Военный культуролог открыл ретроспективу казанского ТЮЗа

судя по всему
В столичном Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Первый тайм»
— премьера, судя по всему, эпохальная.

Заставляет так думать, разумеется, не то, что это первый спектакль, поставленный на сцене ТЮЗа новым главным режиссером — Радионом Букаевым, а сам характер его дебюта. До Радиона Тимуровича вновь назначенные главрежи предпочитали заявить о себе казанскому зрителю чем-нибудь эдаким — ошеломительным. Так, Владимир Чигишев в 2005 году поставил мрачную пьесу Мартина Макдонаха «Череп мой любимый», а Туфан Имамутдинов в 2014-м — ужасающую драму «Любовь людей», содержанием которой стали терзания главной героини, убившей мужа-алкоголика. Букаев же начал свою казанскую карьеру совершенно иначе — с ретроспективного спектакля, предполагающего если не знание истории ТЮЗа и актеров советской эпохи, то хотя бы зрительский интерес к этому. 

Военный культуролог открыл ретроспективу казанского ТЮЗа

Вообще-то до приезда в Казань он лелеял замысел инсценировки книги «Папамамалогия — наука о взрослых» писателя Григория Остера и постановки «Мифа о Сизифе», но все же предпочел собственным задумкам художественное исследование незабываемого периода из жизни казанского театра 1970-1980 годов, тем самым показав, что пришел сюда не во имя свое, а во имя ТЮЗа.

«Первый тайм» станет вехой в истории театра еще и в силу необычности формы. Во-первых, его предваряет предперформанс в фойе. Нарядные молодые актрисы Гузель Шакризянова, Алсу Густова, Лили Нурель погружают зрителей в атмосферу старинного девичника. Они сидят за столом с красивым чайным сервизом и поют русские народные песни. Словно подготавливают пришедших к путешествию на машине времени.

Военный культуролог открыл ретроспективу казанского ТЮЗа

Основное зрелище еще необычнее — это моноспектакль-пасьянс. В нем Народная артистка РТ Нина Калаганова произносит не заученный текст, а взволнованный монолог, рожденный здесь и сейчас благодаря услужливой памяти. Перед нею на столе в беспорядке лежат карточки — тыльной стороной. Она не видит заголовков: «Дорогие мои старики», «Содружество прекрасных муз», «Цеховое братство», «Друзья», «Период Леонида Верзуба», «Мой первый главный Феликс Григорьян», «Гордость Казанского театрального училища», «Всенародные любимцы»…

Наконец актриса выбирает карту, читает название темы, которое ненадолго проецируется на экран. Вслед за тем на нем появляются черно-белые фотографии, запечатлевшие «прекрасные черты» коллег по сцене, а также цветные афиши и программки спектаклей, в которых они когда-то блистали. Нина Ивановна начинает рассказывать обо всем этом — несется по волнам своей памяти, и перед зрителями словно оживают выдающиеся актёры прошлого: Александр Калаганов, Александр Кокурин, Зоя Петрова, Владимир Фейгин, Владимир Ильин, Владимир Глушков, Мария Неменко-Бабковская, Анна Пешкова, Борис Роскин и многие другие. Но не только актеры, с не меньшим восторгом Калаганова говорит об осветителях, костюмерах, реквизиторах, даже о рабочих сцены. Порой актриса забывает, что с каждой темой ей нужно уложиться в 15 минут, тогда включается таймер, начинающий неумолимый обратный отсчёт: 50 секунд, 40, 30…

Военный культуролог открыл ретроспективу казанского ТЮЗа

Наслаждаться импровизацией актрисе позволено в жестко очерченных границах. Этим режиссер как бы показывает свою железную руку в бархатной перчатке. Не будем забывать, что Радион Букаев до театрального института им.  Щукина учился в военной академии в Москве и готовился стать специалистом по организации досуга в воинских частях, то есть военным культурологом. Этот факт его биографии единодушно одобряется казанским сообществом наряду с другими: все радуются тому, что Букаев — коренной казанец, хорошо знающий специфику нашего города и его культурные площадки; он имеет богатый опыт работы главным режиссером в других российских городах; понимает, каким должен быть театр для подростков и юношества, ему интересно работать для этой целевой аудитории.

Спектакль «Первый тайм» стал первым событием в рамках празднования 90-летия театра, которое предстоит отпраздновать в 2022 году. 

Военный культуролог открыл ретроспективу казанского ТЮЗа

Следующая постановка будет посвящена эпохе Бориса Цейтлина, третья — периоду после пожара, когда в ТЮЗ пришло поколение молодых артистов-бардов. Затем труппа поделится со зрителями своими воспоминаниями, а также мечтами о том, каким им видится театр будущего.  


Автор материала: Галина Зайнуллина


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *