«Его зовут не Галиаскар, а Галиазгар»

ТОП-10 интересных фактов о прародителе татарской драматургии.
ТОП-10 интересных фактов о прародителе татарской драматургии.

В театре Камала отметили 140-летие со дня рождения прародителя татарской драматургии — Галиаскара Камала. Вечер начался с игры, как и положено в подобном заведении. Но игра оказалась непростой. То ли зритель перенесся в начало XX века, то ли артисты прошлого столетия в настоящее. На сцене появилась первая татарская театральная труппа — «Саяр». Под их песни и танцы неожиданно в зал вошел и сам Галиаскар Камал.

Между артистами и драматургом завязался диалог, из которого становилось понятно, какое место занимал Камал в жизни первых татарских артистов. В один момент Галиаскар остался на сцене один. И тогда ведущая вечера — народная артистка Татарстана Луара Шакирзянова пригласила его на интервью.

«Его зовут не Галиаскар, а Галиазгар»

Отец драматурга требовал называть сына правильно

Для нас привычное имя классика — Галиаскар. А вот отец героя Галиакбар называл его Галиазгар и настоятельно требовал этого и от других. А все потому, что имя мужчины — Галиакбар — означало старший Гали, а Галиазгар — младший Гали.  

Камал два раза чуть не умер 

В детстве летние каникулы Галиаскар проводил в родной деревне матери Нижняя Масра, ныне Арский район Татарстана. В один из дней пришла новость о том, что оставшиеся в Казани два его брата и сестренка погибли от болезни. «Если бы был в Казани, то болезнь унесла бы и мою жизнь», — говорил драматург. С еще одним страшным воспоминанием из детства Камал проходил всю жизнь. Как-то, когда мальчик играл у печки, его одежда загорелась и он получил ожоги живота. Позднее Галиаскар вспоминал, что их его мать долгое время лечила разными мазями.  

«Его зовут не Галиаскар, а Галиазгар»

Любовь к театру началась на базаре

Камал рассказывал, что любил ходить по базарам и смотреть кукольные спектакли, цирки. Когда стал читать, то много раз перечитывал пьесы первых татарских драматургов Габдрахмана Ильяси и Фатиха Халиди. Будучи шакирдом, стал посещать русские спектакли. 

Учил русский параллельно с татарским 

Драматург учился в медресе «Госмания» до 21 года, а потом еще семь лет — в медресе «Мухаммадия». В это же время он получал знания в русском классе. Примечательно, что первые спектакли, которые увидел Камал, были на русском языке. После этих постановок он серьезно стал увлекаться драматургией. 

Написал первую пьесу в 19 лет и переписал ее через девять лет 

В 19 лет Галиаскар Камал написал свое первое произведение «Бэхетсез егет». В это время еще никто и не догадывался, что через пару лет появится татарский театр и пьесу молодого автора можно будет ставить на сцене. Когда же этот момент наступил, драматург вспомнил о своей работе — чтобы она не пропадала зря, привел ее в тот вид, в котором мы видим сегодня.  

«Его зовут не Галиаскар, а Галиазгар»

Был ценным менеджером своего времени

Вся жизнь героя была неразрывно связана с первой татарской театральной труппой. Помимо того что драматург обеспечивал ее пьесами, он занимался еще и многими организационными вопросами. Галиаскар добивался разрешений на постановки, искал деньги, костюмы, декорации. Известны случаи, когда Камал рисовал даже афиши для спектаклей. 

«Пусть будет «Саяр». Название легендарной труппе дал Камал

Однажды Габдулла Тукай, Ибрагим Кулиев и Галиаскар Камал рассматривали афиши, только что привезенные из типографии. Тукай заметил, что прежнее название труппы слишком длинное. Было решено придумать что-то покороче. Сравнив постоянно странствующих артистов со звездой, Габдулла предложил: «Сэярлэр». Камал решил обрубить окончание, и получилось ныне всем известное «Саяр». Такой вариант артисты встретили аплодисментами. 

«Его зовут не Галиаскар, а Галиазгар»

Он стал прославленным артистом 

Старший сын драматурга Анас Камал писал: «Каждый его выход на сцену вызывал дикий интерес зрителя. Его всегда встречали и провожали под бурные аплодисменты. Кроме классических образов он мог мастерски сыграть смешного деда, мужчину средних лет, пел шуточные песни, играл на курае и свистульке, ставил музыкальные миниатюры и еще был отличным гримером». 

Камал выглядел намного старше своих лет 

Известно, что драматург мало спал и не заботился о своем здоровье. Можно предположить, что на это ему просто не хватало времени и сил. Днем он работал в редакциях, в разное время был издателем, редактором и журналистом. А ночами писал произведения. За одну ночь переводил по одной пьесе. Галиаскар Камал является автором более 20 произведений и около 100 переводов. 

«Его зовут не Галиаскар, а Галиазгар»

Мать Галиаскара ходила на спектакли сына тайком от мужа

Отец драматурга Галиакбар мечтал, чтобы его дети стали людьми науки или религии. Но младший выбрал совершенно иной путь — театр. Более того, по той же дорожке пошли братья и сестры Галиаскара. Габдулла Камал, Габдрахман Камал и Зайнап Камалова стали выдающимися артистами своего времени. Мать театралов Маугиза ханым, несмотря на неодобрение мужа, всячески поддерживала и защищала своих детей и ходила на их спектакли тайком. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *