Маленькие компании занимают как большие

Практически незамеченным осталось историческое для бизнеса Татарстана событие - казанский завод «КриалЭнергоСтрой» первым из субъектов малого и среднего бизнеса республики выпустил облигации на Московской бирже. До него там размещались только крупные предприятия республики.
Практически незамеченным осталось историческое для бизнеса Татарстана событие —
казанский завод «КриалЭнергоСтрой» первым из субъектов малого и среднего бизнеса
республики выпустил облигации на Московской бирже. До него там размещались
только крупные предприятия республики.

Дебют на бирже

ООО «Завод КриалЭнергоСтрой» (КЭС) с уставным капиталом 500 млн рублей разместил трехлетние облигации на 150 млн рублей в рамках 15-летней облигационной программы объемом 2 млрд рублей. Ставка 1-го купона составила 15% годовых, к ней приравнена ставка 2-го, 3-го и 4-го купонов. Ценные бумаги раскупили за один день.

КЭС работает в Татарстане с 2009 года и поставляет дизельные и газовые генераторы, стабилизаторы напряжения, источники бесперебойного питания, осветительные мачты и солнечные панели «Татнефти», «Ак Барс холдингу», «Таттелекому», «Башнефти», «Леруа Мерлен» и другим. По данным портала Rusprofile.ru, выручка завода в 2018 году составила 1,3 млрд рублей. Чистая прибыль — 11 млн рублей. Учредителями ООО являются три физлица: Ильдар и Расим Киямовы, а также Ильшат Айдаров.

Маленькие компании занимают как большие

Как рассказала KazanFirst директор по маркетингу завода Лали Чохели, к размещению на бирже компания готовилась примерно полгода. 

— Сейчас можно сказать, что могли бы управиться и за три-четыре месяца, — отмечает она. 

По словам собеседницы, выпуск именных процентных биржевых облигаций на предъявителя был выбран как самый распространенный вид корпоративных облигаций на рынке. Лали Чохели объясняет, что облигации — это хороший способ для компании привлечь заемное финансирование, особенно в случае отсутствия залога.

Господдержка как стимул

Впрочем, маловероятно, что малый бизнес обратил бы свой взор на этот финансовый инструмент, если бы весной 2019 года правительство России не приняло постановление о субсидировании части затрат и купонных выплат по облигациям, которые размещают субъекты МСП. Сегодня малый бизнес может получить компенсацию расходов по выпуску облигаций в размере 2% от объема, но не более 1,5 млн рублей, и компенсацию по купонным выплатам в размере 70% от минимального из двух значений.

Впрочем, выйти на биржу рискнули пока единицы. Например, в Приволжском федеральном округе, по данным Национального банка Татарстана, удмуртская группа девелоперских компаний дебютировала на рынке размещением облигаций на 1 млрд рублей. Пензенская компания, занимающаяся производством оборудования, выпустила облигации на 50 млн рублей. Агрофирма из Саратова впервые вышла на фондовый рынок с объемом размещения 250 млн рублей.  Для малых и средних компаний издержки, связанные с дебютным выпуском, остаются существенными, объясняют в пресс-службе Нацбанка. 

Маленькие компании занимают как большие

В целом в 2019 году татарстанские предприятия разместили на бирже семь выпусков на 43,2 млрд рублей (в 2018 году — шесть выпусков на 30 млрд рублей). 

— Одним из преимуществ облигаций является беззалоговость. Если банки часто предъявляют высокие требования к залогам субъектов МСП, то выпуск облигаций не требует залогового обеспечения. Кроме того, предприятия получают широкие возможности самостоятельного выбора параметров займа (объем эмиссии, ставка купона, условия обращения и погашения). То есть предприятие получает гибкость в управлении долгом и может принимать решения исходя из конкретной ситуации и условий. К тому же благодаря выходу на широкий круг инвесторов пропадает зависимость от одного кредитора — это снижает угрозу вмешательства инвесторов в текущую деятельность предприятия, — говорят эксперты. 

Второй пошел на выход

23 января дебютный выпуск облигаций объемом 500 млн рублей на Московской бирже разместил ещё один субъект МСП — казанская компания «Лизинг-Трейд». Срок обращения бумаг составил три года. Ставка купонов установлена на уровне 12,5% годовых.

— Рынок облигаций — часть стратегии по диверсификации портфеля фондирования, которая добавит устойчивости нашей компании и даст больше необходимой свободы при финансировании проектов, которую не может обеспечить банковское фондирование. Ранее компания не имела опыта на рынке облигаций, поэтому привлекла компанию-организатора выпуска. Мы прогнозировали, что размещение составит от 5 до 10 дней, но оно завершилось за шесть часов. Причем это было абсолютно розничное размещение и спрос на облигации «Лизинг-Трейда» оказался значительно выше проданного объема, — рассказывает о своем опыте генеральный директор ООО «Лизинг-Трейд» Алексей Долгих.

Маленькие компании занимают как большие

Руководитель отметил, что «Лизинг-Трейд» не смог воспользоваться механизмом господдержки, потому что «не проходит по ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов  экономической  деятельности)», но компания не теряет надежды, что меры поддержки будут распространены и на лизинговые компании в дальнейшем.

Выход на биржу играет на имидж

Если среди крупных компаний интерес к выходу на биржу растет пропорционально доходам, то для МСП фондовый рынок пока остается темным лесом, говорят эксперты, опрошенные KazanFirst.

— Биржевой рынок хорошо развит по крупным размещениям — сейчас сумма корпоративного долга в облигациях выше, чем сумма внутреннего федерального долга. На конец года в обращении было облигаций на сумму 9 трлн рублей, а госдолг в облигациях федерального займа — где-то 8,2 трлн рублей, — рассказывает эксперт РАНХиГС кандидат экономических наук Александр Аршавский.

В контексте малого и среднего бизнеса выход на биржу пока является чисто имиджевой историей. И далеко не все субъекты МСП могут обеспечить высококачественный PR для привлечения инвесторов. Кроме того, малые и средние компании многого не знают о рынке облигаций. Плюс ко всему в регионах пока не развита финансовая инфраструктура: структура инвестиционных посредников вдали от столицы представлена очень слабо. 

Маленькие компании занимают как большие

Аршавский считает, что существующий механизм поддержки — это скорее политический шаг, нежели экономический. 

— Государству нужно показать, что предпринимательство поддерживается в разных сферах и аспектах. Насколько программа эффективна, пока рано говорить. Времени прошло очень мало. Подавляющая часть компаний об этой поддержке ничего не слышала. Здесь нужна грамотная информационная кампания — надо объяснить предпринимателям выгодность размещения. Нужно искать пути информирования и создавать в регионах соответствующие структуры, — подытожил Аршавский.


Читайте также: Отмена ЕНВД увеличит налоговую нагрузку на малый бизнес Татарстана в 5-10 раз


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *