Первая попытка вывести самозанятых из тени — провалилась

Из 416 тысяч татарстанских надомников в налоговую пришли только 29 человек.
Из 416 тысяч татарстанских надомников в налоговую пришли только 29 человек.

Проблемой обеления самозанятых бизнесменов озаботились в Татарстане. Началось все с жалобы владелицы сети продуктовых гипермаркетов «Бахетле» Муслимы Латыповой на президентском Совете по предпринимательству, продолжилось всевозможными встречами и диалогом с самими «продавцами тортиков через Инстаграм». Впрочем, пока вывести бизнес надомников в легальное поле получается не очень. 

Это фиаско, братан

Республика не первая, кто начал думать над легализацией самозанятых. Большая программа по обелению бизнеса началась в России ещё в 2017 году. Но так получилось, что громче всех с этой темой выступил Татарстан. Уже потом пошли всевозможные заявления на федеральном уровне. 

По российской программе самозанятым предлагалась возможность постановки на учет в налоговые органы без регистрации ИП. Были выделены три вида деятельности, по которым вводились налоговые каникулы на два года. Это репетиторство, уборка жилых помещений и ведение домашнего хозяйства, уход и присмотр за детьми и больными.  

С одной стороны, проект, который должен мотивировать самозанятых встать на учет в налоговые органы, готовят федеральные власти, но, с другой, предполагаемые налоговые отчисления в размере 4 или 6% пойдут в муниципальные и региональные бюджеты. 

Поэтому прямая заинтересованность республиканских властей закономерна, а Татарстан рассматривается как один из первых пилотных регионов, где будет с нового года введена новая система мотивации выхода из серой экономики самозанятых. Тем не менее процесс обеления таит в себе подводные камни. Их на встрече с журналистами обсудил первый замминистра экономики Татарстана Рустем Сибгатуллин. В отношении бизнеса из соцсетей чиновник предлагает действовать «мирными способами». 

Первая попытка вывести самозанятых из тени - провалилась

— Мы думаем, что нужно действовать взвешенно и не запретительными мерами, а стимулирующими. Для этих граждан нужен особый налоговый режим. В 2017 году была сделана определенная попытка по выводу самозанятых из тени, — рассказывает Сибгатуллин. Но, по его словам, эта попытка не увенчалась успехом. 

Сибгатуллин ссылается на данные Росстата, исходя из которых на сегодня 13 млн россиян заняты в неформальном секторе. Замминистра их определяет как «самозанятых». В то же время в стране зарегистрировано около 6,2 млн субъектов малого и среднего бизнеса. Получается, легальных предпринимателей в России вдвое меньше, чем тех, кто реально развивает свое дело. И это официальная статистика. В реальности цифры, скорее всего, отличаются еще больше.  

Первая попытка вывести самозанятых из тени - провалилась

— По итогам федеральной программы из 13 млн человек воспользовались возможностью «выйти из тени» только 1,6 тысячи человек. Картина же в Татарстане по цифрам наиболее яркая. У нас в республике 165 тысяч зарегистрированных субъектов предпринимательства, а занятых в неформальном секторе — 416 тысяч человек. Зарегистрировались же в налоговой только 29 человек, — заявил Рустем Сибгатуллин.

В результате такого фиаско Министерство экономики республики сделало выводы. Главной причиной провала стала «незавершенность» предлагаемых мер.

— Статус самозанятых не предусматривает каких-либо особенностей в налогообложении по истечении срока налоговых каникул. То есть 31 декабря закончатся каникулы, а что дальше — для предпринимателей непонятно. Сам статус «самозанятый» после 2018 года не будет иметь ценности. К тому же самозанятому пришлось бы приобретать статус ИП, а это опять отчетности, соответствующее налогообложение, ответственность и так далее, — говорит замминистра.

Какие пряники власть предложит самозанятым 

Затем чиновник перешел к предложениям, которые будут вводиться в Татарстане в рамках пилотного проекта. 

Первая попытка вывести самозанятых из тени - провалилась

Во-первых, республика разработает специальное мобильное приложение, чтобы налоги исчислялись «экономически справедливо», а с налоговыми органами контакт был в «удаленном доступе». В режиме онлайн в единую базу планируется собирать данные о реализации товаров и услуг. Мобильное приложение сформирует чек, который пойдет в налоговый орган.   

Во-вторых, вводится новое понятие — налог на профессиональный доход (НПД). Он будет осуществляться самозанятыми в уведомительном порядке, никакой декларации составлять и предоставлять не нужно. По истечении месяца информация о размере налога поступит в мобильное приложение. Сумма при согласии самозанятого либо спишется с его счета, либо он уплатит ее как-либо самостоятельно. 

В-третьих, все эти предложения касаются тех самозанятых предпринимателей, чей ежегодный доход не превышает 10 млн рублей. Если сумма будет выше, то необходимо регистрировать ИП. Также самозанятые — это только физические лица и только те, у кого нет наемных работников. 

В-четвертых, подстегнуть самозанятых к выходу из «серого сектора» должно и то, что определенным образом их деятельность станут контролировать клиенты, покупающие их товары или пользующиеся их услугами. Они смогут получать налоговый вычет при обращении к самозанятым. Например, если семья обратилась к услугам нянечки-предпринимательницы, то они вправе просить у неё необходимые документы для получения налоговых вычетов. 

Первая попытка вывести самозанятых из тени - провалилась

Что касается налогового процента, то рассматривается вариант 4 или 6% с выручки. Пока этот вопрос до конца не решен, идет консультация между авторами проекта. Но если говорить о 4%, то в его структуре 2,5% будет составлять сам налог, а 1,5% — это страховые взносы, из которых 1,25% — пенсионные отчисления, 0,25% — обязательное медицинское страхование (ОМС). Если же будет принято решение о 6%, то здесь сам налог — 4,5% и 1,5% — социальные взносы (соотношение пенсионных и ОМС идентично, что и при 4%). Предполагается, что 4% будет у тех предпринимателей, чьими услугами и товарами пользуются физлица, а 6% — когда клиенты юрлица.

Проект в Татарстане ожидается к запуску с I полугодия 2019 года.

— От души верю, что большинство людей — это честные и добропорядочные люди. Самозанятые хотят выйти в легальное поле, потому что понимают, что «серая» деятельность — это незащищенность, риски, возможные проблемы с проверяющими органами, отсутствие социальных гарантий, отсутствие государственной поддержки, — резюмировал замминистра. 

«Как можно платить деньги, если ты их ещё не заработал?!»

От лица предпринимателей выступил основатель проекта «Фабрика предпринимательства» Айдар Булатов. Он рассказал, что именно тормозит самозанятых предпринимателей от регистрации своей деятельности. 

Первая попытка вывести самозанятых из тени - провалилась

— У нас регистрация ИП сразу же влечет за собой ворох различных налоговых и других отчислений. В среднем это составляет около 2,8 тысячи рублей в месяц. Поэтому когда человек пробует себя в бизнесе, ему при несистемных доходах сложно выплачивать такую сумму системно. А если говорить о Гражданском кодексе, то необходимость регистрации предпринимательской деятельности возникает при системном предпринимательстве. Когда человек себя ищет и пробует и обязательства регистрировать субъекта нет, но платить за доходы уже надо. Как можно платить деньги, если ты их ещё не заработал?! — вопрошает Айдар Булатов. 

Другая причина, почему самозанятые не выходят из тени, — это их правовая безграмотность, неосведомленность по части бухучета, налогового планирования, правовых вопросов. 

— Когда человек запускает бизнес, он ведь в первую очередь учится находить клиентов и работать с ними. Мы встречаем людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но у них нет ни расченого счета, ни регистрации. У них только какая-то тетрадка с записями о клиентах, — рассуждает Булатов. 

На встрече присутствовали и два предпринимателя, которые решились зарегистрировать свой бизнес. Глава КФХ Гульнара Шамсиева посетовала, что ежегодные социальные отчисления в 35 тысяч рублей — очень большая сумма для нее. С ней согласился другой предприниматель — Руслан Муслихов, чья компания занимается изготовлением корпусной мебели. 

Из преимуществ обеления их бизнеса они назвали лишь то, что с регистрацией клиенты стали больше доверять им, появилась возможность давать рекламу, а банки предоставляют их клиентам возможность покупать товары в кредит.    

Первая попытка вывести самозанятых из тени - провалилась

Наша справка 

Структура теневого сектора самозанятых предпринимателей.

Общее количество — 416 тысяч человек. 

1) Торгово-оптовая деятельность и мототранспортные средства — 20%.

2) Строительство — 14%.

3) Парикмахерские, салоны красоты и химчистка — 8%.

4) Образование (в том числе репетиторство) — 7%.

5) Транспортировка и хранение — 7%.

6) Сельское хозяйство — 6%.

7) Культура, спорт, досуг и развлечения — 6%.

8) Ремонт компьютеров и прочей бытовой техники — 4%. 

9) Здравоохранение — 4%. 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *