«Каждый переписчик, приходивший в татарские районы, имел планы по количеству башкир»

«Каждый переписчик
Пересчет населения в Башкортостане в 2002 году называют одной из самых
сфальсифицированных российских переписей.

Казанский историк Дамир Исхаков и его коллега Ильнар Гарифуллин рассказывают, в каких условиях проходила перепись населения в Башкортостане в 2002 году. Они называют ее как одну из самых сфальсифицированных в новейшей истории России. Также эксперты рассказывают, сколько сотен тысяч татар было потеряно в Башкортостане.

Дамир Исхаков напоминает, что перепись 2002 года была первой постсоветской переписью населения. Она несколько запоздала, потому что московская власть никак не могла выстроиться. В конце концов это произошло. Дата была определена. И после этого пошли большие дискуссии по поводу того, как обозначать этничность. В Советском Союзе существовал свой перечень народов. И вот оказалось, что к 2002 году этот список нужно модифицировать. Тогда появились национальные движения, возникли новые идентичности. В общем, некоторые скрытые группы изъявили желание самоопределиться как самостоятельное этническое образование.

Татар этот процесс тоже коснулся. Например, нагайбаки выделились. Тогда они успели записаться малочисленным коренным народом, хотя на самом деле были лишь крещёнными татарами из казачьего сословия.

«Каждый переписчик, приходивший в татарские районы, имел планы по количеству башкир»

Но были и экзотические группы на самоопределение. К ней модно причислить шумную группу булгаристов. Они тоже захотели стать самостоятельным народом. Правда, закончили плохо, потому что после переписи, как я слышал, их записали в этническую группу «болгар», когда подсчитывали общую численность.

Тогда татар хотели переписывать по 46 переписным категориям. И директор Института этнографии Валерий Тишков объяснял это тем, что это всего лишь переписные категории. Но на самом деле не всё так просто было. Я участвовал в ядре этой битвы, мы ездили в Москву. В Казани все наши крупные политические деятели, от президента Минтимера Шаймиева и заканчивая депутатом Разилем Валеевым, мы все писали письма в центр, чтобы не было такого разделения. 

Но существовала очень сложная проблема в Башкортостане. Потому что после того, как Муртаза Рахимов (президент Башкортостана с 1993 по 2010 годы — Ред.) пришёл к власти, и башкирская элита выбрала вариант этнократического государства, там озаботились, почему башкир было мало по результатам переписи в 1989 году. И они решили перепись 2002 году сделать большим политическим актом.

В свою очередь, Ильнар Гарифуллин вспоминает, что он в 2002 году был не просто каким-то сторонним наблюдателем, а являлся жителем Башкортостана. Ему тогда было 14 лет. По его словам, переписная кампания была связана с общеполитической ситуацией в республике, которая отличалась своей нестабильностью. С гонениями на неугодных режиму Рахимова, политическими преследованиями. Будучи школьником Гарифуллин, понимал, что происходит что-то не то.

Шла оголтелая предпереписная кампания. Везде была агитация — в СМИ, на телевидении, на канале «БСТ». И даже в татароязычных газетах «Кызыл таң», «Өмет» выходили материалы, что на Западе Башкортостана живут не татары, а башкиры. По факту ведь эти издания должны были отстаивать интересы татароязычного населения, рассказывать о татарской истории. А они подпевали пропаганде. Рахимова

Гарифуллина возмущал сам ход переписи. Каждый переписчик, который приходил в населенные пункты, имел планы по количеству башкир. В районе, где жил историк, ситуация была еще не такая катастрофическая, плачевная, по сравнению с переписью 1989 года. Но во многих других муниципалитетах разница между переписями казалась очевидной. То есть, татарские районы, откуда вышли представители татарской культуры, и мы знаем, что там живут татары, разговаривают на татарском — вдруг оказывалось, что там все башкиры.

«Каждый переписчик, приходивший в татарские районы, имел планы по количеству башкир»

В 2002 году Татарстан и татарские общественные организации попытались немного в этом поучаствовать. Были организованы концертные бригады, которые ездили по районам Башкортостана. Это все получилось потому, что башкирские татарские общественные организации подняли голос и попросили Татарстан хоть как-то в этом поучаствовать.

Но как только в 2010 году Муртаза Рахимов ушёл с поста президента Башкирии, в переписи этого года случился отток числа башкир. Подсчет проводился в сентябре-октябре. Но тогда никаких распоряжений о том, как переписывать, не было дано. Тот каток, который был запущен при Рахимове, закончился. Каждые главы районов по переписи в 2010 году выбрали свою тактику. Некоторые давали результаты 2002 года. Например, это Янаульский район. В некоторых татарских муниципалитетах были половинчатые результаты, которые были по середине между переписью 1989 года и 2002-го.

В Башкирии появились и такие территории, где полностью вернулись к результатам 1989 года, например это Учалинский район, который в основном населен башкирами. Там есть 7-8 татарских населенных пунктов. Если по переписи 2002 года там было около 7,5% населения татарами, то по переписи 2010 года там было уже 15%.

По результатам переписи 2010 года мы наблюдаем, что численность татар выросла с 990 тысяч человек по переписи 2002 года до 1 млн 18 тысяч человек. А численность башкир снизилась на 60-70 тысяч человек.

Еще один интересный факт, во времена руководства Башкирией Рустэма Хамитова в 2015 году по всей республике была проведена микроперепись населения. Данные по ней абсолютно не похожи на результаты 2002 или 2010 годов. Зато они коррелируют с теми, что были получены в 1989-ом. Данные микропереписи являются дополнительным доказательством, что переписи 2002 и 2010 годов были сфальсифицированы.

«Каждый переписчик, приходивший в татарские районы, имел планы по количеству башкир»

Дамир Исхаков обращает внимание, что по поводу фальсификаций переписи 2002 года есть прямые высказывания татарстанских политиков. Например, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин назвал цифру в 300 тысяч человек, которые ушли из состава татар и были переписаны как башкиры. Мне кажется, это немного преувеличение. Но аналогичные высказывания были и у Минтимера Шаймиева. Наши политики заняли однозначную позицию.

Накануне переписи 2002 года, в 1998 году Московский институт народного хозяйства делал интересный прогноз изменения численности этнического состава населения России, опираясь на данные 1989 года. Центр Вишневского, зная смертность, рождаемость и данные по миграции, спрогнозировал, что количество башкир должно быть 1,4 млн человек по всей России. А в итоге количество башкир в 2002 году оказалась выше на 200 тысяч человек, по сравнению с аналитическими данными. То есть, это прямое доказательство, что фальсификация переписи населения в Башкирии была в рамках 200 тысяч татар.

Исхаков исследовал данные переписи и писал, что около 150 тысяч татар ушли в состав башкир. Даже академик Валерий Тишков, который обычно не любит прямо высказываться, тоже назвал цифру в 100 тысяч человек, которых может быть записали башкирами. Исхакову эта цифра кажется преуменьшенной. Историк бы остановился на данных в 200 тысяч человек, которые всё ещё продолжают пребывать в составе башкир.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *