«Много лет хотел рассказать историю Ходжи, но не мог придумать как»

Тимур Бекмамбетов воплотил идею восточной сказки в Свияжске.

Завершается шестая театральная лаборатория «Свияжск АРТель». В один из последних дней эскизы зрителям продемонстрировали кинорежиссеры Игорь Волошин и Тимур Бекмамбетов. «Паука» мы ещё увидим, а Ходжу - неизвестно.

Коротко о Свияжск АРТели

В этом году театральная лаборатория проходит с 8 по 18 августа. Её формат следующий: режиссеры готовят эскизы спектаклей в сжатые сроки. Если учитывать, что последние два-три дня уходят на показы, то на подготовку остается в среднем восемь дней.

Все проекты АРТели относятся к сайт-специфическому театру, то есть приходится создавать постановки на привычных простому человеку локациях - улица, торговый центр, автобус или метро и находить реквизит, а не создавать его в мастерской. Таким образом декорациями на лаборатории выступают природа и архитектура Свияжска. Ещё одна особенность - погода. Спектакли показываются в основном под открытым небом, поэтому режиссеры должны быть готовы к любым погодным условиям.

Шестая лаборатория необычна тем, что эскизы ставят режиссеры кино, а не театра, а темой стала дорога. Так или иначе кинорежиссеры решили уйти в прошлое, но добавили нотки современности.

Паук

Игорь Волошин, режиссер, который известен как соавтор сериалов «Ольга» и «Физрук», поставил эскиз по собственному киносценарию под названием «Паук».

История разворачивается в конце 1940-ых годов, когда начинается очередная волна репрессий. В качестве локации Волошин выбрал двор Свияжского музея, где в те годы было отделение исправительно-трудовой колонии ГУЛАГа. Кинозвезда Ольга Х., которую играет актриса Ольга Симонова, попадает в одиночную камеру на Лубянке. Актрису принимают за британскую разведчицу. НКВДшник по кличке Грач, которого играет Роман Смирнов, пытается получить от неё признание, но Ольга не ест и не сознается, поэтому подвергается пыткам. Как отмечает Волошин, в процессе Грач мутирует в абсолютное зло.

В спокойное время актриса делит камеру с черным пауком, которого играет Павел Густов, актер казанского ТЮЗа. Во время постановки Паук рассказывает о том, что в закрытом пространстве и камерных условиях человек испытывает злость, появляются галлюцинации, путанные мысли и как итог - шизофрения. Ольга начинает сходить с ума.

В эскизе также участвуют актеры Елена Калаганова, Диана Сафарова, Анастасия Радвогина и Руслан Риманас.

«Это друг всех заключенных»

Идея поставить эскиз в трудный исторический период у режиссера возникла в процессе мыслей о глубоком.

- История появилась в связи с тем, что с возрастом ты все больше думаешь о важных и глубоких вещах, как свобода, неприкосновенность человеческой личности и ценность жизни, которая, к сожалению, в один момент может превратиться в ту гору мусора, полиэтилена, в который мы запутываем наших героев в виде образной паутины. Я выбрал конкретный период. У всех 1937 год на слуху, но в 1947 году была новая волна репрессий, о которой не все знают. Я перечитал много мемуаров советских актрис, которые в эти годы оказались в тюрьме и по 15 лет находились в лагерях и пересылках. Я отталкивался от этих документальных фактов, - рассказывает Волошин.

«Паук» - это будущий киносценарий. На АРТели режиссер показал свое видение современного театра.

- В самом киносценарии героиня будет иметь отношения прямо с пауком. Есть технологии, когда можно поснимать реального паука, а потом заставить его говорить. Хочется рисовать по минимуму. Я не очень люблю графику, потому что с ней пропадает правда, - говорит он. - Это сюрреалистическая платформа для искусства, это не совсем реальная история. Что удивительно, когда мы гуляли, Лена Калаганова рассказала о человеке, который родился в тюрьме и его спас НКВДшник. Здесь даже сняли фильм «Голубка». Меня потряс тот момент, что он общался с пауком. Эта субстанция является единственной частью жизни, пусть и не в лучшем проявлении. Паук - это друг всех заключенных.

Работать в условиях сайт-специфического театра Волошину было интересно, но со светом на площадке происходили странные вещи.

- Немножко было трудно технически, потому что мы, может, чуть-чуть выше задрали планку со светом. Здесь висит оборудование из маленького театра «Угол», где все минималистично. Мне чуть-чуть не хватило технического времени. Саму историю мы выстроили, но в процессе видишь, кто-то провалился в тень или ещё что-то. У нас свет два дня сходил с ума. Какая-то мистика. Каждый день мы приходили в 4 часа утра, настраивали свет заново, а во время спектакля приборы пытались найти, что светить. Сегодня было более менее. Но в целом мне повезло с труппой. Я всегда стараюсь говорить, что нам повезет, - заключил режиссер.

Ходжа Насреддин

Тимур Бекмамбетов, которого мы знаем по кинофраншизам «Дозор» и «Елки», решил поставить эскиз об известном мудреце и простаке Ходже Насреддине и его Ишаке.

- Много лет я хотел рассказать историю Ходжи, но не мог придумать как. Однажды понял, что нужно рассказывать историю не про Ходжу, а про Ишака, потому что мы больше похожи на ишаков, чем на наших учителей. Так появилась идея сделать спектакль об Ишаке и последнем пути Ходжи. Мы все знаем много анекдотов про него, но здесь в первый раз видим историю о том, как закончилась его физическая жизнь, ведь он продолжает жить среди нас в своих историях, - говорит Бекмамбетов.

Действие разворачивается на берегу Свияги ночью под естественным светом факелов. Ишак, которого играет актер казанского ТЮЗа Нияз Зиннатуллин, рассуждает о своей жизни, общается со зрителями - кстати, в течение всего эскиза актеры импровизировали и взаимодействовали со зрителями – и вдруг понимает, что становится свободен. Ходжа Насреддин, которого играет Эмиль Талипов, актер театра Камала, выкупил его у хозяина. Как выкупил, забрал бесплатно, да и ещё сверху получил 25 монет. Но осел не знал, что делать со своей свободой, поэтому остался с новым хозяином.

Ишак отправляется в путь с Ходжой за его женой Мэхэббэт к эмиру Тимуру, роль которого исполняет Искандер Хайруллин, актер театра Камала. В дороге Насреддин спасает утопающего, кормит своего осла - конечно же, хитрым путем - и говорит о любви. Ходжа уверен, что для того, чтобы любить, необязательно, чтобы человек был рядом. И тут он меняется в глазах Ишака.

Спасая свою деревню от пожара, Насреддин, как и обещал, уходит с эмиром Тимуром в мир «иной», оставляя Ишаку самое сокровенное, что у него есть - Коран. А осел отправляется в свой собственный путь со своей кобылицей, которую играет Юлия Маленкина, актриса иммерсивного спектакля «Анна Каренина».

Несмотря на короткие сроки, эскиз получился законченным. Восточные костюмы и реквизит организаторы позаимствовали у коллекционеров, на протяжении всей постановки играли музыканты Радик Салимов, Базарбай Бикчантаев, Альберт Сатрутдинов. Зрители даже отметили, что эта работа уже годится для кино. Но это был театр, в середине которого ждал антракт. Актеры накормили зрителей пловом, передохнули и отправились дальше.

«Важно в жизни хотя бы единожды прокукарекать три раза» 

Бекмамбетову также, как и Волошину, работать в непривычных условиях было комфортно. Сыграли свое дело команда и процесс подготовки сценария.

- Это замечательная возможность родить текст. Для меня текст рождается не на бумаге под пером автора, а когда есть коллектив и зритель. Так сразу все становится видно и понятно. Как форма - это удивительно правильный метод. Я надеюсь, мы её сможем продолжить, будем репетировать какие-нибудь спектакли «Аватар», - смеется Бекмамбетов.

Во время обсуждения эскиза со зрителями один мужчина заметил, что пару раз его слух резало слово «блин» из уст актеров. Как показалось журналисту KazanFirst, это приземляло героев и выстраивало более крепкую связь со зрителем.  

- Говоря про Ходжу Насреддина, важно помнить, что это были люди. Они, рассказывая подчас не очень неприличные истории, выступают зеркалом. Они показывают нам, какие мы. Это один из методов суфиев того, как учить нас быть лучше, - говорит Бекмамбетов, добавляя, что вставки актеров никак не отразились на всем замысле.

Олег Лоевский, театральный критик, куратор театральной лаборатории «Свияжск АРТель», также добавил, что сочетание русской и татарской речи получилось удивительным. Сразу возник и объем, и жизнь, и большое количество обертонов.

Мы поинтересовались у Бекмамбетова, что было самым трудным в процессе и почему в качестве площадки был выбран песок на берегу Свияги.

- Труднее всего то, что театральный процесс - это путь, как и тема самого спектакля, потому что наша жизнь - это путь. Здесь цель не так важна, как процесс. И мы прошли этот путь. Я думаю, все получилось. Смысл был в удовольствии от процесса, - говорит режиссер. - История про Ходжу - это Восток, песок, путь. Нам это дало возможность заставить зрителя ходить и выстроить дорогу.

Зрителям было интересно, стоит ли ждать на экране историю про Насреддина, но ответ оказался неоднозначным.

- Это последний спектакль. Вы были на уникальном представлении. Может, Ильгиз и Тимур будут думать, что дальше над этим делать, но эта островная жизнь имеет сроки и погодные условия, - ответил Лоевский.

По сценарию Ходжа отправлялся в путь как с Ишаком, так и с эмиром Тимуром, только после того, как те прокукарекают три раза. Перед своим отправлением Бекмамбетов добавил.

- В общем, важно в жизни хотя бы единожды прокукарекать три раза, потому что мы очень серьезные. Обычно самые плохие вещи делаются людьми с серьезным выражением лица, - заключил режиссер.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite