Напротив, регион рассчитывает привлечь дополнительные поступления в бюджет.
Туристическую сферу в 2020 году ждет много интересного, например, создание специального маршрута «Волжская Булгария», а также развитие турпотенциала в районах и событийного туризма.
Туристские итоги 2019 года
Прежде чем говорить о планах на этот год, руководитель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов подвел итоги прошлого. Оказалось, что в 2019-м регион посетили 3,6 миллиона туристов. Для сравнения, это примерно три Казани. Если говорить о динамике, то она отрицательная. В республике отдохнули на 200 тысяч туристов меньше, чем годом ранее. Иванов связывает это с тем, что в 2018-м Казань принимала чемпионат мира по футболу. При этом количество иностранных туристов сократилось лишь на 10 тысяч человек.
80% туристов приезжают в Татарстан, чтобы отдохнуть. Самым популярным видом транспорта является поезд, его выбирают порядка 40%, около 20% воспользовались авиасообщением. Туристический сезон начинается в республике в апреле и продолжается до сентября.
Среднестатистический турист — замужняя женщина в возрасте от 24 до 44 лет, которая приезжала в Казань не одна, но без детей, на 4-7 дней, останавливалась в гостинице или хостеле, место в котором забронировала самостоятельно. За время своего отпуска она одна успела потратить чуть больше 22 000 рублей, из которых примерно 9 000 — за проживание в двух- или трехзвездочном отеле. Работает она менеджером с зарплатой 25-35 тысяч рублей. В основном туристы приезжали из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода и чуть более удаленных регионов России.

Самой популярной достопримечательностью стал Казанский Кремль, его посетили 3,1 миллиона туристов; Остров-град Свияжск — 663 000 человек; Великий Болгар посмотрели 530 000 человек.
В 2019 году в Татарстане общий объем оказанных услуг в сфере туризма (питание, проживание, транспорт, покупки и развлечения) составил порядка 28,5 млрд рублей. Объем доходов от гостиниц и хостелов ожидается на уровне 12,5 млрд рублей. И это при том условии, что количество «коллективных средств размещения» (если проще — гостиниц и хостелов. — Ред.) сократилось на 60 единиц.
Новые маршруты
Из задач на 2020 год, озвученных Ивановым, — создание проекта «Волжская Булгария», который представляет собой своеобразное сафари по Татарстану. За неделю гости успеют познакомиться с республикой. А для его реализации потребуется порядка 500 млн федеральных и еще 348,6 млн республиканских рублей, которые пойдут на создание экопарка «Дикая ферма» (Рыбная Слобода), «Бакинского бульвара» и строительство отеля Ramada (Елабуга), возведение второго корпуса отеля Kazan Palace By Tasigo и смотровой башни с аттракционами «Тюбетей Тауэр».
Еще одна туристическая перспектива, по мнению Иванова, кроется в муниципалитетах — создание новых этномаршрутов, тематических мероприятий.

Руководитель отмечает, у Татарстана есть отличная инфраструктура, но работы достаточно — необходимо наладить коммуникации между бизнесом, районными властями и управленческими командами достопримечательностей.
Тетюши и Мамадыш — успешный пример локального туризма
В качестве успешного примера развития туризма в муниципалитетах был представлен туристский центр, занимающийся развитием в Тетюшском районе. Директор МБУК «Музей истории Тетюшского края» Наталья Понедельникова рассказала, что через оформление истории района, установку инфраструктурных элементов и работу по благоустройству удалось почти в десять раз увеличить количество туристов.
— В 2011 году в Тетюшах побывало 750 туристов, в 2019-м мы перешагнули отметку в 60 тысяч человек, — говорит Понедельникова.
С её слов, самым популярным туристическим транспортом являются теплоходы — ими пользуются 68% туристов. Однако из-за обмеления Волги летом 2019 года город потерял часть туристов. Также часть туристов добираются до района на автобусах. Количество последних, уверена Понедельникова, необходимо увеличить, а еще сделать из лестницы, ведущей от пристани к центру города, арт-объект. Но на это все нужны деньги, безусловно, бюджетные.

Ещё один положительный пример — Мамадыш, который мастерски использует мероприятия для привлечения туристов — более 80% туристов приезжают ради «Санни Феста» или «Кирмен жыены». А в 2021 году в Мамадыше планируется создать сеть туристических маршрутов.
— Говорить о том, что муниципалитет все это сможет сделать своими силами, не приходится. Нам нужна будет поддержка на республиканском уровне — информационная, финансовая, юридическая, — обратился к присутствующим замглавы Мамадышского района Айнур Аглямов.
Еще одна просьба спикера касалась установки дорожных указателей «На Мамадыш» и включения муниципалитета в список обязательных к посещению, как, например, Свияжск и Болгар.
— Сфера туризма последние несколько лет — приоритетная. Ежегодно мы видим устойчивый поток гостей, посещающих Татарстан. С этим открываются новые гостиницы, создаются новые объекты показа. Значительная работа ведется по продвижению туристских районов региона, — отмечает первый заместитель премьер-министра Татарстана Рустам Нигматуллин.

Он считает, что основной импульс для развития туристического потенциала дает ежегодное проведение крупных международных мероприятий. Из задач, поставленных Нигматуллиным в адрес Госкомитета по туризму: усиление работы с образовательными учреждениями, привлечение к работе студентов. Кроме того, по мнению первого зама, выпускные квалификационные работы студентов, обучающихся по направлению «сервис и туризм», должны быть более практико-ориентированными.
Установка ограничений на аренду квартир
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов в своем выступлении отметил, что Казань и Татарстан регулярно показывают реальное развитие. Правда, республика уступает Москве и Санкт-Петербургу, но по объективным причинам. Среди задач эксперт называет готовность к регулярному обучению — повышению сервиса и диджитализации. Это связано с омоложением туриста и изменением его предпочтений.
— Сервис в Татарстане находится на стабильно высоком уровне. Для того, чтобы развиваться, стоять на месте нельзя — надо бежать. Есть все возможности для этого. Это способствует большему количеству позитивных отзывов, создает дополнительный стимул для развития туризма, — считает Прасов.
При всей радужности ситуации существует ряд задач, которые предстоит решить. Например, ввести налоговые льготы для отельеров. Подобное предложение связано с излишне длительным сроком окупаемости отелей. Подобная мера позволит увеличить количество предпринимателей, занятых в этой сфере.

Еще одно предложение, которое, по мнению эксперта, категорически необходимо, — упорядочить рынок посуточной, или, как ее называют, кратковременной аренды квартир. В качестве примера Прасов предлагает использовать опыт Берлина, где количество квартир ограничено законодательно — там можно сдавать определенное количество квартир. Второй вариант — временное ограничение, когда каждая квартира сдается на регламентированное количество часов в год, например, не более 10 дней в течение 12 месяцев.
Подобную меру он считает необходимой исключительно из-за необходимости обезопасить туристов, а не лоббированием интересов отелей, гостиниц и хостелов. С его слов, основная беда тех, кто сдает квартиры, — они играют втемную. Наверняка есть и другой аспект — как отмечает Прасов, объем этого сегмента оценивается в 100 млрд рублей в год.
Президент Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина рассказала изданию KazanFirst, что принятие подобного закона на рынок Казани или подобных городов не повлияет, в отличие от городов, расположенных в курортных регионах, — Сочи, Анапе или Республике Крым.
— Законопроект подготовлен давно. Мы стоим за этот закон. Отсутствие регулирования загонит еще сильнее в тень. Говорить о резком спаде количества туристов [в Казани] в данном случае нельзя. Что касается коллег в курортных регионах — [ситуация] может пошатнуться, — заключила Сафина.
Читайте также: Нет ничего плохого, что «Мисс Татарстан» стала девушка из Удмуртии. Вы согласны?
Comment section