«Видела много претензий читателей, но могу объяснить, в чем они не правы»

Автор фото: instagram.com/leonidtolch
Культура 18:02 / 11 сентября
4
«Видела много претензий читателей, но могу объяснить, в чем они не правы»

Гузель Яхина приехала в Казань на показ первой серии фильма «Зулейха открывает глаза».

Встреча Гузель Яхиной с читателями прошла в шоу-руме КФУ. Беседа началась с воспоминаний. Оказалось, это место для писательницы было давно знакомо. Здесь она, ещё будучи ученицей старших классов, издавала школьную газету «Резонанс».  В подвале здания до недавнего времени работала типография. 

- Спасибо, что позвали сюда. Мне очень приятно оказаться здесь после стольких лет. Я была главным редактором этой газеты, да и журналистом тоже. Мы печатались здесь и ждали свежую стопку на сковородке (площадь напротив главного здания КФУ. - Ред.). А потом радостные шли домой, - рассказала писательница. 

На мероприятие пришли, конечно, те, кто знаком хотя бы с одним из двух больших романов писательницы, - «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои». Поэтому и вопросов было много. Встреча быстро перешла в формат вопрос-ответ. 

Почти весь разговор был посвящен главному произведению Яхиной - «Зулейха открывает глаза». Несмотря на то, что книгу презентовали еще в 2015-м, ее обсуждение продолжается по сей день. Не критикует ее только самый ленивый, не хвалит - только тот, кто не читал. Говоря о первой категории людей, стоит отметить, что большинство из них негодуют из-за неправильной обрисовки в романе татарского быта. Яхина открыто признается, что негатива было много. Она относилась к этому спокойно и понимала, что это подхлестывает интерес к книге. 

- Мне кажется, татарская часть романа - это часть меня. Большая часть татарского в романе была почерпнута из жизни в доме моих бабушек и дедушек. Читала много претензий от читателей. Я могу себе позволить вступить в дискуссию, рассказать, в чем не правы те, кто эти претензии высказывает, но делать этого не стану принципиально. Мы каждый из этих пунктов с Флюрой Тархановой (переводчица романа на татарский язык. - Ред.) очень тщательно разобрали. И мы даже составили какие-то аргументы, которые можно было бы выдвинуть в ответ. Но мне показалось, что это не нужно. Я обрисовала татарский быт так, как я его видела, так, как знала. И мне не кажется, что в тексте есть какие-то ошибки, - высказалась по этому поводу писательница. 

Каждый, кто читал произведение, и правда начинает его невольно визуализировать. Поэтому несостыковки при проекции того, что видел некогда сам читатель, с тем, как об этом пишет Яхина, конечно, неизбежны. А яркая визуализация на страницах книги неспроста. Изначально роман был киносценарием. 

- У меня не получалось написать эту историю как роман, потому что не было такого опыта. В школе кино я взяла эту тему, поэтому получилась история с подробным планом. А позже я развернула его в литературный текст. Когда я писала этот сценарий, конечно же не рассчитывала на то, что его станут экранизировать, могла только мечтать об этом, - призналась Яхина.

Мечте писательницы было суждено сбыться. В мае 2018 года стало известно, что телеканал «Россия 1» снимет по роману многосерийный фильм. 

- Конечно, я была рада этому. Фильм считается спецпроектом. Определения, что это такое, нет, но это особый подход к делу. Дальнейшая работа показала, что выбор режиссера, актерского состава действительно проходил в особом порядке, - поделилась воспоминаниями Гузель Яхина уже после встречи в личной беседе с журналистом KazanFirst.

Эта тема не осталась бы без внимания и среди читателей, пришедших на встречу. Не дожидаясь от них каких-либо вопросов, Яхина начала говорить о съемках сама. Она призналась, что за себя в плане фактов она уверена, но очень переживает за кинокартину. Чтобы на экране не было никаких «досадных мелочей», Яхина порекомендовала съемочной группе привлечь в процесс группу специалистов по татарскому быту. 

- Вот такая деталь мне запомнилась, когда я отсматривала рабочий материал: я вдруг увидела стол в доме Зулейхи и Муртазы. Как?! Почему стол?! Не должно быть стола в деревенском доме 30-го года. А оказалось, за этим самым столом стоит очень большая дискуссия среди приглашенных специалистов. Они коллегиально принимали решение: имеет ли право стол стоять в татарской избе 1930 года. Доказали, что в состоятельных домах того времени уже стояли элементы социалистического быта. Поэтому стол встал и стоит там с полным правом. То есть за каждой деталью, которая вызывает подозрение, стоит большое обсуждение, - делится подробностями создания кинокартины автор романа. 

Просмотрев рабочую версию фильма, Гузель Яхина осталась очень довольна режиссером кинокартины Егором Анакшиным. По словам писательницы, он позволил себе такие приемы, какие могут использовать режиссеры только большого кино. 

- Он позволил себе сцены длинные, молчаливые. Он заставил главную героиню молчать всю первую серию. За первую серию Чулпан Хаматова произносит лишь одно слово. Какое - я вам не скажу. Зулейха общается с мужем только глазами, это тоже очень смело для телевизионного канала. Потому что законы сериала требуют много разговора, чтобы можно было особо не глядя на экран, слушать то, что происходит, и понимать смысл происходящего. Я была удивлена это видеть, - призналась Яхина. 

Писательница не исключает возможных изменений в фильме к его финальному варианту. Ей, как и никому другому, неизвестно, где именно случится пересечение представлений режиссера и канала о том, что должно быть на экране. 

- В Казани состоится предпремьерный показ первой серии «Зулейха открывает галаза».  Я надеюсь, что и зрители увидят тот вариант, что видела я. Режиссер верит, что зритель готов смотреть такой фильм, я тоже. Давайте посмотрим, верит ли в это телевизионный канал, - выразила она свою надежду. Когда фильм начнут показывать по телевизору - пока неизвестно. 

На встрече поклонники творчества писательницы выражали ей благодарности за непростую тему, которую она подняла в своем романе, и задавали множество всевозможных вопросов по содержанию произведения. Поинтересовались и об источниках, с которых была написана вся трагическая история. 

- «Зулейха открывает глаза» - часть моей семейной истории, бабушки, которая выросла в сибирской ссылке. Она прообраз Юсуфа. Очень хотелось разобраться в том, что происходило тогда в кулацкой ссылке, - заключила писательница. 

КОММЕНТАРИИ (4)
Джек .ондон
шоу рум это что то с общепитом ведь связано? Шаурма, самса, как я понимаю?
-2
ОТВЕТИТЬ
Ононим
Прочитал ровно 3 строчки. Так писать нельзя
0
ОТВЕТИТЬ
Ищу
"ища материнское вымя". Есть такое слово "ища"?)
2
ОТВЕТИТЬ
Лагорифм
Ищу-ища. Иду-идя. Пью-пья. И много чего еще)
0
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Слава Slame: Мне не страшно, я контракт читал

Автор фото: Артем Дергунов/KazanFirst
Культура 08:31 / 11 сентября
6
Слава Slame: Мне не страшно, я контракт читал

Новая звезда BlackStar в эксклюзивном интервью KazanFirst рассказывает о специфике работы в лейбле.

- Сколько у вас вопросов? На 20 минут? Ой, долго… я так не люблю разговаривать, - засмеялся Slame.

Но такова цена славы. Слава, теперь с журналистами тебе придется общаться гораздо чаще. После победы во втором сезоне проекта «Песни на ТНТ» популярность накрыла татарстанца с головой - новые масштабы для творчества, многочисленные концерты, толпы фанатов (читать: фанаток). 

Родился Вячеслав в Альметьевске и прожил там до совершеннолетия. В 18 лет переехал в Казань, поступил в КГАСУ, жил в общаге, «по-лайту» занимался музыкой. Решение поехать на кастинг проекта стало судьбоносным - теперь парня из «Альмета» знают как звезду BlackStar.

Мы поговорили со Славой о том, каково это - профессионально заниматься музыкой.

- Как сейчас выглядит работа в лейбле?

- Я, конечно, работаю недавно - всего три месяца. Но работается мне потрясающе. Жизнь забурлила, появились концерты. Сейчас концертов шесть-семь в месяц точно отрабатываем - в основном по России, но и в Молдову заезжали, а ещё в Турцию. Плюс параллельно какие-то движи: снимаем клипы, записываем треки, виснем на студии. В общем, жизнь стала насыщенной. В Казани, кстати, третий раз уже за это лето.

- На каких условиях происходит взаимодействие с лейблом? Кому все-таки принадлежат треки?

- Ну, по правам я отвечать на всякий случай не буду. Я лично зарабатываю свой процент с концертной деятельности и с дистрибуции (продажи. - Ред.) песен. Вот как рождается песня? На BlackStar работают сонграйтеры, битмейкеры, звукорежиссеры и т. д. В моем распоряжении есть услуги всех этих людей - работаем с битмейкером, делаем любой понравившийся бит. Я не плачу за студию, на которой мы все это потом будем записывать, не плачу за музыку. То есть запись трека полностью берет на себя лейбл, плюс продакшн и организация концертов.

- То есть ты только творишь? 

- Если вкратце, то да.

- Насколько сложно парню из Казани выходить на музыкальный рынок без поддержки лейбла? С него начинался путь к BlackStar?

- Это, несомненно, сложно. Но я не прикладывал максимум усилий, чтобы как-то пробиться самостоятельно. На том же проекте были парни и девчонки, которые гораздо шустрее меня. Мне это давалось очень тяжело, тем более денег у меня не было. Я старался как-то самостоятельно раскидывать песни друзьям «ВКонтакте», в личные сообщения, в какие-то группы отправлял с просьбой «ну опубликуйте, пожалуйста», но это дело неблагодарное - никто ничего не публиковал, а в личных сообщениях меня иногда просто посылали (смеется). Я старался работать, деньги быстро уходили - на плату за жилье, на продукты, в общем, на бытовые мелочи. 

- То есть музыка до проекта не приносила тебе никакой доход?

- Нет, конечно. Это было хобби.

- А где ты работал?

- Ох, я много где работал. Был ландшафтным дизайнером, но «ландшафтный дизайнер» - это только звучит красиво. На деле я просто копал землю, сажал деревья, стриг газоны. Работал ещё в колл-центре, агентом прямых продаж, продавцом-консультантом -короче везде, где можно было.

- Как в Казани обстоят дела с музыкальной тусовкой? Я знаю, что у нас мощный танцевальный движ, но вот про музыкальный ничего не слышала.

- Как бы это сказать… Я вообще не интересовался, в какую тусовку влиться. Я просто любил делать музыку вне всего - закрывался дома и писал. Получилась песня - иду на студию записывать. Так что ответить на этот вопрос я тебе не могу.

- А сколько в Казани стоит записать песню?

- В зависимости от студии. У меня денег не было, я записывал трек и за 5 000 рублей. Покупал за 1 500 бит в лизинг - это типа в аренду, права на этот бит мне не принадлежат и его вообще могут точно так же купить другие. И раз права на бит мне не принадлежали, я, соответственно, не мог зарабатывать на этой песне. Около 1 500 рублей стоила сама запись, ну и 2 000-3 000 - сведение трека.

- Я правильно понимаю, что музыкального образования у тебя нет и в создании трека с музыкой ты никак не взаимодействуешь?

- Да, музыку не пишу. Я занимаюсь всем, что вне музыки, - пишу тексты, расставляю акценты, работаю над читкой, грувом и так далее.

- Где сейчас живешь?

- В Москве, квартиру снимаю. 

- С кем-то из лейбла поддерживаешь дружеские отношения?

- Ну вот со всеми познакомился недавно. На концерт в Казань приехали с Наzимой и с Даной Соколовой, хорошо общаемся, тепло очень.

- Лейбл накладывает какие-то ограничения на поведение в обществе?

- Всем известно, что у BS политика ЗОЖ. Конечно, нам нельзя раскуривать сигареты и употреблять алкоголь на людях, ведь мы должны хороший пример подавать. С приходом популярности (хоть я и не люблю это слово) мне действительно стали подражать, иногда люди даже пишут, что я их вдохновляю. 

- Какие планы на ближайшее творческое будущее?

- Сейчас записываем мини-альбом (шесть-семь песен), в октябре выйдет. Еще вот-вот начинаем снимать новый клип. 

- Видишь себя как самостоятельного артиста вне лейбла?

- Пока, наверное, еще рано. На данный момент мне в лейбле комфортно. 

- За свои песни не страшно после скандала с Кристиной Si, с Кридом, с L’Оne?

- Нет, мне не страшно. Я контракт читал (улыбается).

- Но ведь вряд ли его условия изменились?

- Этот момент комментировать не буду. Могу сказать одно - не переживаю. Мне безумно обидно, что BlackStar с L’Оne конфликтуют, потому что я и BS уважаю, и Левана слушал. Лично с ним не знаком, но музыка его очень нравится. Надеюсь, что этот вопрос у них как-нибудь разрешится. 

- Ну и последний вопрос: как тебе новый клип Тимати и Гуфа?

- Я ещё не посмотрел (смеется). Не успел просто. Но я слышал, что дизлайков там гораздо больше, чем лайков. Я посмотрю обязательно, самому интересно стало, что же там такое.

КОММЕНТАРИИ (10)
Юрий
А это кто?
1
ОТВЕТИТЬ
Боря
Аделя на глазах превращается в супер-писателя)))) "теперь с журналистами тебе придется общаться гораздо чаще, чем никогда". Эта фраза достойна отдельного цитатника
0
ОТВЕТИТЬ
Эмиль
не нужно копировать дудю. Сколько ты получаешь? И где ты живешь? О чем эти вопросы? Ни о чем. Смысл интервью - раскрыть человека. А тут что я узнал о человеке? Что он тратит на что-то 5 тысяч рублей. А кто он? Сколько ему лет?) Каково его видение того, что он делает? Почему он это делает? Для чего вообще существует то, что он делает? Непонятно
0
ОТВЕТИТЬ
Тимати
Дык вот и расскрыли человека. Банальная пустышка, как и большинство наших современных артистов
0
Саммат
Аналогичный вопрос. Кем бу?
0
ОТВЕТИТЬ
Мистер Пин
Здесь все: Дана, Назим, Slame и Дюшя Метелкин. К слову я знаю только последнего и то на плакате
0
ОТВЕТИТЬ
Анна
Чьто такэ Гуфь?
0
ОТВЕТИТЬ
Флер
В Казани нет никакой музыкальной тусовки уже лет 15
1
ОТВЕТИТЬ
Бульбулятор
Авторка тогда не родилась. Вряд ли она в курсе
1
Альберт
Он же из Альметьевска. Че за тупой вопрос про казанскую тусовку. Откуда он может знать че в Казани творится, если полжизни грядки в Альмете копал
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх