татарскому языку обучения, то есть по географии, по химии, по физике и так далее. 

«Национальный университет поможет существованию высшего образования на татарском языке»

Таким образом, на сегодня есть идея о национальном университете, есть идея о Национально-педагогическом университете. Но опять же большой вопрос: насколько КФУ, который после присоединения ТГГПУ сам же постепенно убирал подготовку педагогов на татарском языке и ликвидировал татарские группы на своих родных факультетах, будет эффективно выполнять эту задачу.

И есть третья идея Всемирного форума татарской молодежи. За этой идеей стоим я, Табрис Яруллин, Альфрид Бустанов, Ильшат Саетов и представитель КХТИ Исмагил абый Хуснутдинов. С ним у нас давнее знакомство, он профессор, член-корреспондент Академии наук РТ. Мы неоднократно устраивали вместе брейн-штурм, у нас сформировалась общая концепция и понимание нашего национального университета. Мы его называем Открытый татарский университет (ОТУ).

Наше предложение никак не посягает на то, что в целом должен делать национальный университет, с другой стороны, частично решает его задачи. В то же время наша концепция поможет существованию высшего образования на татарском языке. Сегодня пока ещё сохранились группы на татарском языке в некоторых высших учебных заведениях Татарстана.

— Где именно? 

— В КГАСУ, там идет подготовка по конкретным специальностям на татарском языке. Есть частично направление на татарском языке в сельскохозяйственном университете. Раньше было в Ветеринарном институте, как там сейчас обстоят дела — не знаю. Нужно всё перепроверять. Два года назад там точно была подготовка на татарском языке, я как раз в это время там преподавал на курсах по повышению квалификации. В Ветеринарном есть методическая база для этих курсов. Примерно пять лет назад подготовка на татарском языке была в КХТИ. В Казанском университете около пяти лет назад так же была подготовка специалистов на татарском языке. Я сам преподавал татарским академическим группам Казанского университета, когда был в аспирантуре. 

У всех этих направлений, академических групп есть одна большая проблема — нехватка или отсутствие методических и дидактических материалов. 

Поэтому первая идея нашего предложения национального университета заключается в создании методического центра, который будет помогать этим академическим татарским группам и расширять аудиторию таких татарских групп. То есть подготовка или перевод методических и дидактических материалов, подготовка преподавателей. Если у человека татарский язык родной, то уровень владения им нужно поднимать. В то же время это курсы для педагогов, которые хотят преподавать свой предмет на татарском языке. В принципе такие курсы можно прочитать в течение полугода.

То есть мы видим функцию нашего университета в решении этих двух задач: подготовка материалов и переподготовка преподавателей. 

Мы также можем восполнить языковой пробел, который существует в среднем образовании. Школьник, который учится в районе, например, в Нурлате или в селе Барда Пермского края, прекрасно знает свой родной язык. Но он не освоил литературный язык, почти не умеет писать и читать на своем родном языке.

«Национальный университет поможет существованию высшего образования на татарском языке»

— Получается, ваш университет не будет давать никакого образования? Он будет заниматься только прикладными вещами, необходимыми среде функционирования татарского языка? 

— Мы будем проводить курсы на татарском языке: курсы повышения квалификации и программы переподготовки. Для этого нам не нужна какая-то особенная аккредитация как у высших учебных заведений. Когда-нибудь в будущем мы можем к этому вернуться и сделать. Повышение квалификации и допобразование требуют от учебного заведения только наличие образовательной лицензии. Это актуальные курсы, которые могут быть краткосрочными или долгосрочными. Это могут быть просто мастер-классы, языковые интенсивы. В том числе возможны IT-курсы на татарском языке. 

У человека полученный диплом о переподготовке (512 часов) практически приравнивается к диплому о втором высшем образовании. То есть ты можешь закончить вуз, получить переподготовку и стать школьным педагогом. 

Мы также можем готовить экскурсоводов на татарском языке, татароязычных журналистов, разработчиков мобильных приложений на татарском языке, специалистов по прикладной урбанистике. Тех специалистов, которых у нас в Казани даже на русском языке не готовят ещё. Возможно совмещение обучения на татарском и английском языках с приглашением авторитетных людей, например, в области урбанистики. 

Мы рассматриваем создание двух-трех магистерских программ, готовим ограниченное число специалистов с татарским языком обучения — 10-15 человек. У них преимущественно татарский и английский язык обучения. У магистров может быть исламоведческое образование. У татар огромное количество сводов источников, которые написаны на старотатарском языке. У нас специалисты из университета работают со старотатарским языком, но не могут изъясняться на нем. Получается своеобразная работа с мертвым языком. 

«Национальный университет поможет существованию высшего образования на татарском языке»

Также это может быть этнокультурный менеджмент. Мы эту специальность начинаем с системы переподготовки и её выводим на магистерскую программу. Эта специальность очень востребована в Татарстане. Даже сегодняшний праздник Сабантуй в районах требует своей реконцепции. Люди становятся более щепетильными и требовательными по культурным мероприятиям, для них нужно повышать уровень проведения праздника. И здесь не имеется в виду увеличение бюджета или приглашение каких-нибудь суперзвезд. Нужно перенимать опыт у Октоберфеста и других подобных этнических праздников. У нас в сфере туризма не хватает интересных проектов, которые бы выражали татарскую идентичность нашего Татарстана. 

В Высшей школе экономики появилась магистерская программа по языковому многообразию. Эта программа тоже нужна нашему университету. 

— Есть общее мнение, что национальный университет — это обычно большое здание с колоннами, ректорами и проректорами. Что вам нужно для национального университета? 

— Если говорить о методическом центре, то это небольшое научно-образовательное учреждение, где работает не более 8-10 научных сотрудников. Для этого достаточно будет небольшого офиса. 

А если мы говорим о восстановлении высшего образования на татарском языке, то это уже отдельная целевая программа, которая организуется на базе вузов и где финансирование идет именно вузам. Мы лишь выступаем как методический центр. 

Например, нам нужно подготовить 100 ветеринаров на татарском языке обучения. Один студент будет стоить условно 1 млн рублей. 

А для Открытого университета нужно открытое образовательное пространство, похожее на креативное. Здесь может быть несколько аудиторий и приглашенные преподаватели. Здесь также можно заложить принципы самоокупаемости, взять целевой грант. У людей есть запрос на повышение собственной квалификации за счет своих средств или средств организаций, которые представляют. 

«Национальный университет поможет существованию высшего образования на татарском языке»

Наша справка

Авторы проекта надеются начать реализацию Открытого татарского университета в 2018 году. По плану, развитие должно проходить постепенно. Сначала — чтения лекций и реализация внутренних проектов Открытого татарского университета. В 2019 году появятся курсы, дополнительное образование, научные центры. В 2020 году ожидается запуск первой магистерской программы и курсы повышения квалификации. К 2021 году должна быть готова онлайн-платформа. В 2022 и 2023 годах будет введено ещё по одной магистерской программе. 

В целом на реализацию потребуется от 7 млн рублей в 2018 году до 30 млн рублей к 2023 году. Доля платного обучения должна достигнуть 30%. 


— Рассматриваете ли возможность встраивания вашего университета в структуры уже существующих казанских вузов?

— На сегодня не реально работать ни с одним из наших вузов. У них очень громоздкие бюрократические структуры. 

— А попытки выйти на контакт и предложить концепцию были?

— Нет. То есть работать под крылом какого-то вуза — это означает встраивание в его бюрократическую систему, в систему регулярных отчетностей, бумажной волокиты и так далее. Это сегодня не нравится даже самим ученым и преподавательскому составу. Мы просто можем в этом погрязнуть. 

Поэтому мы и предлагаем нашу идею, чтобы избавиться от этой волокиты. Мы хотим четкие критерии KPI, которые мы выполняем. Мы не хотим отвлекаться сейчас на KPI по Scopus и другим подобным индикаторам. Это все у нас будет потом. И ученые с высокой цитируемостью у нас будут в будущем. Но не сейчас. Ведь это не самоцель. 

Мы рассматриваем возможность встраивания в структуру Академии наук РТ со статусом автономности нашего учреждения. У них там более свободная структура. Даже при российской Академии наук есть высшие учебные заведения. Академия наук может выступить учредителем нашего малого университета. 

«Национальный университет поможет существованию высшего образования на татарском языке»

— И все-таки, в чем смысл татарам иметь такой университет?

— Дело в том, что татары ещё со времен Российской империи имели свою «параллельную» систему образования на татарском языке. Тогда она была действительно законченной альтернативной системой просвещения, связанной с восточным миром. Наша система была достаточно автономной от российской системы просвещения.   

А когда случилась революция в России, эта система быстро переросла в советскую систему образования. Поэтому у нас в 20-х годах была масштабная сеть татарских школ, сразу появилось высшее образование, как только с татар сняли все ограничения по обучению в вузах. Все наши писатели, поэты и ученые XX века прошли как раз через эту систему.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *