Елена Ямщикова: Выбросы от завода в Осиново - два процента, а шума намного больше
Компания, которая отвечает за строительство под Казанью завода по термической переработке отходов, уверена, что жителям нечего бояться.
Несколько десятков активистов в начале декабря разбили палаточный лагерь вблизи будущего завода по переработке мусора. Они сидели вокруг костра, прямо как герои сказки «12 месяцев», но четыре дня назад протестующих попросили свернуть самодеятельность, а некоторых из них доставили в отдел полиции. 16 декабря пожарные погасили костер, который горел все это время. Сейчас к месту будущего завода активно прокладывают дорогу.
Спустя пару дней власти пригласили экоактивистов в Кабинет министров. На встречу с девятью активистами пришли первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин, министр экологии и природных ресурсов республики Александр Шадриков, мэр Казани Ильсур Метшин. Заседание длилось несколько часов. Все это время стороны пытались убедить друг друга в своей правоте. Похоже, в итоге каждый остался при своем мнении.

Представители компании «АГК», которая отвечает за строительство объекта, ещё раз подтвердили, что предприятие будет абсолютно безвредным.
- Разрешения на строительство готовы. Завершены все экспертизы, есть положительное заключение государственной экспертизы, - отметил Рамиль Нигматуллин, исполнительный директор ООО «АГК-2». - Мы получили все акты, которые предусмотрены законом. Следующий этап - реализация проекта на площадке. Это точно первая половина 2020 года.
Директор по экологии и охране труда «АГК-1» Елена Ямщикова более детально углубилась в процесс.
- На заводе будут сжигаться только те отходы, которые уже прошли предварительную сортировку, - в очередной раз подчеркнула специалист. - Схема выглядит следующим образом: сначала мусор попадает на сортировочные станции, там отбираются фракции, отходы, содержащие кислоту, те отходы, которые нельзя сжигать. Уже оттуда мусор поступит на завод, но и там будет производиться входной контроль - на радиацию, визуальный осмотр. Там предусмотрен и шредер, который в случае чего может измельчить отходы. То есть сжигать будут только те отходы, которые можно сжигать, - повторно уточнила Ямщикова.

На заводе реализуют пятиступенчатую систему сжигания. Мусор будет гореть при температуре 1 260 градусов. Это оптимальный вариант для того, чтобы во время обезвреживания не образовывались новые вредные вещества. По ходу процесса будут добавляться раствор мочевины, известняк и активированный уголь. В итоге от отходов останутся шлак и зола, которую, со слов Ямщиковой, так же можно использовать для производства каких-либо продуктов.
В принципе по документальному вопросу эксплуатации у жителей вопросов и не возникало. Активисты просто не верят, что в России могут построить завод по той же технологии, что в Германии или Нидерландах. Казанцы боятся, что что-то украдут на этапе строительства, купят фильтр подешевле, а заменят его не через два года, как положено, а через пять.
Бить эту карту строители могут только опытным путем - построить и проверить! Пока же они настроены на конструктивный диалог с обществом. Готовы объяснять, рассказывать и показывать.

Отпор от противников завода, полученный в Казани, куда серьезнее, чем в Москве, говорят специалисты компании. Но перенести место строительства нельзя.
- Если отодвинуть завод на 30 километров, то туда нужно будет подводить еще 30 километров коммуникаций, - констатирует Рамиль Нигматуллин. - Место в Осиново идеально подходит со всех сторон.
- В Москве было проще, - продолжает Ямщикова. - Нам нужно прививать культуру раздельного сбора мусора. Наши дети уже должны сортировать отходы. В Осиново выбросы-то - два процента, а шума намного больше. Это в пределах нормы.
Опять же это звучит убедительно, если не видеть, как сортированный по секциям мусор грузчики сваливают в одну машину и уезжают. К сожалению, такая картина в Казани встречалась.
Строительство МСЗ в Татарстане: главное
Вблизи поселка Осиново Зеленодольского района планируют возвести мусоросжигательный завод.