Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

Рассуждаем
Рассуждаем, почему падает рождаемость, как вспомогательная репродуктивная
технология может улучшить ее в масштабах страны и что нужно знать об этой
процедуре.

Рождаемость в Татарстане падает и уже сравнялась со смертностью. В республике нет естественного прироста. Но проблема эта не только нашего региона, спад отмечается по всей стране. Журналист KazanFirst Ирина Егорова решила поговорить с экспертами о причинах плохой демографии и детально обсудить одну из главных — бесплодие. 

Пройдемся по статистике

Счетная палата России опубликовала аналитический отчет, в котором говорится, что численность нашей страны по состоянию на 1 сентября этого года составила 146,7 млн человек. С начала года численность сократилась на 52,5 тысячи человек, а миграционный прирост компенсировал естественную убыль только на 76%.

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

С января по август в этом году родились 994,3 тысячи человек, а это на 83,8 тысячи, или на 7,8% меньше, чем за такой же период прошлого года. Число умерших также за восемь месяцев составило более 1,2 млн человек, и это меньше на 2,7% по сравнению с 2018 годом. 

Естественная убыль населения за восемь месяцев 2019 года составила 219,2 тысячи человек. Для сравнения; в целом за 2018 год этот показатель был равен 224,6 тысячи человек. Получается, за восемь месяцев этого года мы почти достигли годовую естественную убыль прошлого. А вот естественный прирост зафиксирован лишь в  17  субъектах России, тогда как в 2018 году их было 20. Более того, в 32 субъектах смертность превысила рождаемость в 1,5-2,1 раза.

— Ускоряющаяся четвертый год подряд естественная убыль населения создает существенные риски для реализации национальной цели по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения России, — говорится в отчете.

Теперь перейдем непосредственно к Татарстану. По данным Управления ЗАГСа республики, за 11 месяцев 2017 года у нас родились 44 749 человек, 2018 года — 43 080, 2019 года — 39 412. Падение рождаемости налицо. Для сравнения, посмотрим на статистику смертности. По итогам 11 месяцев 2017 года — 40 497 случаев, 2018 года — 41 254, 2019 года — 39 296. Она вроде бы и имеет какую-то положительную тенденцию, но если сложить вместе рождаемость и смертность, естественный прирост в республике получается нулевой.

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

Директор Центра семьи и демографии Академии наук Татарстана доктор социологических наук Чулпан Ильдарханова отмечает, что помимо спада своей численности население будет еще и стареть.

— Расчеты показывают, что численность населения Татарстана к 2050 году сократится на 109 тысяч человек, а это соразмерно населению трех типичных муниципальных районов, — говорит эксперт. — На фоне достаточно стабильного уровня численности жителей трудоспособного возраста будет наблюдаться тенденция снижения молодых и одновременно увеличения доли пожилых людей. Это указывает на продолжающееся старение населения в республике, которое, согласно прогнозу, должно усилиться с 2030 года.

Почему снижается рождаемость?

Министр здравоохранения Татарстана Марат Садыков считает, что рождаемость стала падать из-за демографической ямы, в которую страна попала в 90-х.

— Тенденция к снижению связана с демографическим провалом в 90-х годах. Он привел к тому, что сейчас у нас мало женщин 24-29 лет, а этот контингент дает самую большую рождаемость, — говорит Садыков.

С министром согласна и Чулпан Ильдарханова. Она отмечает, что на рождаемость в большей степени влияют девушки более молодого репродуктивного возраста. Но анализ динамики показал, в республике за 1990-2018 годы численность женщин, которые могут родить, в возрасте 30-34 и 40-44 лет, увеличивается, а 20-24 и 25-29 лет — снижается. 

— По прогнозам численность женщин в самом активном репродуктивном возрасте — 20-29 лет — может к 2048 году снизиться до 202 тысяч по сравнению с 260 тысячами в 2017 году, а 30-34 лет — с 171 тысячи до 133 тысяч, — добавляет собеседница.

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

Еще одной причиной спада рождаемости Ильдарханова считает переход от модели двухдетной семьи в сторону однодетной. Во многом это происходит из-за того, что женщины достаточно поздно рожают первого ребенка. 

— Суммарный коэффициент рождаемости, или среднее число рождений у одной женщины в Татарстане в 2013-2016 годы составлял 1,8. В 2018 году он упал до 1,6. Иными словами шесть лет назад практически каждая женщина имела в среднем двоих детей, но с каждым годом ориентация на однодетность стала расти, — объясняет эксперт. 

Мы в свою очередь отметим еще одну тенденцию. Сегодня молодые сначала хотят встать на ноги: получить образование, добиться каких-то успехов в карьере, быть уверенными в завтрашнем дне, поэтому вопрос о семье и детях уходит на второй план, а иногда откладывается в самый дальний ящик. Об этом мы уже рассуждали с экспертами ранее.    

Кроме этих причин, по мнению другого нашего источника — гинеколога одной из горбольниц Набережных Челнов, который пожелал остаться анонимным, на спад рождаемости влияет образ жизни молодых: вредные привычки, частая смена половых партнеров, что приводит к проблемам со здоровьем и зачастую к серьезным, а именно бесплодию. Это подтверждает и ещё один наш собеседник — главный врач «Клиники Нуриевых» репродуктолог Наиль Нуриев. Он считает, что причинно-следственная связь между вредными привычками семейной пары и ее возможностью родить ребенка очень длинная.

— Мужчина, который курит две пачки сигарет в день, может эту связь не видеть, но от него очень трудно забеременеть. А он думает, что если женщина не беременеет, то это ее проблемы. Такие вещи нам заметно снижают результаты. Если мужчина три раза в неделю принимает крепкий алкоголь, то пойдет интоксикация, значит, подвижность сперматозоидов, как и частота оплодотворения уменьшится, а ДНК будет ломаться. Мы это называем фрагментацией. Когда у мужчины идет хроническая интоксикация, явление фрагментации становится все выше. Но курение — это идеальный яд, который мужчина добровольно вносит в себя самым эффективным путем — ингаляционным. Он сильнее, чем внутривенный, — подчеркивает Нуриев.

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

По словам эксперта, их клиника рекомендует своим пациентам отказываться от вредных привычек. Женщины следуют рекомендациям в 9 случаях из 10, а вот с мужчинами сложнее.

— Мужчины реже идут навстречу. Они говорят: «У меня дед курил, отец курил. Почему на мне замкнулся круг?!», — приводит пример типичного случая главврач. 

Итак, раз уж мы затронули тему бесплодия, разберемся, что это такое и как его лечить.

При каких признаках диагностируют бесплодие

Наиль Нуриев отмечает, что, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), диагноз «Бесплодие» ставится, если женщина не забеременела после 12 месяцев регулярной половой жизни. Регулярно — это два раза в неделю, потому что сперматозоиды живут в женских половых путях от трех до пяти суток.

А стоит ли паниковать женщине, если она не может забеременеть в течение 4-5 месяцев? 

— И да, и нет, — говорит Нуриев. — Женщине стоит паниковать, если она старше 35 лет. После 40, с точки зрения репродуктолога, начинается уже «маленькая катастрофа». Многие женщины полагают, что, если суперзвезды рожают в 50 лет, то и они смогут. Но женщина, которая рожает от донорской яйцеклетки, это тщательно скрывает. К сожалению, у многих создается впечатление, что мы можем все. 

Женщина старше 35 лет, которая не смогла забеременеть полгода, с большей вероятностью родит ребенка, если обратится к врачу, нежели если этого не сделает. Проблема в том, что чем старше становится женщина, тем труднее ей родить: после 40 лет потребуется четыре года регулярной половой жизни, чтобы родился один ребенок при условии, что женщина абсолютно здорова. 

— Четыре года ждать — это невыносимо много, а это средняя цифра. Поэтому мы не ждем 12 месяцев, а ждем только шесть, если женщина старше 35 лет или мы знаем, что у нее или ее партнера есть проблемы со здоровьем, которые реально могут привести к бесплодию, — говорит собеседник.

Причины и способы лечения бесплодия

Причины бесплодия эксперты ВОЗ разбили по группам. Есть 22 причины женского бесплодия и 18 мужского. Но группировки условны и оснований может быть множество. Наиболее типичные из них — это нарушение потенции маточных труб, мужской фактор, то есть проблемы со сперматозоидами, и эндокринный фактор, то есть нарушение овуляции или ее полное отсутствие. 

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

Если говорить о диагностике, то по современному стандарту мужчине нужно сделать спермограмму — посмотреть наличие сперматозоидов и их функцию, а женщине — исследовать потенцию (проходимость) маточных труб и посмотреть наличие овуляции. 

— Это три кита, на которых держится все обследование, и это нужно сделать в течение 60 дней с момента обращения к врачу. Меня удивляет, что во многих клиниках делают что угодно, но не то, что нужно. Кучу анализов на инфекции, гормоны, а проходимость труб не проверяют. И это все происходит на протяжении пятилетнего периода, — негодует собеседник.

За последние сто лет было предложено множество методов лечения бесплодия, но многие уходят в прошлое. По словам Нуриева, так получилось потому, что оплодотворение в пробирке имеет больше эффективности, чем другие методы вместе взятые. 

— Есть методики экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), есть стимуляция овуляции, есть так называемая внутриматочная инсеминация, когда мы вводим сперму в половые пути. Я называю методы по убыванию результативности. Все остальное, если не является лженаукой и разводом, то нечто среднее между ними, — уверен репродуктолог. 

О видах ЭКО и его эффективности

У ЭКО есть много разновидностей. Во-первых, отличают просто ЭКО от ИКСИ. В обычном ЭКО сперматозоиды в пробирке самостоятельно достигают яйцеклетки. При ИКСИ сперматозоид вводится в яйцеклетку с помощью тонкой иглы. Есть еще отдельные разновидности ЭКО по видам стимуляции и видам гормональной поддержки. 

— В нашей клинике мы чаще используем ЭКО, потому что это наиболее физиологично. ИКСИ делаем только тогда, когда есть мужской фактор, то есть когда сперматозоидов мало и они плохо подвижны, а значит, не могут оплодотворить яйцеклетку. Поскольку у нас где-то 35-38% мужского фактора, ИКСИ мы делаем не более чем в 40% случаев. В 60% — это ЭКО, — отмечает главный врач «Клиники Нуриевых».

Министр здравоохранения Татарстана считает, что ЭКО — это действительно один из инструментов борьбы с бесплодием и увеличения рождаемости, эффективность которой в республике составляет 40%. Мы поинтересовались у Нуриева, можно ли тогда улучшить демографию в масштабах страны. 

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

— Кратковременно мы можем улучшить демографию с помощью ЭКО, но в долгой перспективе вряд ли. Улучшение рождаемости больше зависит от поведенческой модели, которая есть в обществе. Если люди не хотят рожать, то ЭКО тут бессильно. Еще нужна качественная модель первичной помощи. В долгосрочной перспективе я бы настраивался не на ЭКО, а на нормальную бесплатную медицинскую помощь мальчикам и девочкам до того, как они достигнут репродуктивного возраста. Должна работать детская урология, тогда вероятность бесплодия уменьшится в разы. В Татарстане хорошая урологическая школа, но если отъехать на 500 км, мальчики получают помощь несвоевременно. Я часто вспоминаю Советский Союз. Тогда было действительно социальное государство, а здоровьем мальчиков интересовались. Например, когда обследовали ребят перед армией, выявляли очень многие проблемы, — говорит репродуктолог.

Как не потратить напрасно время и деньги

Поскольку женщин, желающих родить ребенка, много, процедура ЭКО становится очень популярной, а сама сфера, к сожалению, коммерциализируется. Людям назначают множество препаратов и анализов, которые никак не влияют на лечение бесплодия. 

Мы спросили у Наиля Нуриева, на что нужно обращать внимание во время лечения. 

— Я бы начал с лекарств. Многое из того, что рекламируется по телевизору, журналах и так далее, — это препараты с недоказанной эффективностью, а если быть точнее, с доказанной неэффективностью. Людям дают биодобавки, где содержится каротин. Да он в морковке содержится и в помидорах. Тем не менее люди считают, что они лечились, потому что пили лекарства. Если у мужчины генетические проблемы, то каротином, ретиноидами и другими биодобавками это не вылечится, — уверяет эксперт.

Следующее, на что нужно обратить внимание, — это анализы. К Нуриеву часто приходят женщины со словами, что лечились пять лет и ничего не достигли. Но, как правило, они не лечились, а просто сдавали анализы. 

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

— Чтобы продиагностировать овуляцию, нужно дважды сдавать анализ крови на прогестерон. Если он нормальный, не нужно больше ничего делать. Это международный стандарт. Все по нему работают. Прозвучит удивительно, но в России этот стандарт был принят в марте 2019 года, и он — для репродуктологов, а гинекологи освоят его в течение пяти лет, когда будут проходить свое стандартное обучение, но при условии, что им об этом скажут. Мы в клинике этот стандарт рассматриваем каждую неделю по главам. Наконец-то вышли нормальные рекомендации в 2019 году. Но почему так поздно, если в мире они существуют более 25 лет?! Институты, которые этим занимаются, должны тесно сотрудничать с Минздравом и общественными организациями медиков, — считает Нуриев. 

Стоит ли уезжать лечиться в Москву?

Безусловно, в вопросе рождения ребенка материальная составляющая не должна играть весомую роль, но часто именно финансовые возможности семейной пары, к сожалению, являются его решением. 

Согласно постановлению правительства России, женщина может сделать процедуру ЭКО бесплатно по ОМС, и спрос на это большой. По словам Марата Садыкова, по последним данным, в республике в очереди стоят больше двух тысяч семей. 

Когда заходит речь о лечении бесплодия, параллельно с этим возникает вопрос качества медицины. Как правило, большинство людей больше доверяют столичной медицине — в Москве и Санкт-Петербурге. Мы уточнили у Наиля Нуриева, правда ли наша медицина уступает. 

— Татарстанская — нет, никоим образом. У нас очень сильные клиники. В последнее время, наоборот? к нам едут из Москвы и Петербурга. Просто исторически сложилось, что первый ребенок «из пробирки» был сделан в Москве, второй — в Санкт-Петербурге, только потом оттуда пошла утечка мозгов в частные клиники. Сейчас я с большой гордостью говорю, что наши сотрудники ездят в Германию учиться. Но, как сказал один наш сотрудник, там особо учиться и нечему. В Германии ЭКО стоит раза в три дороже, а результаты у нас могут быть и получше. Это связано с некоторыми особенностями. Например, там запрещают доращивать эмбриона до пятого дня или просто налогоплательщики заплатили только за три дня, есть другие ограничения, которых у нас в России нет. Поэтому надо ли ехать за границу? Нет. Смысл бывает, когда встречается очень редкий вид бесплодия. Есть ли смысл ехать в Москву и Питер? Я считаю, что нет, потому что цена вопроса взлетает сразу в два раза как минимум, — ответил собеседник.

Подняться с колен: решит ли ЭКО вопрос демографии?

Тогда мы поинтересовались, сколько женщин сумели забеременеть и родить здорового ребенка после обращения в «Клинику Нуриевых».

— Статистика такая, что мы можем сделать женщину беременной в 97-98% случаев, если она молодая и у нее хорошие яичники. Но таких женщин мало, они обычно в клиники ЭКО не приходят. К нам обычно идут женщины постарше и с большой предысторией. В целом если мы получаем на три перенесенных эмбриона одного ребенка, мы считаем, что работаем блестяще. Средняя температура по Евросоюзу — 29% беременностей на один перенесенный эмбрион. Конечно, у женщин младше 30 лет — свыше 50% на один эмбрион. К 40 годам падает до 15%. В среднем один шанс из трех. Мой антирекорд — это беременность на 12-й попытке ЭКО, — говорит собеседник.

Нуриев добавил, что, безусловно, есть женщины, которые беременеют с первой попытки. Если в цифрах, то это каждая третья. 

Стоит ли навещать репродуктолога каждый год?

В завершение мы поинтересовались у Нуриева, стоит ли мужчине и женщине посещать репродуктолога, как, например, других врачей, раз в год.

— Медосмотр проходить надо. Если женщина без вредных привычек, у нее не было много половых партнеров, операций, то в целом повода для беспокойства нет. К гинекологу есть смысл ходить даже при отсутствии жалоб. Нужно ли мужчине ходить к урологу? Наверно, ближе к 45 годам, чтобы исключить проблемы с онкологией. Другое дело, что ребенок должен однозначно пройти медосмотр в детстве, — заключил Нуриев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *