Выпускники школ изменили отношение к рабочим профессиям

В топе специальностей ссузов - повар
В топе специальностей ссузов — повар, преподаватель и автослесарь.

Секции августовского совещания работников образования и науки Татарстана близятся к завершению. На очередном заседании обсудили систему среднего профессионального образования (СПО) и подвели небольшие итоги.

Ресурсные центры увеличили количество желающих учиться по программе СПО

В системе СПО республики сегодня работают 95 организаций и 37 ресурсных центров, которые тесно взаимодействуют с отраслевыми предприятиями. На создание последних за шесть лет из бюджета республики выделили более 5,1 млрд рублей. В этом году ресурсными центрами стали еще шесть образовательных учреждений. Эту сеть будут расширять и дальше. По планам к 2020 году их количество должно достигнуть 43.

Выпускники школ изменили отношение к рабочим профессиям

В республике также работает Центр опережающей профессиональной подготовки на базе Казанского педагогического колледжа. Его задача — создать условия тем молодым людям, которые будут обладать компетенциями, необходимыми для развития экономики. В 2019 году в России построят 14 таких Центров, а к 2024 году их количество достигнет 100.      

Потребность выпускников общеобразовательных организаций в получении СПО, в первую очередь в ресурсных центрах республики, неуклонно растет. 1 сентября 2019 года более 14 тысяч первокурсников сядут за парты в подведомственных Минобрнауки учреждениях профессионального образования.

Выпускники школ изменили отношение к рабочим профессиям

— Развитие системы профессионального образования невозможно без постоянного обновления его содержания. Поэтапное внедрение программ по специальностям и профессиям из перечня ТОП-50 — один из инструментов, способствующих такому обновлению. В следующем учебном году количество специальностей из ТОП-50 возрастет до 24, а прием обучающихся по этим профессиям в 46 образовательных организациях составит 2410 человек. Предполагается, что до 2020 года в республике будут внедрены 28 образовательных программ из этого перечня, — говорит Андрей Поминов, первый заместитель министра образования и науки Татарстана.

Демоэкзамен по стандартам мирового чемпионата

В 2017 году республика протестировала демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Его прошли порядка 150 человек. Спустя два года количество студентов увеличилось в разы: в демонстрационном экзамене, прошедшем на 75 экзаменационных площадках по 39 компетенциям, приняли участие 2874 обучающихся и выпускников.

— Анализ распределения количества участников показал, что самыми массовыми в 2019 году стали компетенции: «Поварское дело», «Преподавание в младших классах», «Эксплуатация сельскохозяйственных машин», «Дошкольное воспитание», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Кирпичная кладка», «Сварочные технологии», «Электромонтаж» и «Предпринимательство». В демонстрационном экзамене по этим компетенциям приняли участие обучающиеся больше пяти образовательных организаций, — приводит данные замминистра.

Выпускники школ изменили отношение к рабочим профессиям

Инклюзия и «Абилимпикс»

СПО для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов вырабатывают оптимальные модели инклюзивного профессионального образования, которые позволяют сформировать профессиональные компетенции и обеспечить социально-психологическую адаптацию таких обучающихся. Для этого в Татарстане созданы соответствующие Центры развития. Сегодня при федеральной поддержке в республике работают две базовые профессиональные образовательные организации и два региональных учебно-методических центра.

Обучающиеся с ОВЗ активно участвуют в своем конкурсе по профмастерству – «Абилимпикс».

— Сегодня все компетенции чемпионата «Абилимпикс» закреплены за ресурсными центрами, ответственными за развитие соответствующих компетенций WorldSkills. Это дает возможность использования созданной инфраструктуры, оборудования и потенциала экспертного сообщества WorldSkills для подготовки участников и проведения чемпионатов «Абилимпикс». Такой подход имеет двойной эффект: участники приобретают конкурентные преимущества на рынке труда, а образовательные организации — опыт работы с особенными обучающимися, — отмечает чиновник.

Выпускники школ изменили отношение к рабочим профессиям

В этом году региональный чемпионат «Абилимпикс» стартовал 3 июля на территории Казанского торгово-экономического техникума и Нижнекамского агропромышленного колледжа. Соревнования по 46 компетенциям пройдут на 19 площадках. В них примут участие более 600 студентов, школьников и специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Закрытие регионального чемпионата и награждение победителей и призеров пройдет на двух площадках Казани в конце сентября.

— Сегодня Союзом «WorldSkills Россия» в Татарстане аккредитованы 16 специализированных центров компетенций по 27 профессиям. По итогам 2017 и 2018 годов республика заняла лидирующие позиции по данному показателю среди других регионов России, — говорит Поминов. — В новом чемпионатном цикле региональный турнир мы планируем провести в ноябре. Приоритетной задачей станет подготовка сборной Татарстана к Национальному чемпионату в Кемеровской области. Важно удержать позиции региона-лидера в следующем году.

Чиновники готовы к разным предложениям бизнеса

На XII расширенном заседании Совета по предпринимательству при президенте Татарстана глава Зеленодольского района Александр Тыгин отметил, что на предприятиях наблюдается нехватка кадров и они вынуждены приглашать сотрудников с соседних регионов. В качестве способа решения этой проблемы он предложил ввести практику подписания соглашений между бизнесменами и учебными учреждениями. Первые получат сотрудников, а вторые выпустят востребованных специалистов.

Выпускники школ изменили отношение к рабочим профессиям

Журналист KazanFirst поинтересовалась у Поминова, как Минобрнауки относится к такому предложению.

— Мы всячески приветствуем это. Более того, мы такую работу ведем. Один из критериев создания Ресурсных центров — наличие программ профподготовки. Это короткие программы до шести месяцев под конкретный заказ работодателей. У нас неплохо дела идут в нефтяных техникумах, с КАМАЗом, есть хорошие примеры в Бугульме и Казани. Другое дело, хотелось бы где-то и темпа побыстрее, необходимы подготовленные кадры под такой заказ. Здесь движение должно быть обоюдное, потому что нет нормативов на обучение по коротким программам и государственного финансирования. Это должен быть заказ со стороны работодателя. Если он поступает, а заказчик готов за это платить, то мы готовы его рассмотреть и организовать, — ответил замминистра.

В свою очередь на заседании Совета по предпринимательству министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов озвучил другую проблему — нехватку компетенций на селе, которую нужно решать.

Выпускники школ изменили отношение к рабочим профессиям

— Это не наша инициатива. Мы исполнители. Но если такой заказ поступит, мы тоже готовы его рассмотреть. Понятно, что мгновенно откликнуться мы не сможем. Если нам скажут, что сегодня нужны пилоты для малой авиации на селе, естественно, потребуется определенное время, потому что такая подготовка у нас не ведется. У нас 21 колледж из 95 ведет в большей или меньшей степени подготовку для агропромышленного комплекса. Они либо полностью, либо частично заточены на него. У нас есть инновационные Ресурсные центры, которые работают по заказу села. Могу назвать Сарманово, Мамадыш, Кукмор. На базе этих учреждений мы готовы наладить подготовку, — заключил Поминов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: