Корпус «За чистые выборы» существует уже 7 лет — с 2012 года. Эта организация обеспечивает на территории России общественное наблюдение за выборами. В Татарстане в предстоящий день голосования 8 сентября представители корпуса будут присутствовать на каждом участке.
В преддверии дня выборов журналист KazanFirst Аделя Рахматуллина поговорила с руководителем исполнительного комитета корпуса Алёной Булгаковой о механизмах регуляции избирательных кампаний.
— Какие механизмы общественного контроля применяются в рамках корпуса «За чистые выборы»?
— В первую очередь мы говорим о том, что наши наблюдатели используют не только знания, полученные в рамках обучения нашего корпуса. В основном участие в нашем общественном движении принимают студенты юридических факультетов или молодые юристы. Они используют технологическую платформу независимого общественного мониторинга, в частности такой ресурс, как медиакарта, позволяющий отслеживать в режиме реального времени различные региональные новости (соответственно, оперативно на них реагировать). Ещё один ресурс — Карта сообщений. Он позволяет знакомиться с сообщениями о нарушениях, поступающих на карту, и оперативно их отрабатывать. Данный механизм позволяет оптимизировать ресурсы с точки зрения коммуникации наблюдателей. Общественный наблюдатель — это единица большого механизма, который работает не только в день выборов, но и на протяжении всей избирательной кампании.
— Насколько важен институт общественного контроля и почему?
— Важен. В первую очередь это неаффилированность с другими политическими структурами, потому что избирательный процесс конкурентный. Общественные наблюдатели — это независимые от какой-либо политической силы люди и стоят на защите прав граждан. Мы в первую очередь учим человека быть избирательным не только в день выборов, а постоянно показывать свою гражданскую активность.
— Я правильно понимаю, ваша организация некоммерческая? Общественные наблюдатели от вашего корпуса ведь не получают никаких выплат?
— Да, все верно. Прошедшим наше обучение в качестве наблюдателя корпус выдает сертификат об обучении, а в дальнейшем — благодарности за проделанную работу, для студентов мы оказываем содействие в вопросе характеристики. В общем, даем все, что касается нематериальной поддержки, но финансовую, конечно, не оказываем.
— Что в таком случае стимулирует людей принимать участие в наблюдении?
— Стимулирует наших наблюдателей гражданская активность. У нас молодежь на самом деле хочет чувствовать себя частью единого и большего, и мы даем это ощутить. Поэтому молодые люди, находясь в коллективе и занимаясь общей деятельностью, себя таким образом реализуют.
— Касательно выборов в регионах, в частности в Татарстане, как Корпус будет работать?
— По стандартной схеме: общественные наблюдатели, мобильные бригады, ситуационные центры. Скорее всего на каждом участке республики будут присутствовать наши наблюдатели.
— Какие нарушения чаще всего регистрируются и что после их регистрации происходит?
— Надо понимать, что федеральное законодательство достаточно динамичное — оно меняется каждый год. Соответственно каждый раз в цикл единого дня голосования мы вступаем с новым избирательным законодательством. Но если сравнивать основную массу сообщений, то первое, что приходит на ум, — нарушение порядка агитации. Этап агитации — вообще отдельная история. Есть агитация кандидата, которая оплачивается из его кармана. Есть агитация в СМИ — это дебаты, которые начались у нас 10 августа и будут продолжаться до дня тишины. На всех этапах бывают нарушения. Очень сложно выявить субъект нарушения, потому что бывает, что подобные ситуации возникают из-за провокации со стороны оппонента, а кандидат вообще может об этом не знать. Еще одна проблема — низкий уровень правового просвещения. Человек увидит что-то и пишет жалобу, а это в итоге не является нарушением. Также поступает много сообщений, которые не относятся к избирательным процессам.
— Как много вообще регистрируется жалоб?
— Сообщений о нарушениях стало меньше — раньше они исчислялись сотнями, сейчас — десятками. Правосознание самих кандидатов становится значительно выше.
— С вашим коллегой Антоном Лукашом мы уже обсуждали тему санкций, теперь хочу узнать ваше мнение: как вы считаете, несет ли партия ответственность за своего кандидата и стоит ли ее наказывать в случае нарушений со стороны кандидата?
— Все зависит от контекста. Но я считаю, что партия должна проводить проверку своих кандидатов и полностью нести за них ответственность. В остальном я не исключаю, что могут быть разные случаи. Повторюсь, важен контекст. Но ответственность должна быть.
— А что можете рассказать о специфике нарушений в разных регионах?
— Классификация нарушений скорее зависит не от специфики региона, а от этапа избирательной кампании. Есть законодательство, которое не должно умаляться и по-своему трактоваться для отдельного кандидата. Некоторым кандидатам перед тем как баллотироваться я бы порекомендовала хотя бы открыть федеральный закон, почитать. Там все достаточно подробно описано.
— Давайте поговорим об еще одном виде нарушения — фейк-ньюс. Как отличить фейковую новость от достоверной?
— Фейковые новости тоже бывают разные. Есть определенные субъекты (я не буду их называть), которые на этом «играются». У них есть определенные KPI (ключевые показатели эффективности) по отработке скандальных вопросов, при этом они понимают, что это не относится непосредственно к выборам, но используют такие механизмы, дабы дискредитировать избирательный процесс. Фейк может зависеть ещё и от мотива субъекта, который распространяет информацию, — это может происходить осознанно или неосознанно.
Выявить фейк-ньюс можно, но сложно. Для этого нужно понимать алгоритм действий — этому мы как раз и учим наших наблюдателей. В первую очередь мы опираемся на закон и все жалобы проверяем с точки зрения достоверности фактов.
— Сможете привести конкретные примеры?
— Например, было в этом году сообщение о том, что напали на кандидата, тем самым препятствуя его выдвижению, но конкретных доказательств предоставлено не было. В данном случае к избирательному процессу это не относилось, но политтехнологи играли на этом с целью повысить рейтинг выдвиженца. Есть ещё одна история — стали просто копировать жалобы прошлых лет (причем из других регионов). В прошлом году всплыло сообщение, что в Хабаровском крае на участке происходят такие-то нарушения. Потом выяснилось, что эти нарушения происходили несколько лет назад и в Приморском крае.
— В законодательстве предусмотрены штрафы за распространение фейк-ньюс. Насколько часто они применяются во время политической борьбы?
— На моей памяти пока такого ещё не было. Избирательный процесс идет очень быстро, поэтому некоторые вещи, к сожалению, упускаются. На мой взгляд, все-таки нужно вводить более жесткие санкции и наказывать субъекты, которые занимаются такой деятельностью.
Comment section