Иван Гущин: От объектов культурного наследия инвесторов отпугивают всевозможные ограничения и запреты

Чтобы привлечь бизнес в работу по сохранению исторических зданий
Чтобы привлечь бизнес в работу по сохранению исторических зданий, Комитет по
охране памятников готов пойти на бесплатное сопровождение предпринимателей, а
районные власти предлагают ещё и освободить будущих владельцев от налогов.

За прошедший год Комитет по охране объектов культурного наследия Татарстана выявил свыше 3,5 тысячи строений, которые подлежат сохранению, но на учет от общего числа поставлены менее 1% (28 единиц. — Ред.). Чтобы как-то поправить ситуацию, следить за состоянием зданий, приравненных к историческим, должны все заинтересованные лица, среди которых и республиканские чиновники, и районные власти, где располагаются эти объекты.  

Руководитель Комитета Иван Гущин называет три главные проблемы, регулярно всплывающие в работе по сохранению важных объектов. Первая из них —  около 15% зданий (каждое шестое) находится в неудовлетворительном состоянии — требует ремонта или реконструкции. Вторая проблема связана с отсутствием хозяина/собственника. Третья — необходимость проведения экспертизы по выявленным объектам. 

— Отдельное внимание Комитет уделил вопросам сохранения памятников археологии. Эта работа требует значительных финансовых ресурсов. Вместе с тем, благодаря поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова, деятельность [в этом направлении] будет продолжена, — заявил Гущин.

Иван Гущин: От объектов культурного наследия инвесторов отпугивают всевозможные ограничения и запреты

Говоря об археологии, спикер отмечает важность проведения экспертиз, требования по которым постоянно просят снизить. Судя по выступлению, делать этого Комитет не намерен. В качестве примера важности этой процедуры Гущин приводит обнаруженное в ходе подготовительных работ Аксубаевское захоронение, о котором мы подробно писали здесь.

Еще одна задача — актуализация буферной зоны Казанского Кремля. Гущин уверяет, что она назрела давно. Причина проста — существуют два регламента, каждый из которых диктует принципы работы вблизи объекта. При этом некоторые пункты взаимоисключающие. 

В планах на 2020 год — реставрация Дома Марджани, Дома Дортоевского-Молоткова, усадьбы Сандецкого, гостинодворской церкви, памятника павшим войнам при взятии Казани, Дома Чукашева и Мюфке. 

Особенно актуальным для Татарстана, и в частности Казани, Зеленодольска, Чистополя, является проблема использования зданий-памятников деревянного зодчества в качестве многоквартирных домов. В республике их более 100, но в пример Гущин приводит уникальный в своем роде исторический квартал «Полукамушки», что расположен в Зеленодольске. 

Иван Гущин: От объектов культурного наследия инвесторов отпугивают всевозможные ограничения и запреты

Об этом квартале наше издание писало многократно. Узнать о том, почему этот район так важен не только для Зеленодольска, но и для России, можно здесь. А вот от том, как здание несколько раз за сезон горело — тут, тут, здесь, здесь, а еще здесь и здесь.

В Чистополе, со слов Гущина, расселены 30 аварийных многоквартирных домов, обладающих статусом архитектурного наследия. 

— Исполком предпринимает попытки найти инвесторов, но очередь не стоит. Бизнес категоричен в вопросах вложения инвестиций. Наличие всевозможных требований, ограничений и запретов, сложность понимания процессов согласования отпугивают потенциальных собственников, — сетует он и добавляет, что Комитет готовит некую припарку для будущих инвесторов, которая позволит облегчить их страдания. 

Об одном из таких вариантов поддержки Гущин заявлял на заседании в конце 2019 года. Тогда он анонсировал послабление процесса согласования и установки рекламных конструкций на фасадах памятников архитектурного наследия. С его слов, постановление должно было появиться во второй декаде января. Судя по тому, что заседание Комитета проходило за три дня до окончания месяца и этому вопросу не было посвящено ни слова, гущинское ведомство, видимо, где-то споткнулось. 

— Важный аспект программы для предпринимателей, готовых приобрести у государства объекты культурного наследия и вложить необходимые инвестиции, — стоимость услуги по сопровождению будет равняться нулю, — сказал глава ведомства и дополнил, что привлекать инвесторов к объектам с обременением планируют и через ослабление излишних требований в адрес инвесторов.

Иван Гущин: От объектов культурного наследия инвесторов отпугивают всевозможные ограничения и запреты

Позиция Комитета в вопросе привлечения бизнеса такова: кроме реставрации объекта его необходимо интегрировать в среду, чтобы он не стоял белым слоном. Успешная практика в Казани есть — особняк купца Демидова, в котором Диана Сафарова ставит иммерсивный спектакль «Анна Каренина». 

Из анонсированных планов — создание геоинформационной системы geo.tatar.ru учета объектов наследия. Она получит несколько уровней доступа. Первичный — расскажет об объекте и его расположении. Вторичный — со специальной информацией, доступной уполномоченным лицам, в том числе сотрудникам Комитета. Со слов Гущина, сейчас в системе около 300 объектов археологического наследия. Это примерно 10% от планируемого количества объектов. Кроме того, в системе значатся порядка 800 объектов культурного наследия, памятников истории и градостроительства и свыше 500 территорий объектов культурного наследия. Система разрабатывается совместно с Минцифрой и Институтом археологии им. Халикова Академии наук Татарстана. 

Говоря об успехах 2019 года, Гущин ни слова не сказал о проблемах Комитета. Например, о попытке снести здание городской думы 1853 года постройки в Арске. Не спорим, объект удалось спасти, но только после того, когда информация о вандализме появилась в СМИ, а ведомство героически решило проблему. Узнать подробности можно здесь.

Иван Гущин: От объектов культурного наследия инвесторов отпугивают всевозможные ограничения и запреты

А ведь были ещё Арские казармы, баня в Дербышках, офицерский дом на Пороховом заводе. 

Мало кадров и места для хранения находок 

Директор Института археологии АН РТ Айрат Ситдиков уверен, что, помимо сохранения объектов, нельзя забывать об археологии, которая так же испытывает определенные сложности. Например, нехватка места для хранения находок — для решения этой задачи он предлагает создать специальный центр. Вторая проблема — дефицит квалифицированных специалистов. Решить её, уверен спикер, можно через целевую подготовку на базе КФУ. 

Еще одно предложение, прозвучавшее с трибуны, но уже от руководителя исполкома Елабужского района Рустема Нуриева — освободить от налогов объекты, обладающие статусом архитектурного или иного значения. Связано это с тем, что в Елабуге владельцам подобных зданий приходится делать в казну отчисления, даже если туристов нет, как, например, зимой. 

Фарида Забирова, зампредседателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с ходу заявила: все, о чем идет речь, конечно, хорошо, но есть одно и большое но.

— У нас есть [четырехсторонний] договор о сотрудничестве, который год назад мы очень красиво подписали. Там сформулированы десять пунктов. К сожалению, потенциал нашего партнерства не используем, — подчеркнула Забирова. 

Помимо того, чтобы все-таки выполнять условия соглашения, необходимо проработать следующие вопросы: сфокусироваться на управлении ценными объектами, позволить волонтерам участвовать в реставрационных работах, упростить процедуру включения населенных пунктов в список исторических поселений. 

— Мы предлагаем при оценке деятельности глав муниципальных образований включить пункт «Мероприятия по сохранению наследия» — как они выявляют и сохраняют их. Определить хотя бы одного ответственного за это, — говорит эксперт. 

Иван Гущин: От объектов культурного наследия инвесторов отпугивают всевозможные ограничения и запреты

Успешная работа — реставрация комплекса зданий Хлебного базара, которым занималась девелоперская компания «Основа». Ее директор Эдуард Колтун отмечает, что важно не только отреставрировать здания, но и обслуживать их после. 

В планах у девелопера реставрация сгоревшей фабрики братьев Крестовниковых. Там, со слов Колтуна, к 2023 году появятся фудмолл, коворкинг и зал для мероприятий. Генеральный директор «КамаСтройИнвеста» Делюс Сиразетдинов отмечает, стоимость работ ориентировочно составит не менее 100 000 рублей за «квадрат». 

Из озвученных Колтуном проблем — продажа зданий «кусками», когда у одного объекта есть несколько совладельцев, затянутая процедура согласования работ и формирование «земли», а также окружающая застройка, негативно влияющая на работы на объекте. 

Татарстан — в пятерке лучших по защите памятников, но только в ПФО

Руководитель управления федерального Минкульта по ПФО Глеб Петухов отметил Татарстан и деятельность Комитета. 

— Несмотря на то, что орган молодой, среди 14 субъектов [входящих в ПФО] ваш Комитет в числе золотой пятерки. Недочеты есть, без них никак, но они связаны с нашим законодательством, которое не всегда идеально работает, — отметил Петухов.

Завершая коллегию, вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева заявила, что проблемы, озвученные на заседании, имеют место, но попытаться их решить можно на республиканском уровне, только потом просить помощи у федерального центра. Но прежде чем идти выше, необходимо проанализировать все сложные места, так сказать, собрать их воедино и отправлять, а не обращаться по каждой мелочи.

Иван Гущин: От объектов культурного наследия инвесторов отпугивают всевозможные ограничения и запреты

— Мы способны добиться результатов, но только все вместе. У каждой проблемы есть причина, и мы должны работать с причинами, — сказала Фазлеева. 

Своеобразным гарантом заинтересованности в представлении интересов тех, кто работает со статусными объектами, стал заместитель председателя думского комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *