Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

Минкульт Татарстана все-таки отобрал кандидатов на вакантную должность.
Минкульт Татарстана все-таки отобрал кандидатов на вакантную должность.

В конце прошлого года в министерстве культуры Татарстана объявили новый, совершенно ни на что не похожий конкурс на должность директора казанского цирка. Предыдущий руководитель — 62-летний Дамир Шарифуллин «по собственному желанию» оставил пост в августе и вышел на заслуженный отдых после четверти века работы в знаменитой «тарелке». С тех пор и до сегодняшнего дня ведется поиск того самого достойного занять вакантное место.

В ноябре прошлого года 12 кандидатов представляли специальной комиссии свои концепции развития цирка, проходили устное собеседование, всячески доказывая управленческие способности. Вот только через неделю после всего этого представления интригу на имя победителя развеяли, объявив, что таковых среди участников отбора не нашлось. 

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

Вторая попытка найти директора цирка пришлась уже на 2019-й. Накануне завершился второй отбор кандидатов, который мало чем отличался от первого. Разве что количество заявок сократилось вдвое. 

Было известно, что готовых рискнуть на этот раз всего пятеро. И имена их скрывались даже от журналистов до самого выхода на сцену. Оказалось, что почти все они были уже знакомы тем, кто присутствовал на первом конкурсе. Фавориты прошлого раза решили испытать удачу снова. С идеями троих кандидатов из пяти жюри уже было знакомо.

Во второй, как и в первый раз «что-то пошло не так»

— Я на подиуме второй раз, значит, в первый что-то пошло не так, — начал свое выступление предприниматель Игорь Борисов

Но «не так» все пошло и сегодня. Мужчина долго рассказывал о своих исправлениях, разбирал ошибки. То ли подлизываясь к Фариду Бикчантаеву, который представлял жюри, то ли искренне, но он несколько раз упоминал успешный опыт театра Камала в вопросах посещаемости и стоимости среднего чека, как бы намекая брать с тех пример. Но когда речь спикера дошла до момента размышлений о привлечении диких животных в цирковую программу, Борисов напоролся на резкую реакцию комиссии. 

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

— … Людям нужно показывать, как дрессируются животные. Это же просто. Животные либо силой, либо голодом дрессируются, — уверенно говорил Борисов, но тут его грубо оборвал генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный

— Кто вам такое сказал? Вы специалист по дрессуре? 

— Я вожу сейчас свою собаку. 

— Вы ее морите голодом? 

— Если собака не голодная, она же не будет работать…

— А как касатки голодные плавают с человеком? Они же тоже животные? Как дрессировщик плавает с касаткой, если она голодная? Вы хоть понимаете, насколько абсурдно ваше мнение?

— Пока нет…

На этом минута славы для Борисова закончилась, но Запашный не останавливался. Раскритиковав и другие пункты презентации спикера, дошли даже до некоего поста кандидата в «Фейсбуке», посвященного именитому дрессировщику. Стало ясно, что мужчинами правит личная неприязнь друг к другу. Ситуация стала набирать комичность, было понятно, что должность Борисову уже не светит.

«Давно не виделись!»

Следующим кандидатом, кто представил себя жюри, стала предприниматель Зульфия Калимуллина. Начала она выступление с упоминания о том, что за время между двумя отборами цирк успел сменить билетного оператора и теперь комиссия при покупке проходки составляет не шесть, как это было раньше, а восемь процентов. Продемонстрировав членам жюри свою наблюдательность и заинтересованность финансовой стороной вопроса, Калимуллина приступила к презентации концепции цирка. 

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

Кандидат предложила сделать ставку на труппу без животных и акцентировать внимание на ярких костюмах, хорошей режиссуре и максимальном использовании человеческого мастерства, не забывая при этом обращаться к национальным особенностям республики. 

— У татарского народа очень богатая культура, которая могла бы послужить вдохновением для новых постановок. Мы можем создать максимальный национальный колорит и смело предлагать такой продукт на Западе и в Европе. Там все, что связано с национальной культурой, очень популярно, — уверяла она. 

Первым заинтересованность Калимуллиной в развитии цирка отметил снова Запашный. 

— Видно, что вы погружены в дело, что вы разбираетесь. Я ни в чем не буду вас переубеждать, вы все сами поймете, если будете заниматься этим делом в действительности, — рецензировал он. 

В конце встречи Запашный признался, что и правда верит в идею национальной труппы в казанском цирке, но не согласен с тем, что она должна отображать только одну культуру одного региона. Ведь и голливудские фильмы снимаются о чем угодно, но и американский флаг в нем успевают показать вовремя, чтобы дать понять, где была снята картина.

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

— Я представитель Большого московского цирка, но чтобы вы меня правильно поняли, это не значит, что все постановки делаются исключительно с использованием кокошника. Здесь должно быть грамотное художественное решение. Коллектив казанского цирка имеет все перспективы для хорошего развития. Создана школа, сохранены специалисты высокого уровня. Надо сделать все, чтобы появился национальный коллектив, который станет коммерчески выгодным, который будет правильно представлять Татарстан, — заявил Запашный. 

Ради должности из Москвы готов переехать в Казань

Когда настала очередь выступления выходца из известной цирковой династии Сергея Нестерова, зал оживился.

— У меня не будет ни презентации, ни графиков, — но зная, кто это говорит, никто из слушающих не возмутился, — экономика нашей страны динамична вне зависимости ни от чего, — объяснил свое упущение спикер. — Больше всего я убежден в том, что цирк должен быть с животными. Это наше национальное. Животные — это наша страна. Это как Большой театр и русский балет. Российское цирковое искусство — это цирк с животными прежде всего. Этим мы всегда и отличались, — заявил Нестеров.

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

В своей речи немалое внимание дрессировщик уделил и проблеме цирковых школ. По его словам, они есть, но на деле остаются безучастными в профессиональной деятельности.  

— Ученики так и не выводятся на настоящую арену. Я вот, например, начал выступать в 11 лет, и все, не могу отсюда уйти. Всегда здесь, даже когда трудно.

— Вы готовы переехать в Казань? — спрашивают Нестерова члены жюри. 

— Да, — уверенно ответил тот. 

— Скажите, какая у вас мотивация занять эту должность?

— Хочется сделать что-то для цирка.  

«Почему бы и нет?!»

Ровно пять минут выступал новичок среди конкурсантов — Рушан Сафин. Ничего о ныне занимаемой должности кандидата не сообщили, поэтому личность его так и осталась тайной для многих присутствующих. Кто-то в зале даже задался вопросом: «А кто его вообще сюда пригласил?».

Сафин говорил о повышении безопасности труда, развитии сотрудников цирка с помощью семинаров, разрешении внутренних вопросов организации путем неких планерок и собраний, о проведении анализа неизвестно какого рынка и выявлении наиболее актуальных тенденций среди цирковых организаций. 

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

— Вы часто в цирке бываете? — первым задал вопрос председатель Общественного совета при Минкульте РТ Марсель Таишев

— В последний раз в детстве был, — последовал ответ выступающего. 

— А как вы можете судить о проблемах сегодняшнего цирка, если были в нем только в детстве? — с улыбкой спросила и министр культуры. 

Добивающим ситуацию стало откровенное признание Сафина на вопрос о том, почему выбор мужчины пал на место директора цирка. 

— Честно говоря, я просто хотел бы развиваться. Почему бы и нет? Цирк — такая же сфера деятельности, как и все остальные, — завершил свою речь кандидат. 

«Мы хорошо знакомы с вами много лет»

После Сафина сына экс-директора цирка Рамиля Шарифуллина жюри встречало с улыбкой на лице и в хорошем настроении. 

— Приветствую всех старых и новых кандидатов. Первый конкурс прошел не зря — мы обменялись идеями. Одно осталось неизменным — полное невладение точными цифрами, — начал претендент.

Все выступление Шарифуллина было построено на отчете тех знаний, которыми он владел, будучи главным администратором цирка. В том, что он хорошо знаком с внутренней кухней организации, никто из членов жюри не сомневался. Кроме проблем в области электронной продажи билетов и некорректных программ по составлению отчетов, Шарифуллин обратил внимание комиссии и на другой важный вопрос — создание собственной программы. 

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

— Казанский цирк очень компактный. Одна программа умещается, другая уже нет. Нужна база, место для производства. Я предлагал идею возможного сотрудничества с системой Росгосцирка в Рязани. Они  предлагают новые площадки  с большими закулисными помещениями. Еще я категорически против того, чтобы превратить обучение детей в массовое. Чтобы кого-то как-то обучать, нужен хороший педсостав. У нас такого нет. Это наше упущение. Даже те, кто был, разбежались по тем же «дю солеям», — сетовал кандидат. 

Шарифуллину задали лишь один вопрос, да и то, как могло бы показаться, ради приличия.  

— Как в цирк можно внедрить цифровые технологии?

— Можно наполнить зал 3D-фигурами, создать интерактивные кресла, которые могли бы двигаться, например, — неуверенно ответил тот. 

И здесь Запашный снова продемонстрировал свое личное отношение к претенденту. 

— У меня нет к вам вопросов, потому что мы хорошо знакомы с вами много лет, — заявил он.

Новый директор цирка должен быть культурным фанатом своего дела

Чтобы понять, у кого из кандидатов больше шансов на победу, мы расспросили членов жюри о том, каким они представляют нового директора. 

Эдгард Запашный поспешил отметить, что человек в первую очередь должен быть погруженным в свое дело и культурным. 

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

— Мы сегодня видели человека абсолютно не подготовленного, который говорит, что был в цирке в детстве, но позволяет себе критиковать что-то. Я считаю, что это неправильно.  

Еще, по мнению Запашного, новому руководителю необходимо быть экономически грамотным, подкованным, чтобы на каждый вложенный государством рубль он умел извлекать дополнительную прибыль.

— Потому что культура всегда с трудом финансировалась в нашей стране. Эта тенденция будет продолжаться и дальше, поэтому тот человек, который сможет коммерчески вывести вперед такое предприятие, как цирк, — будет хорошим примером для подражания всей нашей стране, — заключил собеседник.

Цирк, да и только должен быть в голове нового директора «тарелки»

Министр культуры республики Ирада Аюпова считает, что человек, претендующий на должность директора цирка, должен быть достаточно опытен, чтобы суметь реализовать стратегию, представленную на конкурсе. 

— Очень важно, чтобы у кандидата было четкое видение развития цирка и чтобы оно было относительно приземленным. Ведь наговорить можно что угодно. Вопрос в том, как это все воплотить в жизнь. Я не соглашусь с тем, что руководитель должен быть только хозяйственником, он должен быть фанатом, — высказала мнение министр. 

Окончательное решение будет принято комиссионно с учетом опыта работы того или иного претендента и озвучено через 10 дней, пообещала министр.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *