Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды

Руководитель аппарата президента Татарстана призвал республиканские медиа не ограничиваться сухой констатацией фактов
Руководитель аппарата президента Татарстана призвал республиканские медиа не
ограничиваться сухой констатацией фактов, выстраивать диалог с читателем и
распространять информацию через все существующие платформы.

Сегодня в медиасреде есть запрос на эмоциональное восприятие событий, авторскую журналистику, короткий слог, визуализацию и участие читателей в обсуждении социально значимых тем. Региональная пресса следует трендам, но в погоне за трафиком зачастую не раскрывает темы до конца. Поскольку за информационный климат в Татарстане отвечает Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», ему придется менять подходы региональных СМИ.

Необщительные почтальоны — проблема печатной прессы

По данным Роскомнадзора, в Татарстане зарегистрировано 862 СМИ. Из них порядка 500 печатных изданий на русском, татарском, чувашском и удмуртском языках. Общий подписной тираж на центральные, республиканские, городские и районные издания с учетом альтернативной подписки на первое полугодие 2020 года составил более 991 тысячи экземпляров. 

— По этим показателям мы все еще удерживаем лидерские позиции в России. Однако подписка, как и розничные продажи, имеет устойчивую тенденцию к падению. Проблема не только в массовом уходе читателей в интернет. Мы все еще видим неудовлетворительный спрос на печатную периодику. Отмена льгот на доставку сделала газеты недоступными для тех, кто в первую очередь хотел бы их читать, — говорит Айдар Салимгараев, руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».

Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды

Кроме того, есть проблемы с несвоевременной доставкой, а то и вовсе отсутствием почтальонов. Последние даже перестали общаться с подписчиками, особенно в городах. В сельских отделениях почты газеты пока находятся на втором месте после товаров массового потребления. Салимгараев отмечает, что эта проблема не только Татарстана, а всей России. 

Следующая проблема региональной печатной прессы — это снижение количества точек продажи. В республике, помимо отделений почты и ТЦ, работают 233 торговых объекта. Их количество уменьшилось по сравнению с 2018 годом на 28%. Салимгараев считает, что проблему можно решить. Например, в Москве и Питере точки продажи модернизировали. Теперь в них есть Wi-Fi, кафе и минимаркеты. Посетители могут взять свежий выпуск любимого издания и почитать его за чашечкой кофе или чая. 

Телевидение пока вне конкуренции

Сегодня все 36 каналов республики вещают в кабеле. Из них 14 — в аналоговой зоне, 9 — в цифровой, 5 — по спутнику, 6 — в интернете. По словам Салимгараева, по объему аудитории телевидение все еще недосягаемо для интернета. 

— Собственный информационный контент телевещателей Татарстана за год увеличился на 6% и совокупно составил 226 часов в неделю. Из них 73 часа занимают местные новости. Увеличение произошло за счет роста продолжительности новостных программ на телеканалах «Эфир» и ГТРК «Татарстан», — отмечает глава Агентства.

Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды

Салимгараев не стал приводить рейтинг телеканалов, а попросил участников итоговой коллегии «Татмедиа» проголосовать, кто на каком канале смотрит новости. В опросе приняли участие 58 человек. Из них 20 не смотрят новости на местных каналах, 10 — на ТНВ и на «Татарстан-24», восемь — на «Россия 1-Татарстан», шесть — на «Россия 24 — Татарстан», четыре — на «Эфире». 

Успех ТНВ подтвердил и Айрат Нурутдинов, гендиректор ПАО «Таттелеком». Он сообщил, что компания стала делать упор на аналитику и создала свою систему наподобие Mediascope для анализа телесмотрения.

— На сегодняшний день лидером в этой области является Mediascope. Замеры аудитории телесмотрения они делают так называемыми приставками people-метрами. В России у них чуть меньше 5,5 тысячи таких приставок. В Татарстане их всего 99, и все они сконцентрированы в Казани. Поэтому говорить о полном охвате здесь сложно, — говорит Нурутдинов.

Свой проект «Таттелеком» реализовывал четыре месяца. По всему Татарстану компания установила 128 тысяч IPTV приставок, из которых в Казани — более 4,5 тысячи. 

Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды

— Это намного больше, чем 99 у Mediascope. Только обработка этого контента с этих приставок требует почти 740 млн строк. Это те самые большие данные, — продолжает гендиректор. — По нашим результатам, ТНВ всегда входит в первую тройку. Если мы говорим о сельской местности, то огромный отрыв канала ТНВ по телесмотрению даже от российских каналов. 

Платформа «Таттелекома» может выяснить, какой контент и в какое время смотрит публика. Например, ТНВ смотрят активнее вечером после 17 часов. Из программ в топе — татарские юмористические передачи и трансляции хоккея.

Радиостанциям стоит завести мобильные приложения

Местные радиостанции продолжают поддерживать интерес у татарстанцев. По словам Салимгараева, традиционно хорошая аудитория у «БИМ-радио», «Татар-радиосы» и «Кунел». В городах и районах республики местные новости выходят на 11 радиостанциях АО «Татмедиа». Потенциальная аудитория холдинга составляет 2,5 млн слушателей. По еженедельному объему вещания 97% идет на татарском языке.

— На сегодняшний день есть возможность прослушивания городских и районных радиостанций в интернете, при этом не у все есть мобильные приложения. Как показывают исследования Mediascope, количество пользователей мобильных приложений за три года увеличилось на 22%. При этом использование через компьютер снизилось на 3%. Это говорит о том, что региональным станциям нужно обратить внимание на разработку мобильных приложений, — считает руководитель «Татмедиа».

Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды

Сегодня все местные радиостанции активно представлены в соцсетях. По количеству подписчиков лидирует «Татар радиосы», на втором месте «БИМ-радио», затем «Болгар радиосы».

Традиционной прессе пора уходить в интернет

Большими темпами аудиторию набирают сетевые издания и социальные сети. По данным Минцифры Татарстана, совокупная аудитория проводного и беспроводного интернета за 2019 год выросла на 19% и составляет более 5 млн устройств. Количество пользователей проводного интернета выросло на 3% и достигло 1 млн 180 тысяч человек, а мобильного интернета выросло на 11% и составило 3,9 млн. 

В целом 76% жителей республики пользуются интернетом ежедневно, а 58% — социальными сетями. При этом в среднем в день они проводят 1,5 часа в соцсетях. Салимгараев отметил, что за 2019 год аудитория Instagram выросла на 24% (990 101), «ВКонтакте» — упала на 2,3% (925 952), Facebook — сократилась на 2,4% (23 252), а Twitter потерял 18% пользователей. 

Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды

Руководитель Агентства подчеркивает, что СМИ должны налаживать контакт с читателями и использовать разные платформы.

— Присутствие редакций традиционных СМИ в соцсетях — одна из приоритетных задач по взаимодействию с аудиторией, — заявил он.

Салимгараев вновь попросил присутствующих проголосовать, в каких соцсетях они смотрят видеоконтент: Instagram, Facebook, «ВКонтакте», YouTube, TikTok или «Одноклассники». Большинство голосов набрали YouTube и Instagram. Это говорит о том, что региональной прессе стоит обратить внимание на эти платформы.

2020 год будет напряженным

Подводя итог деятельности республиканских СМИ, руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров подчеркнул, что агентство «Татмедиа» отвечает за информационный климат всей республики. На нем лежит ответственность за освещение многих программ, которые реализуются в регионе.

Сафаров отметил, что в обществе высокий запрос на позитивные новости и объективную журналистику. Но в угоду трафика и просмотров СМИ не дают исчерпывающей информации.

— Читатели и зрители ждут от СМИ не просто освещения проблемы и ситуации, но и поиска решения через публичное обсуждение, а также последующего информирования о принятых мерах. Это и есть компетентный и ответственный подход к вашей работе, — говорит он.

Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды

В качестве примера Сафаров привёл тему национальных проектов, реализация которых является одной из основных задач Татарстана. Он считает, что СМИ не отвечают на вопрос: какую практическую пользу получает каждый житель республики от их реализации, а работа прессы в этом и заключается.

— Простого экономического перечисления числовых показателей недостаточно для понимания влияния программы на качество жизни татарстанцев, — продолжает он, обращаясь к руководителям СМИ и ведомств. — На ваших официальных сайтах или полностью отсутствует, или в недостаточном количестве присутствует доступная информация по национальным проектам.

Руководитель аппарата президента поручил стать центром ответственности по освещению этой темы «Татмедиа», поскольку у Агентства для этого есть все ресурсы. Также он распорядился уделить внимание профессиональному росту журналистов, а изданиям на родных языках использовать новые подходы, например, подкасты. 

— Я думаю, что 2020 год для отрасли так же будет весьма напряженным. Грядут важные события для страны и Татарстана, — говорит Сафаров.

1/0

Руководитель аппарата отметил, что в этом году в Татарстане будут реализовывать масштабные социальные программы, особенно для семей с детьми, обсуждать поправки в Конституцию России, отмечать 100-летие ТАССР и 75-летие Великой Победы. Для республики особую важность имеет сохранение памяти наших предков и подвигов народа. 

— Тем более что мы видим все больше попыток наших недругов переписать историю, — акцентировал он внимание представителей медиасообщества.

Сафаров в заключение добавил, что прессе стоит обратить внимание, кроме того, на перепись населения, поскольку она пройдет в новом формате, а также на выборы президента и депутатов местного самоуправления.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *