Бизнес начал крестовый поход против регоператоров мусорной реформы. Обещают дойти до президента Татарстана

которая отвечает за обращение с отходами на востоке республики
Удушающие платежи за вывоз ТКО довели предпринимателей. Компания «Гринта»,
которая отвечает за обращение с отходами на востоке республики, во всем винит
государство. Мол, тарифы внедрили чиновники.

В Торгово-промышленной палате по Набережным Челнам накануне состоялся второй раунд борьбы предпринимателей города (и не только) за справедливую оплату вывоза твердых коммунальных отходов. Первый раунд прошел 26 марта там же, в ТПП. Тогда по инициативе Палаты состоялся круглый стол, в котором участвовали представители бизнеса, эксперты, юристы, депутаты, а также представители регионального оператора по обращению с ТКО на востоке республики ООО «Гринта». Специалисты постарались выяснить, почему с появлением последней плата за вывоз отходов выросла не на проценты, а в разы: у кого в 9 раз, а у кого и в 24! Выяснили. Дело в том, что государство своими законами и постановлениями обязало бизнес платить не за реальные отходы, а буквально за воздух.

Почему состоялся раунд первый?

— Есть два способа расчета платы за вывоз ТКО: по утвержденному правительством Татарстана нормативу и по количеству и объему установленных на предприятии контейнеров. Причем именно по количеству и объему контейнеров, а не по массе накопленного в них мусора. Есть разъяснения Минприроды РФ, где говорится, что федеральное законодательство запрещает рассчитывать плату за вывоз «по факту», то есть по массе ТКО, — примерно так объясняли юристы и эксперты, а также специалисты «Гринты» предпринимателям. 

То есть если платить «по контейнерам», то платишь за воздух и суммы предъявляются фантастические. А если платишь по нормативам, то суммы опять фантастические, потому что нормативы явно завышенные. 

Выяснилось и то, что «Гринту» все вполне устраивает. Понятно, что это очень выгодно, когда тебе платят в буквальном смысле слова за воздух в контейнерах. Но дело еще и в том, что региональный оператор оказался весьма комфортно встроенным в систему работы с отходами.

Бизнес начал крестовый поход против регоператоров мусорной реформы. Обещают дойти до президента Татарстана

— Мы не монополисты! – заявляла генеральный директор «Гринты» Светлана Ярлыченко за круглым столом.

Она аргументировала это тем, что по закону «Гринта» ни на что не имеет права, кроме как на работу с отходами. Не она устанавливает тарифы, не она утверждает нормативы и т.д. Оператор не имеет права идти на какие-то скидки или ценовые акции, менять условия утвержденного договора для кого-то из своих клиентов. В итоге «Гринту» заподозрили и даже обвинили в том, что она, прикрываясь выгодными для себя законами, занимается рэкетом.

Завершая заседание 26 марта, генеральный директор ТПП Фарид Башаров объявил, что будет создана рабочая группа, которая выработает резолюцию круглого стола. Была действительно создана рабочая группа из 20 специалистов. Она выработала резолюцию. 7 апреля Башаров ее огласил, и состоялся второй раунд.

Что показал раунд второй 

— Положения резолюции вытекали из понимания того, что федеральный закон (о твердых коммунальных отходах.– Ред.), принятый в 1998-м году и все остальные за ним документы (в частности, постановление КМ РТ, утвердившее нормативы на вывоз. – Ред.) сегодня, к сожалению, не соответствуют реалиям и требуют корректировки, — так начал Башаров.

Положения резолюции предусматривают следующие действия. Власти должны выработать меры, стимулирующие граждан и предпринимателей к внедрению раздельного сбора отходов и к использованию многоразовой тары и упаковок. Обеспечить разработку инвестиционных программ для приведения действующих мусорных полигонов в безопасное состояние. (Тут, видимо, речь идет о том, что не все должно делаться за счет владельцев отходов, должно поучаствовать и государство. – Ред.). Установить для регоператора нормативы, направленные на уменьшение объемов захоронения отходов путем увеличения доли их переработки. И еще внести такие изменения в коммерческий учет ТКО, чтобы предприниматели смогли платить за вывоз, исходя из массы ТКО.

Бизнес начал крестовый поход против регоператоров мусорной реформы. Обещают дойти до президента Татарстана

— Мы отправили письма в правительство Татарстана, в УФАС, депутатам, в рабочую группу Госсовета, бизнес-омбудсмену, в ТПП России и в исполком города. Письма приняты. Мы будем следить, как готовятся на них ответы. Есть обращение и к «Гринте», — сообщил Башаров. 

В обращении регоператору предлагается предоставить клиентам возможность самим выбирать, платить ли им за вывоз по нормативам или по контейнерам, способ расчета оплаты за вывоз и публиковать ту информацию, которая предусмотрена российскими стандартами раскрытия информации.

— Мы хотим видеть, какие суммы у вас прошли, — объяснил Башаров.

И пресс-подход (так было названо заседание в ТПП) перетек пусть в небольшую, но пресс-конференцию.

Чьи интересы весомее?

Журналист KazanFirst Сергей Исичко поинтересовался у Ярлыченко, ее ли компания строит перерабатывающие комплексы.

— Мы работаем над территориальной схемой обращения с ТКО. Есть и региональная программа обращения с ТКО. Предусмотрено в восточной зоне строительство двух межмуниципальных комплексов. Один планируется в Елабуге, второй – в Лениногорске. Каждый комплекс будет включать в себя мусоросортировочный завод, участок компостирования отходов и межмуниципальный полигон. Кроме того, предполагается строительство пяти мусороперегрузочных станций, на которых будет осуществляться первичная обработка отходов, то есть часть сырья будет отсортирована там, — отвечает директор. 

На этот год защищена инвестиционная программа в части строительства только трех станций – это Агрыз, Мамадыщ и Альметьевск. Вопросы строительства остальных станций дорабатываются.

— То есть эти предприятия будут «Гринте» принадлежать? – постарались уточнить мы.

Но, видимо, Ярлыченко расценила этот вопрос как подвох.

— Давайте мы сейчас воздержимся от каких-то поспешных выводов, — так ответила глава «Гринты» и тут же соскочила на другую тему.

Бизнес начал крестовый поход против регоператоров мусорной реформы. Обещают дойти до президента Татарстана

Она вспомнила, что во вступительном слове Башаров сказал о том, что «Гринте» надо бы услышать предпринимателей. 

— Мне бы хотелось, пользуясь случаем, уточнить сказанное во вступительном слове. Все мы в рамках одного правового поля. Что значит «услышать предпринимателей»? — сказала Ярлыченко и далее вновь завела пластинку о том, что это не регоператор, а государство поставило предпринимателей в условия, которые им не нравятся. 

По ее логике получалось, что регоператору слушать предпринимателей не нужно. Слово взял бизнесмен и депутат Горсовета Челнов Руслан Нигматулин.

— Мы просим, чтобы вы нас услышали и шли с нами в решении этой проблемы. А когда мы обращаемся к властям, чтобы правильно начисляли (и мы готовы показать свои предприятия, как формируются отходы и какие нормативы нужно установить), то с другой стороны возникает «Гринта», которая в своих интересах не допускает изменений законодательства, изменения нормативов. Услышьте нас в этом, — объяснил депутат. 

Мы тут же задали Ярлыченко такой вопрос:

— 26 марта во время круглого стола вот в этом конкретно кресле сидел предприниматель, который сказал, как вы бы могли помочь бизнесу, чьи отходы вывозите. Вы могли бы раскрыть информацию о том, сколько конкретно отходов вы вывозите, какова их масса? Но вы заявляете, что это ваша конфиденциальная информация. С какой стати она конфиденциальная?!  И как правительство установит нормальные нормативы накопления, если реальных отходов оно не видит?

— Методика определения нормативов утверждена Минстроем России. Далее существует конкурс на определение компании, которая будет проводить замеры этих нормативов, — вновь начала Ярлыченко.- А что касается конфиденциальной информации, то простите — это уже мое право как предпринимателя. У меня есть положение о конфиденциальной информации, оно утверждено, оно защищено. И, наверное, у каждого уважающего себя предприятия есть такое положение. А как можно по-другому?

Бизнес должен развиваться

В разговор вступил Башаров.

— Мы вас поняли, — обратился он к Ярлыченко. — Но извините, мы молчать не можем. Подавляющее большинство из 27 тысяч бизнес-структур (в Набережных Челнах), зарегистрированных в ИФНС, ведут свою деятельность в правовом поле. За редким исключением. Они ответственны за экологию. И они готовы платить «за мусор». Но если при таких платежах за мусор люди будут вынуждены закрыть бизнес, они уйдут в серую зону. А мы заинтересованы, чтобы число предпринимателей росло, доходы росли, чтобы рабочие места создавались. Чтобы они пополняли бюджет. Очень хорошо, что вы нас слышите! Но ответы у вас стандартные и не ответили на главный вопрос: почему все кратно возросло?!

Но на вопрос Башарова стала отвечать не Ярлыченко, а представитель «Гринты» в Набережных Челнах. Она тоже попыталась уйти в сторону от прямого ответа. Мол, у регоператора большие проблемы из-за предпринимателей.  

— Вот вы говорите, что в городе 27 тысяч бизнес-структур. А договора (на вывоз ТКО) у нас заключены не более чем с 3-3,5 тысячами юрлиц. Кто-то должен взять на себя ответственность и заставить их заключить с нами договора, — говорит женщина.

Бизнес начал крестовый поход против регоператоров мусорной реформы. Обещают дойти до президента Татарстана

— Получается, сейчас 3,5 тысячи платят за всех предпринимателей? Когда остальные придут, «Гринта» готова снизить ставки оплаты, так получается? – заинтересовался Нигматулин. 

Мгновенно присоединилась Ярлыченко:

— Неправильно говорить: «Гринта» готова снизить ставки»! Есть тариф! – в очередной раз просветила она собравшихся.

— Мы будем работать над изменением нормативов в сторону их уменьшения и работать над тем, чтобы были внесены обоснованные изменения (в интересах бизнеса) в законодательство. Очень активная работа идет с депутатами в Госсовете. Мы уверены, что достучимся и до президента. Бизнес надо развивать. Не должно быть так, чтобы плата шла за вывезенный воздух. Здесь мы будем биться, — поставил твердую точку Башаров. 

Рабочая группа ТПП сейчас ждет от ведомств ответы на обращения участников круглого стола. Они определят дальнейшие действия защитников интересов бизнеса.


Читайте также: Челнинцы должны отказаться от мусоропроводов, чтобы перейти на раздельный сбор отходов


Comment section

Добавить комментарий

Войти: