«Театр и кино - это две разные женщины»

Автор фото: Артем Дергунов/KazanFirst
Культура 16:38 / 2 августа
6
1
«Театр и кино - это две разные женщины»

Постановщиками лаборатории «Свияжск АРТель» впервые станут кинорежиссеры.

На острове-граде Свияжске пройдет шестая лаборатория «Свияжск АРТель». В этот раз создавать театральные эскизы будут кинорежиссеры. Среди них Тимур Бекмамбетов, Елизавета Стишова и Игорь Волошин. Они все решили окунуться в прошлое.

О лаборатории

«Свияжск АРТель» - это ежегодная театральная лаборатория, которую организует Фонд поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке министерства культуры Татарстана. Её суть в том, что режиссеры готовят эскизы примерно за 10 дней. Например, в этом году лаборатория стартует 8 августа, а с 16 по 18 августа авторы уже должны будут показать свой результат.

Основное направление работ на АРТели - это сайт-специфический театр. Он заключается в том, что декорации режиссерам придется искать чаще всего у местных жителей, а не создавать. Соответственно, основные декорации лаборатории - это природа и архитектура Свияжска. Сами постановки ставят в обычных для человека местах: улица, торговый центр, бар, метро или автобус.

Над чем будут работать кинорежиссеры?

Тема лаборатории 2019 года - дороги. Режиссеры кино уже выбрали идеи, которые они хотят воплощать с театралами.

Тимур Бекмамбетов, режиссер, успевший прославиться в Голливуде своими кинокартинами, на АРТели дебютирует с театральной постановкой об известном мудреце и простаке Ходже Насреддине. Актеры проведут зрителей по берегу острова после заката и создадут атмосферу мусульманского Востока. Над текстом постановки работает казанский драматург и режиссер Ильгиз Зайниев. Для него эскиз тоже будет дебютом - это его первая пьеса на русском языке. Ходжу Насреддина сыграет артист театра им. Камала Эмиль Талипов, его осла - Нияз Зиннатуллин из Казанского ТЮЗа. Также участие примут Искандер Хайруллин, актер театра им. Камала, Юлия Маленкина, актриса иммерсивного спектакля «Анна Каренина»

Второй режиссер Елизавета Стишова, которая получила на «Кинотавре» диплом от жюри и от гильдии киноведов и кинокритиков за короткометражку «@Жених», тоже уйдет в прошлое - XVII век. Она поставит эскиз о жизни протопопа Аввакума, лидера первых старообрядцев. Ее поразила бескомпромиссность и стойкость протопопа. Интонация эскиза Стишовой будет похожа на сказку или притчу в духе режиссера из Литвы Эймунтаса Някрошюса.  

Последний режиссер Игорь Волошин, которого мы знаем по сериалам «Ольга» и «Физрук», работает над постановкой по собственной пьесе под названием «Паук». Он уйдет не так далеко в прошлое, как его коллеги, а в конец 40-х годов СССР. Во время начала очередной волны репрессий звезда кино по имени Ольга попадает в одиночную камеру на Лубянке. Ее просят признаться в том, что она работает на британскую разведку, но дело доходит до пыток. В спокойное время Ольга делит камеру с черным пауком, который превращается в ее товарища и собеседника.

Смесь театра и кино - интересный эксперимент

Поскольку ставить эскизы на шестой лаборатории будут режиссеры кино, а не театра, в преддверии АРТели казанские деятели искусства дискуссировали на тему «Кинорежиссеру не нужен театр?».

Инна Яркова - театральный продюсер, соучредитель Фонда «Живой город» считает, что подобные эксперименты расширяют границы театра.

- Мы зачастую варимся в собственном соку, друг другу надоедаем и никаких открытий не происходит. Для кинорежиссеров это, наверное, интересно тем, что это другой способ коммуникации со зрителем, где нет камеры. Я думаю, им интересно будет попробовать, - говорит Яркова. 

Артем Силкин - директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск», соучредитель фонда «Живой город» считает, что новый опыт поставит перед кинорежиссерами и новые задачи.

- Мне кажется, для состоявшегося режиссера киноработа с театральным пространством - это личный вызов. Кино обладает набором неких манипуляторных инструментов в виде монтажа, спецэффектов, которые позволяют усложнить технические, но упростить какие-то театрализованные задачи. В театре сложнее: есть актер и декорации для того, чтобы осуществить установку. Кинорежиссеру в этом плане, наверно, понадобится предпринять усилия для того, чтобы решить задачи, которые в кино перед ним не стояли. Результат, мне кажется, будет интересен, -  добавил Силкин.

Яркова как организатор отмечает, что за шесть лет АРТели ещё не было столь интенсивной подготовки, поскольку режиссерам театра нужно время, чтобы раскачаться. Альбина Нафигова - кинопродюсер, директор образовательного форума «Время кино» акцентирует, что здесь дело в темпоритме.

- Театр и кино - это две разные женщины. У них абсолютно разные темпоритмы. Женщина-театр вальяжна. В кино бешеный ритм начинается уже с продакшена. Если в театре планируется премьера, сначала собирается пресс-конференция, где говорят о костюмах, декорациях, потом все ждут премьеру. В кино каждый четверг три-четыре премьеры. Даже в плане показов бешеный ритм, будь то авторское кино или блокбастер. Для кино это нормальный ритм, - отмечает Нафигова. 

Диана Сафарова - театральный и кинопродюсер, режиссер, соучредитель Фонда поддержки современного искусства «Живой город» согласна с коллегой, что театр и кино - это две разные вещи.

- Что касается кинорежиссера и театра, здесь разные подходы в творчестве. Мне кажется, кинорежиссеру будет интересен театр. В кино есть возможность выведения крупного плана. Если режиссер работает в тандеме с оператором, то можно стопроцентно сказать, что кино будет хорошим. В театре же режиссер может надеяться на себя и на актера. Он должен найти способ, чтобы вытащить крупный план и донести свою идею. Здесь могут быть нюансы. Я думаю, лаборатория станет некой встряской для кинорежиссеров, - считает Сафарова.

На дискуссии присутствовали и действующие кинорежиссеры. Исполняющий обязанности заведующего кафедрой киноискусства и анимации Казанского государственного института культуры Алексей Барыкин отметил, что на съемках одного из фильмов сразу же понял, что хотел бы создать театральную постановку.

- Я знаю, что мог бы дать мне театр, чего не может дать кино. Я снимал кино в жанре малой драмы. Я понял, что мой жанр органично может существовать в театре, а для кино он болезненно-мучительный, потому что это две разные пластики восприятия. В театре общение актера со зрителем естественно. В кино, если пытаешься остаться в малой драме, приходится использовать разные штуки. Возьмем фильм «Изгой» с Томом Хэнксом. Кто бы его послушал, если бы он просто сказал, что замерз. Режиссеры стали искать необычные решения, поэтому герой находит волейбольный мяч, который становится его вымышленным собеседником. Он дает ему возможность общаться. Это оригинальное решение, которое, я думаю, нелегко было найти. В театре он бы смог выйти и просто начать говорить, - поделился своим мнением Барыкин. 

В заключение Айсылу Кадырова - театральный и балетный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска» высказала мнение, что театр - это хорошая школа для режиссера. И лаборатория, которая случится в Свияжске, сближает будущие работы с кино.


Читайте также: «Народ не покупает искусство, пока он голодный»


КОММЕНТАРИИ (9)
Пронька
В Татарстане ни одного нормального фильма ещё не сняли. Надеюсь скоро ситуация изменится
-2
ОТВЕТИТЬ
Небедный
Сафарова - красотка. Она замужем?
2
ОТВЕТИТЬ
Лирик
Барыкин бюджеты только хорошо осваивает, но его фильмы откроевенно слабые
0
Поклонник
Дианочка, я ваш большой почитатель и поклонник вашего таланта! Вы золотце!
1
ОТВЕТИТЬ
Женёк
Бибинур - хороший фильм. очень душевный
0
ОТВЕТИТЬ
Богдан
театр в Тaтapcтaне сильный, что руccкий, что тaтapcкий, а вот кино снимать так и не научились, хотя в Poccии в целом плохое кино
0
ОТВЕТИТЬ
Ленин
Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство. Поэтому мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создаёт почву для культуры.
0
ОТВЕТИТЬ
Инокентий
Согласен. если народ тупой, ему театр не нужен. театр нужен образованному человеку.
0
Нуна
Театр первичен. без театр ничего не будт, тем более кина
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Казань мучается от наркотических граффити

Автор фото: KazanFirst, соцсети
Культура 18:13 / 1 августа
6
Казань мучается от наркотических граффити

Власти города ищут граффитистов для создания «правильных» рисунков.  

До чемпионата мира по рабочим профессиям WorldSkills-2019 меньше месяца. По традиции в преддверии крупных мероприятий власти Казани приводят «в порядок» всевозможные общественные пространства - набережные, парки и скверы. В один ряд с ними поставили и импровизированную галерею с портретами мировых исполнителей. Аллея музыкантов под мостом «Миллениум» появилась благодаря стараниям уличных художников. К чемпионату мира по футболу городские власти вероломно закрасили все портреты серой краской. Тогда исполком пояснил, что такое решение было принято из-за появления «нецензурных надписей». 

После инцидента казанский активист Марат Газизуллин создал петицию и предложил сделать под «Миллениумом» аллею памяти известных музыкантов. 

С того времени уличные художники воскресили, или, как модно говорить, реновировали граффити на мостовых опорах. Но авторы переживают, что к предстоящему чемпионату по рабочим профессиям власти города могут снова все закрасить и нарисовать «околополитические» рисунки. Марат вновь создал петицию в адрес помощника президента Наталии Фишман-Бекмамбетовой

«Стрит арт украшает город», «Мне не все равно», «Я считаю, что в любом городе должно быть место для творчества, где люди могут выразить себя через искусство», «Пространство под мостом «Миллениум» должно принадлежать молодежи», - комментируют казанцы петицию (пунктуация и орфография сохранены. - Ред.).

В министерстве по делам молодежи журналиста KazanFirst заверили, что существующие граффити под мостом «Миллениум» сохранят, а новые изображения появятся на незакрашенных местах. Проект реализуют вместе с казанскими стрит-художниками и молодежными коммьюнити города, в том числе сообществом URAM. 

- Во второй половине августа планируется провести воркшоп с участием казанского стрит-арт сообщества, чтобы вместе определить, как может развиваться проект. Его реализация запланирована к открытию экстрим-парка под мостом «Миллениум», - рассказали в пресс-службе ведомства. 

Как ранее отмечала пресс-служба мэрии, исполком не будет препятствовать уличным художникам, но для легальной закраски необходимо получить согласование в Управлении архитектуры и градостроительства Казани. 

Журналист KazanFirst позвонил в озвученную структуру, чтобы уточнить, как получить это самое разрешение. Оказалось, за граффити отвечает отдел городского дизайна, где нас огорошили вопросом: «На каком основании вы собрались рисовать?». 

- Для начала нужно подать нам эскизный проект, заранее согласованный с балансодержателем и подкрепленный его визой. У нас есть административный регламент по согласованию архитектурного облика объекта. В нем сроки рассмотрения - 30 календарных дней. Вам нужно будет сдать альбом в двух экземплярах, [показать], что и где вы хотите нарисовать, а мы рассмотрим, - заявили KazanFirst в отделе городского дизайна.

Однако уточнить, кто именно является балансодержателем моста «Миллениум», в Управлении не смогли: «Я не знаю, где можно уточнить», - сказала собеседница и повесила трубку. 

Как пояснили в пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, балансодержателем моста является Комитет внешнего благоустройства Казани. Там нас перенаправили в отдел содержания и благоустройства, где на наш телефонный звонок ответил начальник отдела Дамир Шайхутдинов. С его слов, территория под мостом делится на две зоны. Первая (за забором, ближе к воде) закрыта не просто так - в конце августа там начнется стройка молодежного парка. Поэтому рисовать там граффити смысла нет. Вторая зона располагается ближе к парку Горького, там-то рисовать и надо.

- Если вы хорошо рисуете или у вас есть единомышленники и вы готовы - у нас есть проблемные места, где изображают всякую ерунду… Мы замучились. Рисуют в подземных пешеходных переходах, везде предлагают наркотики. По опыту знаю - вандалы не рисуют граффити. У нас есть другие подмостовые пространства, много адресов проблемных. Мы бы в свою очередь подготовили площадки - закрасили белым цветом, согласовали эскиз, - рассказал Шайхутдинов. 

Среди этих площадок, помимо «Миллениума», подземные переходы от ДК Химиков до Гаврилова, переходы на улице Шмидта, Арбузова, в районе перекрестка Кошевого/Дементьева, а также стена на Кремлевском мосту со стороны Московского района. Как отмечают в Комитете, это граффити будет видно с набережной, расположенной на противоположном берегу. 

Несмотря на готовность сотрудничать, Комитет настоятельно рекомендует рисовать правильные вещи - например, граффити к предстоящему WorldSkills, спортивные мотивы, художества, связанные с Казанью или Татарстаном, в крайнем случае - «портрет красивый». А вот чего категорически нельзя изображать - так это свастику и прочие оскорбительные символы, а также рекламу, шаржи и зарисовки на остросоциальные, политические и религиозные темы. 

Как отмечает Шайхутдинов, исполком рассматривает возможность сотрудничества, в том числе на платной основе. Сначала будут оплачивать краску, а потом могут заказать и что-то конкретное, но для этого надо себя зарекомендовать.

Уличный художник Alesha Art площадку под мостом «Миллениум» сравнивает с «черновиком под открытым небом», где каждый может создавать что-то новое или тренироваться, не мешая другим. 

- Думаю, людям, кто отвечает за эстетическую составляющую в Казани, можно и нужно расширить мировоззрение и стать более открытыми к чему-то новому. Дать возможность именно создавать, а не следовать техническому заданию, написанному в сером кабинете на темном столе, - считает Alesha.

Адвокат Данил Мишин в разговоре с журналистом издания в свою очередь напомнил, что за самовольное граффити человеку грозит штраф, предусмотренный статьями «Мелкое хулиганство» или «Уничтожение и повреждение чужого имущества».

КОММЕНТАРИИ (4)
Бэнкси
Че за бред. Искусство есть отражение действительности окружающей
2
ОТВЕТИТЬ
Местный
Лучше б закрасили всякие тупые объявы типа заработай 60 кусков за день. Вот это реально наркотические объявы
8
ОТВЕТИТЬ
Амиго
Децл зачетный. Земля ему пухом.
2
ОТВЕТИТЬ
Экспрессо
Я художник я так вижю
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх