«Дорожные знаки - визуальный мусор, который скрывает городскую эстетику»

Обсуждаем, стоит ли приводить размеры инфотабличек к евростандарту.

Совет по правам человека при президенте не одобрил идею правительства уменьшить дорожные знаки до европейского стандарта. Правозащитники считают, что Росстандарт и Минтранс, которым было поручено изучить такую возможность, не учли мнения медиков, страховщиков и, наконец, самих автомобилистов. Опять же чиновников заподозрили в лоббировании неких финансовых интересов. Что тоже вполне возможно. Бизнес на производстве дорожных знаков может принести кому-то миллиарды рублей. Тут надо вспомнить историю вопроса. 

Три года назад Росстандарту и Минтрансу поручили подумать над вопросом: нельзя ли дорожные знаки сделать поменьше, как в Европе? Тут же нашлись энтузиасты, которые сравнили наши и брюссельские стандарты. Оказалось, что в европейской столице дорожные обозначения, в виде кругов, треугольников и прямоугольных табличек внизу, в полтора-два раза меньше. Стали изучать правовую сторону вопроса. И тут тоже никаких препятствий: на территории Российской Федерации можно вешать знаки евростандарта без каких-либо юридических опасений.

Отправной же точкой была не столько экономия металла, сколько эстетика. Убранство городов как-то теряется за тысячами знаков «остановка запрещена» и «платная парковка» с гирляндой табличек: монетки в ряд, эвакуаторы... Дорожная инсталляция портит весь вид. Межу тем как-то все забыли о принятом недавно предварительном национальном стандарте для дорожных знаков, который предусматривает установку различных пояснительных табличек. 

Теперь решено по тому же стандарту вешать некоторые знаки не только на столбах, но и на стенах домов, ограждениях и даже на заборах. Речь идет опять же в основном об ограничениях парковки. Цель вроде бы благородная - уменьшить количество так называемого визуального мусора на улицах городов. С другой стороны, обозначить парковку можно где угодно и на чем угодно. Зазевался, недоглядел - будьте любезны искать свой транспорт на штрафстоянке. Особенно умиляет идея вешать знаки на заборах! Как бы это поприличнее выразиться? Ну вот не учли разработчики предварительного национального стандарта, что у нас в России ко всему, что написано на заборах, относятся несерьезно.

Европа Европой, а у нас к любым масштабным переменам в организации дорожного движения нужно относиться более серьезно. Безопасность вроде как прикрытие, а главная цель - пополнение чьего-то бюджета. И далеко не всегда государственного. В своих опасениях, что чиновники могут затеять очередные финансовые игры со знаками, президентский совет, конечно, прав. Мы говорим: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». На деле же получается всё по-другому: «Один раз отрежь, а что отрезал - семь раз положи в карман». 

Кстати, пару лет назад некий инженер из Новосибирска (ландшафтный дизайнер по образованию) решил совершить революцию в дорожном движении. Он почему-то счел, что знаки на дорогах обязательно должны быть анимированными. То есть не просто висеть, а показывать мультфильм. Перебирающих ногами зеленых пешеходов на светофорах инженеру показалось мало. Возможно, цель новатора в том, чтобы сделать знаки понятнее. Выглядит она, с одной стороны, благородно. А с другой - вроде как унизительно. Будто нас за дураков держат. Ведь и так ясно, где нельзя обгонять, где нельзя парковаться, где нельзя скорость превышать. Если машинка на знаке «обгон запрещен»  будет двигаться и попадать в аварию, на безопасности движения это вряд ли не скажется. Зато изобретатель мог бы стать миллиардером, стоило только запатентовать идею. Глядишь, наивная Европа увлеклась бы дорожной анимацией.

Шутки шутками, а за границей размер знаков значения не имеет. Там главный критерий - четкость рисунка. Поголовное увлечение беспилотными автомобилями, впечатляющие успехи разработчиков новых технологий, радужные перспективы безаварийного будущего автомобилистов пока под большим вопросом. Вашингтонские ученые решили проверить, готовы ли беспилотники к различным неожиданностям, что иногда встречаются на дорогах. Нечеткая разметка или запачканный знак… Оказалось, что компьютер требует практически идеального изображения. Даже обыкновенный знак «кирпич» или «стоп» он может прочитать некорректно. Во время эксперимента знак «обязательной остановки» перед перекрестком система приняла за ограничение скорости… Начавшиеся недавно эксперименты с беспилотниками в Москве и Казани должны показать, как наши компьютеры умеют читать. 

Технический прогресс не остановить. А ведь ещё сто с небольшим лет назад перед каждым автомобилем должен был идти человек с красным флагом и предупреждать прохожих о приближении чуда техники. Правило «красного флага» отменили в 1896 году.  Теперь вот мир ждет закона о необязательном присутствии водителя за рулем. Может, тогда и дорожные знаки можно будет снять со столбов и занести в память машины. Города же опять будут блистать своими архитектурными изысками, как в позапрошлом веке. Без визуального мусора.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Вова
Отлично написано. Побольше таких материалов
2
0
Ответить

Денис
Хорошая идея о знаках, которые будет отображать сам автомобиль водителю. HUD и цифровые приборные панели уже распространяются.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite