вот как наполнить статью доходов — не предложили.
Госсовет Татарстана в первом чтении принял проект бюджета Татарстана на 2020-й и плановые 2021 и 2022 годы. Документ парламентариям представляли министр экономики Фарид Абдулганиев и министр финансов Радик Гайзатуллин. Подробно о том, как проходило обсуждение в комитетах, KazanFirst писал здесь, здесь и здесь.
Основные характеристики бюджета на 2020-2022 годы: доходы в 2020 году — 264,8 млрд рублей, что на 11,7% больше, чем в 2019 году. В 2021-м — 270,3 млрд рублей, в 2022-м — 272,3 млрд рублей.
Расходы в 2020-м — 267,9 млрд рублей, что больше на 11,1%. В 2021-м — 272,8 млрд рублей и в 2022-м — 274,9 млрд рублей. Дефицит составит 3,1 млрд рублей, 2,8 и 2,6 миллиарда соответственно.
Бизнес должен быть готов к инвестициям
Депутат Ильшат Аминов по завершении доклада Абдулганиева поинтересовался, когда будут подводиться первые итоги реализации национальных проектов и можно будет детально рассмотреть результаты.
— Правительством России принято решение — в апреле 2020 года провести форум по нацпроектам под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева здесь, в Казани. Тогда и будут озвучены первые итоги, — ответил министр. Он также рассказал, что реализация всех нацпроектов еженедельно отслеживается на совещаниях с президентом Татарстана.
Другая тема, которая интересовала парламентариев, — как в Татарстане решается вопрос по увеличению несырьевого сегмента в общем экспорте продукции. Об этом главу республиканского ведомства спросил Азат Зиганшин.
— У нас скачок несырьевого сегмента произошел почти 10 лет назад, когда в республике нефтепереработка начала обороты набирать. Этот сегмент вырос с 36 до 58%, — сообщил Абдулганиев.
Кроме того, в рамках нацпроекта за республикой закреплен индикатор — 90 компаний нужно с нуля вывести на экспорт.
— 64 компании уже вышли. Это очень тяжелая работа, потому что малый бизнес должен инвестировать не только… Он должен быть готов к инвестициям, инвестировать своё время, деньги, — объяснял министр. Например, торговая сеть «Бахетле» собирается выйти на рынок в одну из арабских стран.
Чтобы пустить продукцию на экспорт, её нужно изготовить. Для этого в Татарстане работает 91 промышленная площадка. Важный вопрос здесь не только количества, но и качества продукции, эффективность работы резидентов. Именно эту тему с Абдулганиевым обсудил депутат Камиль Нугаев.
— 10% всех промпарков России приходится на Татарстан. 30% от всех резидентов — у нас в республике. Только за первое полугодие 2019 года у нас рост резидентов составил 4%, количество занятых — на 5%, объем отгруженной продукции — на 20%, налоги — на 25%, — перечислял данные статистики глава Минэкономики РТ.
Отдельно было отмечено, что в рамках нацпроекта на следующий год на инфраструктуру промпарков в Татарстане удалось привлечь 1 млрд федеральных рублей.
Депутат Николай Рыбушкин уточнил, сколько за прошедший год в Татарстане закрылось и открылось предприятий.
— Каждый год у нас фиксируется небольшой скачок [в численности предприятий]. Сейчас за разъяснениями методики подсчета к главе налоговой службы Мишустину обратился наш президент Рустам Минниханов. Да, мы видим у нас положительный тренд. У нас сейчас в динамике за год — плюс 1,5 тысячи новых компаний. Всего в Татарстане насчитывается 153 тысячи предприятий. Это один из индикаторов нацпроектов и эффективности глав субъектов страны, — ответил Абдулганиев.
Бюджет стагнации
Не меньше вопросов было и к Радику Гайзатуллину. Особенно активны были коммунисты. Так, к примеру, Артем Прокофьев рассказал, что благодаря инициативе президента Татарстана Рустама Минниханова, к назначенной пенсии учителей, врачей и работников соцобеспечения и культуры выплачиваются дополнительные деньги.
— Численность таких пенсионеров у нас возрастает. Но я не нашел в проекте бюджета дополнительных средств на обеспечение их пенсий надбавками. За счет чего будет финансироваться дополнительная часть пенсий? Будут ли эти надбавки индексироваться? — вопрошал парламентарий.
Гайзатуллин ответил, что выплату надбавок к пенсиям продолжат и в следующем году. Деньги на это выделят из Резервного фонда, индексация предусмотрена.
Лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов вызвался сделать отдельное выступление по докладам министров и проекту бюджета. Он принимаемый бюджет назвал «не бюджетом прорыва и развития, а бюджетом стагнации».
— Если учесть официальную инфляцию, мы получаем минусовой результат, — сказал коммунист.
В целом за принятие финансового документа проголосовал 81 депутат. Против — шесть коммунистов. Миргалимов заявил, кто КПРФ подготовила 73 поправки и ждет ответа на них.
Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин прокомментировал выпады Миргалимова на проект бюджета, попутно оценив общий тон обсуждения депутатами принимаемого основного финансового документа республики. В целом он остался не очень довольным дискуссией.
— Миргалимов расходную часть бюджета треплет. Говорит, что надо, надо. Но фактически предложений по увеличению доходов в республиканский бюджет практически не поступало ни на одном профильном комитете, ни на одном заседании, — сказал Мухаметшин.
Высказал руководитель парламента и своё оценочное суждение относительно формирования региональной казны.
— Бюджет не простой, если вы обратили внимание, а очень напряженный. Может быть, в отличие от бюджетов прошлых лет, он во многом зависит от внешних факторов экономики. И во многом будет зависеть от того, как мы сможем добиться участия нашей республики в общефедеральных программах и проектах, включая нацпроекты, инициированные президентом России. Впереди сложная и непростая работа, — сказал Фарид Мухаметшин.
О кошках и собаках
На сессии Госсовета рассмотрели, в том числе, резонансный законопроект, который наделяет муниципалитеты полномочиями в сфере по отлову и содержанию безнадзорных животных. С докладом по этому законопроекту выступил зампред комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев.
Теперь органам местного самоуправления насчитывают субвенции исходя из расходов на отлов безнадзорных собак и кошек, их транспортировку в приют, возврат животных, не проявляющих агрессии, на прежние места их обитания, лечебно-профилактические мероприятия в отношении них, содержание в приюте, стерилизацию (кастрацию), усыпление тех, кто имеет тяжелые неизлечимые заболевания или травмы.
Таким образом, говорит Тахир Хадеев, расходы бюджета на эти мероприятия выросли в два раза — с 27 млн рублей до 56 млн в следующем году.
— Так поэтапно в республике, как в целом и по стране, будем доводить до ума этот вопрос. Потому что пункты содержания домашних животных — вопрос до конца не решенный. Расходную часть всё никак не впишем в закон. Но такое увеличение и передача некоторых полномочий муниципалитетам с уточнением цифр, количества и повышением ответственности владельцев — над этим тоже надо будет думать. Это касается владельцев кошек и собак. Мы об их ответственности ни в одном законе не говорим же. Зимой с кошкой и собакой дружат, в квартире держат. Летом на дачу уехал, сезон закончился, кошки-собаки остаются, сбиваются в стаи и начинают покусывать детишек, идущих в школу, — прокомментировал изменение Фарид Мухаметшин.
Про МСЗ и мусор
Когда депутаты рассмотрели все законопроекты, пришло время для правительственного часа, на котором с докладами выступили министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин и министр экологии и природных ресурсов Александр Шадриков.
Первый рассказывал о текущем состоянии мусорной реформы в Татарстане. А второй зачитал пространный доклад про проект строительства мусоросжигательного завода. Он был наполнен многочисленными выкладками технических характеристик будущего МСЗ. Смысл всего сказанного сводился к тому, что завод безопасен и его нужно обязательно строить.
Своё выступление Шадриков закончил цитатой бывшего президента Академии наук РТ и заслуженного химика республики Ахмета Мазгарова.
— Для республики, научившейся строить заводы по переработке нефти, такие как ТАНЕКО и ТАИФ-НК, где давление и температура технологических процессов в разы выше, строительство и эксплуатация завода по термической обработке отходов — довольно простой, элементарный процесс, — процитировал министр татарстанского ученого.
Явную однобокую позицию Александра Шадрикова по отношению к МСЗ, к слову, не смог не отметить Артем Прокофьев.
— К сожалению, у меня ваш доклад вызвал осадок, потому что он выглядит как пропаганда в сторону мусоросжигательного завода. Почему вы проект называете термическим обезвреживанием? Насколько мне известно, не снижается класс опасности отходов в этом заводе. А возможно, даже будет повышаться. Далее — вы говорите о странах Евросоюза, но умалчиваете перед депутатами, что ещё в 2017 году Еврокомиссия рекомендовала странам Евросоюза не строить новые мусоросжигательные заводы и использовать вторичную переработку отходов и развивать это направление. У МСЗ образуется опасный шлак в 30-40%. Его тоже куда-то надо будет захоронить. Почему вы не рассмотрели альтернативы? — обратился к Шадрикову коммунист.
По факту министр ни на один из этих вопросов не ответил. Он лишь рассказал, что мусорные свалки горят и в этом их угроза, что рулон ПВХ-трубы при сгорании выбрасывает столько же диоксида, сколько и весь МСЗ за целый год.
— Когда мне говорят, что завод столько много вредных веществ выбрасывает в атмосферу, в воздух, общественники мне задают эти вопросы. Мне советуют, чтобы я попросил их расписать химическую формулу диоксина, как он расщепляется при распаде или полураспаде при высоких температурах. А это горение в 1260 градусах. Общественники и активисты не знают формулу диоксина. Но зато говорят, как он влияет, и знают, когда распад и полураспад, — рассуждал Шадриков.
Прокофьев пожаловался Мухаметшину на такой ответ министра. Но председатель Госсовета поспешил успокоить недовольного коммуниста.
— Мы будем к этому вопросу ещё возвращаться. Мне кажется, ещё до конца полного понимания по вопросу с МСЗ нет ни на каком уровне власти. Идет практически выбор, поиск наилучшего варианта. Президент Татарстана поручил изучить опыт других стран, — ответил Мухаметшин и примиренчески порекомендовал Прокофьеву направить Шадрикову депутатский запрос досконально, расписав свои вопросы. А министра попросил максимально подробно ответить депутату.
Comment section