Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

Суд выносит решение без жителей
Суд выносит решение без жителей, а приставы готовы заварить им двери.

История Мергасовского дома продолжается. 28 сентября судебные приставы навестили жителей, которые живут по договору социального найма, и попросили освободить квартиры в срок до 1 октября, иначе их ждет административная ответственность и принудительное выселение, но сдаваться мергасовцы не собираются.


Наша справка

В конце октября 2017 года жильцов попросили освободить квартиры. А перед самым Новым годом люди получили от властей подарок в виде повестки в Вахитовский районный суд. Истцом выступил исполком города. Чиновники просили о принудительном выселении жильцов, которые «отказались принять смотровой ордер на жилые помещения для переселения аварийного жилья». 

Муниципалы проиграли суд, а дело собственников оставили на время без рассмотрения. Жители подали жалобу в Верховный суд, вот только свое решение он вынес 12 июля без их присутствия.


Мергасовцы продолжают бороться с казанским исполкомом. О том, как развивается очередная серия противостояний между сторонами, люди рассказали журналисту KazanFirst. 

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

Подъехав к знаменитому «зеленому дому» вблизи Черного озера, первое, на что обращаешь внимание, — тишина, даже ветер обходил стороной этот двор. У крайнего подъезда стоят два человека, один из которых Тагир Манеев. Журналиста KazanFirst он узнал сразу (хотя до этого никогда не встречались), как сказал мужчина, по проницательному взгляду. Мы поднялись к Игорю Кузьмину — это еще один борец за права мергасовцев, позднее подошли еще несколько жителей.

«Жалобы отправляем в Москву, они приходят в Татарстан, а у нас тут замкнутый круг»

У Игоря с бывшей женой две муниципальные комнаты в квартире, но менять их на квадратные метры в «Салават Купере» они не согласны. Поскольку жильцы не выехали сами, на них подали в суд. Мужчина помнит, как в декабре ему «интересно» пришла повестка.

— Нам позвонил человек и сказал: «На ваше имя почему-то к нам пришла повестка в суд». Как обычно, отправляют по другому адресу, чтоб вы не присутствовали. Главное, корешок есть, что они отправили повестку. Я приехал, забрал. Да, действительно, на мое имя, — вспоминает Кузьмин. — Это ведь никак не обжалуешь. Скажут, что обознались, главное, мы же её получили. 

По словам Игоря, после решения суда первой инстанции они подали кассационную жалобу. Ждали повестки, но её не было. А в прошлую пятницу, 28 сентября, пришли приставы и попросили съехать. От них-то Игорь и узнал, что 12 июля прошло заседание Верховного суда.

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

— По закону они имеют право отсюда нас вытащить, но и если уж суд присудил, то я должен получить ордер и в течение полугода могу выезжать. Они хотят с нами (муниципалами) быстренько закончить и перейти к собственникам. Мы будем подавать жалобу, — рассказывает Игорь. — Я ни за что не расписывался. Мы и ордера смотрового не получали, и из исполкома не звонили, пришла лишь бумажка, что ваш новый адрес такой-то. 

У мергасовцев разные адвокаты, но, по словам собеседника, все говорят одно и то же: никто никого не вызывает, никто никак не реагирует.

— Жалобы отправляем в Москву, они приходят в Татарстан, а у нас тут замкнутый круг, — уверяет мужчина.

Игорь готов переехать, но не в «Салават Купере». Он не смотрел квартиру, которую ему предлагают, но хватило впечатлений других жильцов. По их словам, уже в новых домах есть трещины. 

— Исполком хочет мусоросжигательный завод рядом с «Казаньоргсинтезом» построить, а рядом есть еще птицефабрика и кладбище. Все вкупе будет. Еще бы онкоцентр сделали, чтобы по кругу ходить, — с сарказмом замечает Кузьмин.

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

«Не хотите выезжать — заварим двери»

Наталья Слепнева живет с мужем Борисом и дочерью в «зеленом доме» 45 лет. Оба пенсионеры и инвалиды. В 1987 году Слепневы встали в очередь на получение квартиры. В годы перестройки Вахитовский райисполком переезжал на новое место и их очередь потеряли. В 1998 году они снова в ней зарегистрировались и до сих пор стоят. За это время Наталья перенесла две операции на сердце, а Борис — инсульт. 

Когда им сообщили о необходимости съехать, они очень удивились. Жительница уверена, что у администрации куча нарушений.

— В 2002 году аварийным нам признали дом, а в 2008-м — комнату. Нам дали в этом же доме трехкомнатную квартиру выше этажом. Мы платили за две квартиры. Два пенсионера-инвалида и дочка. Один раз я пошла в управление и спросила, почему я должна за шесть человек платить. Мне молодой человек говорит: «Может, ты там лыжи держишь. Должна, вот и плати», — вспоминает Наталья. — Меня так ошарашило, что со мной в таком тоне разговаривает молодой парень, что я даже не на тот автобус села. В итоге они мне написали долгов на 50 тысяч. Мы с мужем с двух пенсий их выплачивали. 

Наталья не понимает, почему именно сейчас их выселяют в «Салават Купере». Ведь дом находится в аварийном состоянии довольно давно, а раньше об этом не думали. 

— Нас не спасали 16 лет, а теперь делают это в срочном порядке. Почему, когда потолки падали, они ничего не делали? Выселяют нас за 20 километров от центра на 16-й этаж. Дают однокомнатную квартиру на троих человек с балконом 8 квадратных метров. Я там скотину буду разводить, что ли, или помидоры рассаживать?! Я им сказала: дайте мне, пожалуйста, хотя бы одно отдельное спальное место для дочери, — рассказывает Слепнева. — Мы туда съездили, посмотрели. Под раковиной там течет, замок как не работал нормально, так и не работает. У меня муж после инсульта будет 15 минут ключом дверь открывать. 

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

Женщина настаивает, что представители Управления жилищной политики исполкома Казани не проверяли квартиры, в которые выселяют мергасовцев. 

— Они просто заставляют уехать. Пришли приставы и говорят, чтобы мы выселились до 1 октября. Не хотите — не выезжайте, тогда заварим двери. У меня есть право подать апелляцию в Верховный суд. Нам говорят: выселяйтесь и подавайте куда хотите. Мы как будто бесправные, так обидно, — говорит женщина, едва не плача от досады. 

Мергасовцы рассказывают, что даже были готовы выкупить дом, а впоследствии организовать его продажу на аукционе. И вроде бы эта инициатива получила поддержку, но в итоге ничем так и не закончилась.    

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

«На все жалобы — ноль эмоций» 

Вячеслав Хабаров живет в «зеленом доме» в четырехкомнатной квартире. В ней прописано шесть человек. После выселения его семье предлагают обосноваться в двухкомнатной квартире в «Салават Купере» на последнем, 18-м этаже.

До суда Вячеслав разослал документы в различные инстанции: исполком, Госжилинспекцию, прокуратуру, но от них ответа не было. Затем мужчина прошел два суда — Вахитовский и Верховный. 

— В первом наши документы даже не смотрели. Суд был 10 минут. Второй тоже быстро прошел. На все жалобы — ноль эмоций. Адвокат посоветовал нам апелляцию подать, но для этого должны были предоставить решение Верховного суда. Мы пошли туда. Они нам говорят, что отправили в Вахитовский районный суд. Там говорят, у нас ничего нет. Получается, на руках решения нет, апелляцию подать не можем. Где документы наши?! Даже по этому поводу нарушение, — негодует мужчина.

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

По документам Хабаровы занимают две комнаты, третья идет по коммерческому найму. Когда они заехали в квартиру, эти две комнаты были переделаны: бывшие хозяева поставили стенку. Они документально это оформили, поэтому квартира стала считаться четырехкомнатной.

— На основании Жилищного кодекса нам должны были предоставить жилье по количеству комнат, но получается, как хочешь, так и живи, — качает головой Вячеслав. — Тут у нас четыре комнаты. Пусть они маленькие, но у каждого своя. Школа рядом, работа рядом. У старшего сына жена инвалид. Прикреплена тут к больнице недалеко. Будем мы жить в «Салават Купере», если случится приступ, куда мы ее повезем?

«Мы пока не выиграли, но и не проиграли»

Тагир Манеев, который как раз и встречал нас, так же судился с исполкомом, но у него ситуация иная — он собственник. Сейчас в доме проживает около 5-8 владельцев квартир. 

— Мы пока держимся. Приставы не трогают, потому что основания нет. На последнем заседании дело приостановили до каких-то новых предложений, возможно, я не знаю. Мы пока не выиграли, но и не проиграли, — отмечает Манеев.

Со слов собеседника, ситуация с домом странная. Муниципалитет говорит, что на реконструкцию денег нет и не будет. Тогда непонятно, с какой целью выселяют жителей. 

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

— Они еще торопятся выселять, потому что в начале этого года был разговор о том, что Госдума будет рассматривать закон о предоставлении в таких ситуациях жилья в этом же районе. В Москве так и проходит реновация, а у нас нет. Мы этого тоже ждем, может, до этого и досидим, не знаю, — пожимает плечами Тагир.

— У нас правила вообще не соблюдаются. У меня у дочери в Америке живет подруга с ребенком. У нее есть все, а мы тут, там дырку закрыть не можем, — возмущается Слепнева.

— Вам скажут: вот и езжайте в Америку, кто вас тут держит, — перебивает Манеев.

— А для начала в Осиново, — усмехнулся Хабаров.

Сегодня Мергасовский дом находится в подвешенном состоянии. Опрессовки не было, к теплу он не готов. Пока жители терпят холод, а что они будут делать, когда температура упадет ниже нуля, — неизвестно.

«Шансы выиграть дело у жильцов невелики, но есть»

Адвокат Булат Набиуллин, который представляет интересы некоторых из жильцов, утверждает, что решение Вахитовского районного суда вступило в законную силу, но его они намерены обжаловать.

— Будем подавать жалобу в кассационную инстанцию, чтобы они проверили, соблюдены ли все процессуальные действия, потому что извещения ни мне, ни жителям не приходило. Они уже выяснят, была это ошибка почты или суда, — отмечает юрист. 

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

Приставы назначили жителям дедлайн 1 октября, иначе их ждет административная ответственность и выселение. По словам адвоката, в принудительном порядке могут вынести лишь вещи. По закону жильцы в течение пяти дней могут в добровольном порядке исполнить постановление о возбуждении исполнительного производства, но ведь на руки его никто не получал.

— Жильцы могут обжаловать действия приставов в течение 10 дней в судебном порядке. Если за это время они подадут жалобу, а приставы будут в принудительном порядке вывозить их вещи, то их действия считаются незаконными, — подчеркивает Набиуллин.

Жильцы Мергасовского дома: Мы как будто бесправные

Шансы выиграть дело у жильцов невелики, но есть, считает юрист. Когда доходит до госорганов, суд будет действовать исходя из закона. Жилье аварийно, значит, вредит здоровью. Решение одно — выселить.

— Нужно искать компромиссный вариант. Дом подлежит не сносу, а реконструкции. Тогда почему бы не предусмотреть возможность о возвращении жильцов после нее? Вопрос в целевом назначении дома, но исполком не предоставил ни строительно-технической экспертизы, ни проекта реконструкции, — говорит Набиуллин. — Жильцы по социальному найму в заведомо проигрышном положении. Это палка о двух концах. По договору они могут гарантированно получить взамен квартиру. Собственники же могут забрать деньги или получить жилье, но данный вопрос остается на усмотрение исполкома. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: