Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Главы районов и ведомств должны честно вникать в решение проблем людей.
Главы районов и ведомств должны честно вникать в решение проблем людей.

Аналитическое агентство «ПромРейтинг» подготовило исследование медиаэффективности и качества работы в соцсетях и СМИ министров и глав муниципалитетов. Данные приводятся по итогам II квартала 2019 года. 

Авторы исследования отмечают, что чиновники и их команды стали пристальнее обращать внимание на соцсети и мессенджеры. 

— Если руководители таких городов, как Казань, Альметьевск или Набережные Челны, используют медийный потенциал не только на региональном, но и на федеральном уровне, то главы районов и градоначальники, не обладающие значительными медиаресурсами, осваивают для себя социальные сети и мессенджеры, — утверждают аналитики. 

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Но есть промахи, на которые указывают в «ПромРейтинге». Чиновники не дополняют информационное поле Татарстана и не могут стабилизировать эмоциональный фон в комментариях. Хотя немного наивно выглядит критика госслужащих аналитиками за то, что первые не поставляют в публичное медиаполе «значимой инсайдерской информации». 

Чтобы чиновник был признан эффективным, по мнению составителей рейтинга, необходимо взаимодействовать с людьми при помощи интернета в стандартных и нестандартных ситуациях, выявлять сетевые очаги напряженности, решать проблемы, аргументированно успокаивать людей и не уходить от ответа, адекватно представлять себя и свою текущую работу в медиа.

Абсолютным лидером объединенного рейтинга стали глава Альметьевского района и нынешний руководитель Минсвязи РТ Айрат Хайруллин, мэр Челнов Наиль Магдеев, глава Нижнекамского района Айдар Метшин, министр по делам гражданской обороны и ЧС РТ Рафис Хабибуллин, мэр Казани Ильсур Метшин

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Однако для удобства аналитики «ПромРейтинга» вычленили несколько локальных подрейтингов.

Рейтинг ТОП-5 перемещений вверх 

Здесь на первом месте министр экономики Татарстана Фарид Абдулганиев. Он поднялся с 88-й позиции на 11-ю. Мэр Челнов Наиль Магдеев взмыл на 67 пунктов, глава Кукморского района Сергей Димитриев — на 63 пункта, глава администрации Кировского и Московского районов Сергей Миронов — на 56 строчек, глава Елабужского района Геннадий Емельянов — на 54. 

Что послужило взлету Абдулганиева? Аналитики это объясняют позитивным новостным фоном в СМИ, реакцией пресс-службы Минэкономики РТ в мессенджерах на актуальную повестку. В то же время команда министра отлично отрабатывала тему по уголовному делу «Лизинг-гранта» в СМИ, но без какой-либо активности по этой теме в соцсетях. 

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Наиль Магдеев задействовал свои медиаресурсы при отработке темы, что он занял 12-е место в нацрейтинге мэров в СМИ, но не соцсетях. В то же время команда градоначальника серьезно просчиталась, допустив смену тональности с позитивной на негативную в теме по переименованию улицы в Набережных Челнах на Хайер. При этом информационную повестку по ремонту челнинских дорог и резкий рост в рейтинге глав муниципальных образований команда Магдеева отработала четко, отмечают аналитики. 

Главе Кукморского района помогли локальные положительные информационные истории. Две из них оказались наиболее мощными — многодетная мать и тракторист прославили муниципалитет, которым руководит Димитриев, также всероссийскую акцию «Горсть памяти» провели на братских могилах Кукморского района. Но администрация никак не реагировала на этот позитив в соцсетях, а только в СМИ. Команда Димитриева пропустила темы, связанные с обвинением в коррупции и закрытие приюта для собак из-за антисанитарии, — не отреагировала на них ни в СМИ, ни в соцсетях. 

Сергей Миронов себе в копилку может внести тему с очисткой озера Изумрудного и Сабантуй на Лебяжьем. Негатив же принесла трасса-дублер М-7 и превышение нормы содержания формальдегида на улице Декабристов. 

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Главе Елабужского района Геннадию Емельянову позитивные очки удалось заработать за счет историй, которые в основной своей массе не были инициированы его администрацией. При работе с положительными инфоповодами команда Емельянова отдает предпочтение СМИ, а соцсети игнорируются. Никакой реакции не последовало от них на информацию о смене руководства района. Полностью была проигнорирована тема про обыск в администрации по уголовному делу о мошенничестве с земельными участками в строящемся поселке «Лесная поляна».

Рейтинг ТОП-5 перемещений вниз 

Больше всех позиций потерял глава Госкомитета РТ по биологическим ресурсам Федор Батков — 67 строчек. За ним идет глава Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин — 64 пункта. Руководитель Управления ФАС по РТ Айрат Шафигуллин — 55 позиций. Глава МВД по РТ Артём Хохорин и глава Азнакаевского района Марсель Шайдуллин — по 54 пункта. 

Больше всего шишек обрушилось на Баткова во время обмеления Волги, гибели рыбы и икры из-за падения уровня воды. Ни в СМИ, ни в соцсетях, ни в мессенджерах чиновник своё отношение и позицию не обозначил. Было также проигнорировано его командой обращение к президенту республики и к нему самому охотничьего сообщества о сдвиге сроков охоты на птицу. Каких-либо попыток привнести в медиаполе положительные истории ведомством Баткова никак не предпринималось. 

По Гущину негативных историй в медиапространстве много. Здесь и снос Арских казарм, и ситуация с Мергасовским домом, планы по строительству многоэтажек на месте захоронений у Казанского военного госпиталя, пожары в зеленодольском микрорайоне Полукамушки и так далее. 

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Аналитики отмечают, что эти проблемы зачастую концентрируются в соцсетях. Но «ВКонтакте» на сообщество Комитета Гущина подписано лишь 40 человек. 

Айрат Шафигуллин полностью проигнорировал в соцсетях обвинение в крышевании незаконных госзакупок, дело против яичного картеля и «Пятёрочки», а также закрытие дела против АИР РТ. Присутствие команды Шафигуллина в соцсетях и мессенджерах аналитиками никак не отмечено. 

Странным образом представляют позиции главы МВД по РТ Артёма Хохорина аналитики «ПромРейтинга». Например, в качестве негатива, повлиявшего на работу министерства, определена петиция по поводу горе-хоккеиста Обухова, драка подростков у 171-й школы в Казани, расстрел собак под Казанью. МВД как раз призвано работать с негативными событиями в обществе. А профилактическую работу с населением должны вести не только структуры Хохорина. Однозначным негативом для МВД являются преступления, совершенные сотрудниками министерства, внутриминистерские конфликты, коррупция и скандалы. 

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Марсель Шайдуллин никак не работает с такими негативами в соцсетях, как жалобы на дороги, отсутствие магазинов, исключение инвалидов из списка нуждающихся в жилье и так далее. Хотя аналитики «ПромРейтинга» почему-то записали в минус Шайдуллину отсутствие его реакции на инфоповод, что он может занять пост министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана. Среди республиканских чиновников есть негласное, но жестко регламентируемое правило не обсуждать публично свои явные или возможные назначения на те или иные должности. 

Оппозиция легко воспользуется брешами глав районов 

— Мы не ставим своей целью гонку за рейтингами, а нацелены на всестороннее освещение деятельности городских властей. Благодаря задачам, поставленным мэром города Наилем Магдеевым, в пабликах в ВК работает команда, которая дает оперативные ответы. Понимая, что изменился медиаландшафт, мы, можно сказать, живем в социальных сетях. Пользуемся различными методами, в том числе и системой «Инцидент-менеджмент». Сегодня наш город в числе лучших в Татарстане по времени реагирования и количеству постов, в которых упоминаются муниципальные власти. В работе с медиа сегодня важны оперативность, внимание к деталям и, пожалуй, открытость и человеческое отношение, — комментирует итоги рейтинга начальник Управления информационной политики и по связям с общественностью мэрии Набережных Челнов Римма Мухаметзянова

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

— В работе авторов рейтинга упомянуты фактически не публичные политики, министры, главы районов. Их же не избирают, а назначают. На что может влиять замер их публичной активности? Сомневаюсь, что для широкой аудитории такой рейтинг интересен. А вот специалистам, которые работают с этими темами, он очень даже нужен. В рейтинге хорошо отслеживаются негативные истории. Отмечены критические события, связанные с районами Татарстана, и очень хорошо скомпонованы. Потому что промахи и огрехи в муниципалитетах создают точки напряжения локального сообщества, как, например, палаточный лагерь обманутых дольщиков. Потому что эти 40 дольщиков будут определять информационный шум для всего Пестречинского района, они будут интересны для неполитизированных людей, — рассуждает кандидат политических наук, доцент кафедры политологии КФУ Виктор Сидоров.

По словам эксперта, этот рейтинг представляет собой также актуальную информацию по карте Татарстана, где чиновники слабее всего ведут свою работу в соцсетях. Этими брешами смогут воспользоваться различные политтехнологи и другие участники предвыборной кампании. Обнажение точек напряжения в районах может мобилизовать протестные настроения.  

— Вижу, что до сих пор большинство чиновников, руководителей министерств и муниципалитетов воспринимают соцсети как классические СМИ. То есть они просто размещают там информацию, — это уже высказывает экспертное мнение медиаменеджер, учредитель резиденции креативных индустрий «Штаб» Ярослав Муравьёв. — На самом деле соцсети — это инструмент двусторонней связи. Там генерируют контент простые пользователи, которые так же участники индустрии, они сталкиваются с различными проблемами или задачами. Очень важно понимать, что соцсети — это не односторонний канал связи. Для чиновников и ведомств намного важнее получать обратную связь, чем что-то своё туда транслировать. Работой с обратной связью мало кто занимается, практически никто не работает с комментариями, с негативными постами или вопросами. 

Чиновники Татарстана всё ещё не умеют работать с негативом в соцсетях

Собеседник отмечает, что сегодня потеряна монополия на распространение информации. Чиновники, министерства и простой пользователь, который может у себя выложить что угодно, находятся в равных условиях. Руководители ведомств и муниципалитетов должны воспринимать всех пользователей соцсетей как равных себе и общаться с ними на равных.

По словам медиаменеджера, у чиновников сегодня основная стратегия работы со СМИ и соцсетями — это не выпустить наружу негативную информацию. 

— В современном мире негатив так или иначе вылезет и будет интерпретирован пользователями. Поэтому его нельзя прятать. Нужно в любом случае рассказывать о негативе. Это позволит, во-первых, у людей выстроить отношение к проблеме. А во-вторых, это как минимум рождает доверие к органам власти. С негативом в соцсетях нужно работать честно. Большинство людей не дураки и хорошо понимают, что происходит. Поэтому основная задача — честно вникать в решение проблем людей либо честно говорить об этой проблеме, чтобы люди могли жить и работать с этой трудностью, — резюмирует Ярослав Муравьев.    


Читайте также: Управление общественным мнением — это мучительный поиск компромиссов


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *