«Через татарский моң мы можем донести свою силу другим народам без всякого оружия»

Автор фото: из личного архива героя публикации
Культура 08:47 / 8 августа
5
«Через татарский моң мы можем донести свою силу другим народам без всякого оружия»

Мингол Галиев в интервью KazanFirst объяснил, почему современная эстрада - это клоунада, а также рассказал, почему так важно воспитывать людей в любви к хорошей песне.

Народный артист Татарстана, легенда татарской эстрады и выдающийся педагог Мингол Галиев говорит о жизни, секретах музыкального искусства и о том, что может произойти с человечеством, если его лишить духовного воспитания. 

- Мингол Вагизович, расскажите, как к вам пришла любовь к песне? 

- Наверное, это была судьба. Мой отец уехал в Москву работать на шахте до начала войны, когда мама была беременна мной. Так мы с ним и не увиделись. Маме было 29 лет, когда она родила меня. Я появился на свет пятым для нее ребенком во время сенокоса прямо на поле. Мама родила меня семимесячным. Так спешил на свет, как будто хотел поскорее победить всех врагов. Все думали, что я не выживу, а потом удивлялись, что я, как все ребята, жив и здоров. Видишь, как мне повезло? Помню, когда был совсем маленьким, мама часто пела молитвы и мунаджаты (традиционный для татар древний песенный жанр. - Ред.). Последних было ровно пять. Все, что запомнил, записал на пластинке. Получается, с самого младенчества я рос с песней, с моң (слово «моң» Мингол Галиев переводит как «мелодия души». - Ред.). 

- О чем вы пели? 

- Когда учился в школе, запрещались песни о любви, а если и пели такие, то всегда ругали. Несмотря на это, я никогда не разлучался с самым светлым чувством. В третьем классе на родительском собрании я пел песню о любви, а мамы плакали. Наверное, потому что скучали по своим мужьям. Нас было 22 ребенка, а отцы вернулись лишь у двоих. 

- С чего началась ваша профессиональная карьера?

- После школы меня взяли на подготовительные курсы консерватории. Через год я ушел в армию - служил авиамехаником в Красноярском крае. Потом разделились по частям. Закончил службу рядом с городом Энгельс, это в Саратовской области. Вернулся в Казань и поступил на первый курс консерватории. Мне дали вести вокал, здесь и началась моя работа. Я зарабатывал себе на жизнь во время учебы. Жил сначала у добрых людей, потом в общаге. Еду готовил для себя всегда сам, потому другие ребята частенько заглядывали ко мне на ужин. И без песни наши посиделки не обходились.

- Известно, что у вас как у педагога есть собственный метод. В чем его особенность? 

- Я пробовал разные методы. Однажды на одном из фестивалей услышал, как три девочки пели песню, их голоса я запомнил навсегда и понял, что хочу так же, такой же голос, работать в том же направлении. Помню, мне тогда сразу сказали, что это некий американский метод. 

В то время одна из моих учениц обещала помочь найти книгу об этом. И она принесла мне ее. Это была даже не книга, а копия книги. Я прочел первый абзац, в котором было написано, что поем мы так же, как и говорим. Я подумал, это действительно так. Обрати внимание: везде, где учат петь, ставят голос, учат правильно дышать, учат пятому, десятому. Но ведь это получается вмешательство в твою богом подаренную природу. Я понял, что петь - это так же, как и говорить, и учу этому своих учеников. 

- Кто и как попадает к вам на занятия? 

- Часто ко мне приходят не знаючи меня. Они не знают меня, зато знают моих учеников. Спрашиваю, как нашел меня, отвечают, что ходили к одному, а тот направил ко мне. Значит, не осмелились браться за вас, думаю я. За некоторых не берутся, потому что у людей могут быть проблемы со слухом, голосом. Но я никому не отказываю. Мне интересно поработать с каждым. Пусть даже впоследствии мои ученики поголовно и не станут звездами большой сцены. 

- Как вы учите петь тех, кто никогда этого не делал? 

- Сначала я просто слушаю и отыскиваю голос. Каким бы он ни был, я нахожу в нем красоту, а потом учу выражать эту красоту через песню. Я всегда говорил, что без воды не научишься плавать, а без крика - петь. Давай мы и с тобой покричим, как кричат младенцы. Певцов всегда учат пошире открывать рот, чтобы их голос был громким, чтобы всем было слышно. А для этого нужно еще и дышать вот так, язык держать так, тело держать прямо и еще, и еще. Но ведь когда ты поешь искренне, в порыве чувств, невозможно думать и помнить обо всем этом. 

Помню, как был в Японии. После выступления мне задали вопрос о том, как мой голос выходит таким громким, когда я почти совсем не открываю рта. А я им объяснил, что для нашего народа не обязательно петь с широко открытым ртом, чтобы передать искренность чувств. Просто посмотри на мой рот во время обыкновенного разговора: если я начну говорить с тобой широко открытым ртом, ты сочтешь меня ненормальным. А в песне для многих так и положено, это принято считать свойственным. 

- Тогда интересно услышать ваше мнение об оперном искусстве. 

- Опера - это самая высшая точка искусства. Это живой звук, оркестр, танцоры и прочее, прочее. И все же певец исполняет главную роль, все в его руках. И вот стоит этот певец на сцене и думает о том, как правильно вдохнуть и как открыть рот пошире, чтобы звук был громче. Если ты полон чувств, ты не думаешь ни о какой технике. Оперные певцы не такие. Мне не хватает образа. 

Тут вспоминается анекдот. Один голосистый громко поет, старается, а друг ему: «Ну, Вася, какой у тебя громкий голос!». Тот радуется и поет еще громче. «И до того противный», - добавляет второй. 

- Не ошибусь, если предположу, что сегодняшняя эстрада вызывает у вас некоторое недоумение. Там песне-то место есть?  

- То, что мы видим на сцене сегодня, - это какая-то клоунада. Певцы кривляются так же, как артисты в цирке. Если мы смотрим телевизор, то мы смотрим клип, но никак не слушаем песню. Нам демонстрируют не голос и песню, а наряды, всякие платья. Это все не к лицу татарскому народу. Раньше ведь как мы смотрели песни по телевизору? Клипов не было, была одна сцена и один певец. Вот тогда мы слушали, а не смотрели. 

- У вас очень насыщенная и запоминающаяся карьера, вы многое увидели, многим помогли стать звездами. Трудно даже представить, о чем может мечтать такой человек, как вы. 

- Я мечтаю о создании музыкального театра в Татарстане. С сентября этого года начну готовить кадры для этого. В Казанской многопрофильной полилингвальной гимназии №180 открывается драматический кружок для учеников 9-го класса. В конце учебного года мы представим музыкальный спектакль на татарском языке. В кружок могут войти дети из любой школы. 

Я уже разговаривал с директором гимназии, для желающих мы предусмотрели возможность перевестись сюда и учиться. Министерство образования и науки, а также Министерство культуры поддержали эту идею. Сам президент Татарстана Рустам Минниханов поручил создать план по развитию музыкального искусства в Татарстане. Все это направлено на сохранение татарского народа, языка, культуры и традиций. Через мелодию сердца (моң), через трудолюбие и смелость мы можем донести свою силу другим народам без всякого оружия. Это наше превосходство. 

- В завершение давайте немного поразмышляем, пофилософствуем. По вашему мнению, какую роль играет песня в жизни человека? 

- Учеными доказано, что мелодия сердца (моң) сохраняется в ДНК человека. И вот я думаю, что как бы мы ни пели, красиво или не очень, кривляясь или с серьезным выражением лица, тот, кто слушает нас, вбирает наш звук в себя, в свою кровь и хранит эту информацию сотни лет. Через эту кровь моң будет передаваться детям этого человека. Поэтому так важно воспитывать людей в любви к хорошей песне. Особенно это нужно в сегодняшнем мире, где все построено на коммерции. Мы наблюдаем за тем, как люди умнеют, прогрессируют и становятся все могущественнее. Если не направить эту силу и мощь в нужное русло, то может произойти что-то непоправимое. Каким бы умным человек ни был, если он не воспитан духовно, он будет совершать самые страшные вещи на свете. Опыт показывает, что самые страшные преступления совершают самые умные люди.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Хедлайнером нашей вечеринки станут чак-чак, бавырсак и кош толе»

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 11:56 / 6 августа
37
«Хедлайнером нашей вечеринки станут чак-чак, бавырсак и кош толе»

В парке «Черное озеро» провели «Печән базары».

До начала фестиваля час, а в парке уже собираются горожане. Для них начал работу фуд-корт с разнообразными кулинарными изысками и дазайн-маркет, который удивляет разнообразием модных луков. 

- Хедлайнером нашей сегодняшней вечеринки станут чак-чак, бавырсак и кош толе, - улыбается Равиль. Он приехал в парк одним из первых и уже заваривает чай к своим сладостям. Его лавка расположилась у главного входа в парк, вблизи арки. Она встречает гостей. Трудно представить татарский праздник без традиционного напитка и угощений. В течение дня число чайных мастеров увеличилось в разы и у Равиля стало много конкурентов.

Идем дальше. У детской игровой площадки стоит большой шатер. В нем несколько женщин раскладывают яркие детские игрушки. Алия Фаздалова в фестивале участвует второй год. В первый раз продавала женские украшения, а в этот проводит мастер-классы для детей.

- Мы из творческой студии «Остабикә». Будем делать с детьми лошадку на палочке, блокнотики в форме эчпочмака, кошельки и брелочки из фетра. Все в национальном стиле. Если есть желающие попробовать среди взрослых, им тоже не откажем, - смеется она.

Проходя в глубь парка, лавок становится все больше. Здесь расположился дизайн-маркет. По словам организаторов, на фестивале собрались более 100 татарских дизайнеров со всего мира. От ярких украшений, предметов быта, всевозможных цветастых футболок, платьев, блузок, толстовок рябит в глазах. Выбор здесь огромный.   

- Здесь мы представляем свое видение городской закрытой широкой одежды для людей, ценящих стиль, - говорит Алсу, разглаживая одежду собственного бренда. Ее одежда рассчитана как для светских, так и для мусульманских девушек, потому что такой стиль стал популярен среди всех.

А вот Айгуль расставляет кожаные сапоги и сумки.

- На наших изделиях - ручная тамбурная вышивка и все материалы натуральны. Каждое изделие уникальное и эксклюзивное, в единственном экземпляре.  Главная их изюминка - татарские узоры. Есть класс людей, который предпочитает носить именно такую одежду и аксессуары. Это замечательно. Радует, что и молодежь подтягивается к нам. Это наши традиции и корни. Нужно уметь это использовать в жизни, - считает она. 

В этом году фестиваль пришелся на время Всемирного форума татарской молодежи и стал заключительным мероприятием для делегатов из 30 стран мира и 60 регионов России. Они оказались рады стать частью еще и фестиваля.

- На форуме я в первый раз. Здесь я прочувствовала величие своей нации. И очень горда этим. Тут безумно интересно, мы можем обмениваться проектами и опытом в их реализации. А что касается дизайн-маркета, то в нашем городе нет такого разнообразия украшений для девушек, - отмечает Фярзана Махмутова из Самары.

- До приезда сюда мы не знали, что такое «Печән базары». Мне нравится. Я набрала себе целый пакет сувенирчиков, - говорит Руфия Мустафина из Казахстана.

Лейсан Зиннатуллина с мужем и ребенком недавно переехала в Казань из Санкт-Петербурга.

- Очень радует такая атмосфера. Мы слышим родную речь, что очень редко можно встретить. Нам, татарам, не хватало культуры и языка. Очень приятно видеть интеллигентные лица и воспитанную молодежь. Я бы очень хотела, чтобы и мой ребенок рос в родной среде. Мы уже успели побывать на мастер-классе и смастерить лошадку. Приятно осознавать, что наша страна, республика богата на такие мероприятия. Мы желаем, чтобы такого рода события проводились в Казани чаще. Потому что, как ни странно, даже здесь нам этого не хватает, - поделилась она.

В парке мы встречаем и организатора «Печән базары» Табриса Яруллина. Он уверен, что эта площадка за время проведения превратилась из локального события в хороший городской проект, который интересен его жителям. 

- Я не знаю, что значит это мероприятие для других, но я вижу, что люди голосуют ногами. Из всех открытых и популярных татарских мероприятий единственный в своем формате «Печән базары» - самый популярный. На Сабантуй не претендуем. Это мероприятие - лабораторный формат. В течение года мы проводим множество схожих, но менее масштабных программ. Будь то образовательные или развлекательные. Поэтому нельзя сказать, что «Печән базары» проводится только раз в год, - говорит председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. 

Ниши маркета заполняются все больше с каждым годом. В этот раз на одном из прилавков выстроились в ряд съедобные и косметические масла. Спрашиваю у продавщицы: как это связано с татарской культурой? Альфия же, так ее звали, не смогла дать понятного ответа. Стало ясно лишь то, что она приехала из Москвы и желает выйти на казанский рынок.  

Больше всего продавали женских украшений - серьги, подвески, цепочки, платки, обувь и сумки. Кроме этого, здесь можно было найти много посуды, книг и открыток. Особое внимание на себя обращали куклы. Невозможно не отметить и то, что интерес к играм наблюдается не только у детей. В среде татарской молодежи становятся популярными настольные игры. Айнур Ахметов из Санкт-Петербурга как раз продает такие. Он рассказал, что большинство игр создано на основе уже существующих, в них лишь добавились некоторые татарские элементы или герои.

- Например, эта игра называется «Татарская мафия Хади Такташ». На картах есть такие интересные персонажи, как Су анасы, которая утаскивает под воду, или Шурале, который до смерти щекочет тех, кто попадется ему, - поделился Айнур. 

Ближе к обеду работу начинают и другие площадки фестиваля. Одной из самых зрелищных для гостей оказалась территория, где расположились фуд-корты. Тут проводили мастер-классы по приготовлению блюд татарской кухни. На столе то и дело появлялась разная выпечка. Зрители дегустировали угощения и оценивали работу пекаря. 

- Я нашла для себя полезное место. Всегда мечтала научиться вкусно готовить татарские треугольники, - рассказывает Зухра и записывает рецепты в заметках на телефон. 

Пока одни учились печь и готовить, другие разошлись по городу с экскурсией, а третьи слушали лекции. На «Гыйлем мэйданчыгы» говорят об астрофизике, химии и Википедии, проводят олимпиаду на татарском языке. 

Самым ожидаемым гостем фестиваля для всех девушек стала звезда телеэкранов Гульназ Сафарова. Она была ответственной за работу площадки Tatar style. Телеведущая рассказывала о своей истории успеха, в то время как для всех желающих профессиональные визажисты делали макияж и давали разного рода советы. 

1/0

В самом конце парка установили огромное белое полотно с рисунками. Это площадка искусства. 

- Арт-перформанс. Радик рисует иллюстрации, я пишу текст. Такая у нас совместная работа. Переплетаются два вида изображения. Наш текст написал сценарист Ильшат Саетов. Это притча, которую мы пока не будем раскрывать. Мы предлагаем зрителю самому расшифровать ее. Вот начинается текст на татарском языке, - рассказывает Назим Исмагилов

Завершился фестиваль акустическим концертом. В парке выступили молодые исполнители татарской музыки. 

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх