«Театр и кино — это две разные женщины»

Постановщиками лаборатории «Свияжск АРТель» впервые станут кинорежиссеры.
Постановщиками лаборатории «Свияжск АРТель» впервые станут кинорежиссеры.

На острове-граде Свияжске пройдет шестая лаборатория «Свияжск АРТель». В этот раз создавать театральные эскизы будут кинорежиссеры. Среди них Тимур Бекмамбетов, Елизавета Стишова и Игорь Волошин. Они все решили окунуться в прошлое.

О лаборатории

«Свияжск АРТель» — это ежегодная театральная лаборатория, которую организует Фонд поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке министерства культуры Татарстана. Её суть в том, что режиссеры готовят эскизы примерно за 10 дней. Например, в этом году лаборатория стартует 8 августа, а с 16 по 18 августа авторы уже должны будут показать свой результат.

«Театр и кино - это две разные женщины»

Основное направление работ на АРТели — это сайт-специфический театр. Он заключается в том, что декорации режиссерам придется искать чаще всего у местных жителей, а не создавать. Соответственно, основные декорации лаборатории — это природа и архитектура Свияжска. Сами постановки ставят в обычных для человека местах: улица, торговый центр, бар, метро или автобус.

Над чем будут работать кинорежиссеры?

Тема лаборатории 2019 года — дороги. Режиссеры кино уже выбрали идеи, которые они хотят воплощать с театралами.

Тимур Бекмамбетов, режиссер, успевший прославиться в Голливуде своими кинокартинами, на АРТели дебютирует с театральной постановкой об известном мудреце и простаке Ходже Насреддине. Актеры проведут зрителей по берегу острова после заката и создадут атмосферу мусульманского Востока. Над текстом постановки работает казанский драматург и режиссер Ильгиз Зайниев. Для него эскиз тоже будет дебютом — это его первая пьеса на русском языке. Ходжу Насреддина сыграет артист театра им. Камала Эмиль Талипов, его осла — Нияз Зиннатуллин из Казанского ТЮЗа. Также участие примут Искандер Хайруллин, актер театра им. Камала, Юлия Маленкина, актриса иммерсивного спектакля «Анна Каренина»

«Театр и кино - это две разные женщины»

Второй режиссер Елизавета Стишова, которая получила на «Кинотавре» диплом от жюри и от гильдии киноведов и кинокритиков за короткометражку «@Жених», тоже уйдет в прошлое — XVII век. Она поставит эскиз о жизни протопопа Аввакума, лидера первых старообрядцев. Ее поразила бескомпромиссность и стойкость протопопа. Интонация эскиза Стишовой будет похожа на сказку или притчу в духе режиссера из Литвы Эймунтаса Някрошюса.  

Последний режиссер Игорь Волошин, которого мы знаем по сериалам «Ольга» и «Физрук», работает над постановкой по собственной пьесе под названием «Паук». Он уйдет не так далеко в прошлое, как его коллеги, а в конец 40-х годов СССР. Во время начала очередной волны репрессий звезда кино по имени Ольга попадает в одиночную камеру на Лубянке. Ее просят признаться в том, что она работает на британскую разведку, но дело доходит до пыток. В спокойное время Ольга делит камеру с черным пауком, который превращается в ее товарища и собеседника.

Смесь театра и кино — интересный эксперимент

Поскольку ставить эскизы на шестой лаборатории будут режиссеры кино, а не театра, в преддверии АРТели казанские деятели искусства дискуссировали на тему «Кинорежиссеру не нужен театр?».

Инна Яркова — театральный продюсер, соучредитель Фонда «Живой город» считает, что подобные эксперименты расширяют границы театра.

«Театр и кино - это две разные женщины»

— Мы зачастую варимся в собственном соку, друг другу надоедаем и никаких открытий не происходит. Для кинорежиссеров это, наверное, интересно тем, что это другой способ коммуникации со зрителем, где нет камеры. Я думаю, им интересно будет попробовать, — говорит Яркова. 

Артем Силкин — директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск», соучредитель фонда «Живой город» считает, что новый опыт поставит перед кинорежиссерами и новые задачи.

— Мне кажется, для состоявшегося режиссера киноработа с театральным пространством — это личный вызов. Кино обладает набором неких манипуляторных инструментов в виде монтажа, спецэффектов, которые позволяют усложнить технические, но упростить какие-то театрализованные задачи. В театре сложнее: есть актер и декорации для того, чтобы осуществить установку. Кинорежиссеру в этом плане, наверно, понадобится предпринять усилия для того, чтобы решить задачи, которые в кино перед ним не стояли. Результат, мне кажется, будет интересен, —  добавил Силкин.

«Театр и кино - это две разные женщины»

Яркова как организатор отмечает, что за шесть лет АРТели ещё не было столь интенсивной подготовки, поскольку режиссерам театра нужно время, чтобы раскачаться. Альбина Нафигова — кинопродюсер, директор образовательного форума «Время кино» акцентирует, что здесь дело в темпоритме.

— Театр и кино — это две разные женщины. У них абсолютно разные темпоритмы. Женщина-театр вальяжна. В кино бешеный ритм начинается уже с продакшена. Если в театре планируется премьера, сначала собирается пресс-конференция, где говорят о костюмах, декорациях, потом все ждут премьеру. В кино каждый четверг три-четыре премьеры. Даже в плане показов бешеный ритм, будь то авторское кино или блокбастер. Для кино это нормальный ритм, — отмечает Нафигова. 

Диана Сафарова — театральный и кинопродюсер, режиссер, соучредитель Фонда поддержки современного искусства «Живой город» согласна с коллегой, что театр и кино — это две разные вещи.

«Театр и кино - это две разные женщины»

— Что касается кинорежиссера и театра, здесь разные подходы в творчестве. Мне кажется, кинорежиссеру будет интересен театр. В кино есть возможность выведения крупного плана. Если режиссер работает в тандеме с оператором, то можно стопроцентно сказать, что кино будет хорошим. В театре же режиссер может надеяться на себя и на актера. Он должен найти способ, чтобы вытащить крупный план и донести свою идею. Здесь могут быть нюансы. Я думаю, лаборатория станет некой встряской для кинорежиссеров, — считает Сафарова.

На дискуссии присутствовали и действующие кинорежиссеры. Исполняющий обязанности заведующего кафедрой киноискусства и анимации Казанского государственного института культуры Алексей Барыкин отметил, что на съемках одного из фильмов сразу же понял, что хотел бы создать театральную постановку.

— Я знаю, что мог бы дать мне театр, чего не может дать кино. Я снимал кино в жанре малой драмы. Я понял, что мой жанр органично может существовать в театре, а для кино он болезненно-мучительный, потому что это две разные пластики восприятия. В театре общение актера со зрителем естественно. В кино, если пытаешься остаться в малой драме, приходится использовать разные штуки. Возьмем фильм «Изгой» с Томом Хэнксом. Кто бы его послушал, если бы он просто сказал, что замерз. Режиссеры стали искать необычные решения, поэтому герой находит волейбольный мяч, который становится его вымышленным собеседником. Он дает ему возможность общаться. Это оригинальное решение, которое, я думаю, нелегко было найти. В театре он бы смог выйти и просто начать говорить, — поделился своим мнением Барыкин. 

«Театр и кино - это две разные женщины»

В заключение Айсылу Кадырова — театральный и балетный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска» высказала мнение, что театр — это хорошая школа для режиссера. И лаборатория, которая случится в Свияжске, сближает будущие работы с кино.


Читайте также: «Народ не покупает искусство, пока он голодный»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *