ОСАГО без техосмотра: что это значит для рядовых водителей

как это скажется на стоимости «автогражданки»
При оформлении полиса предъявлять диагностическую карту станет не нужно.
Эксперты рассказали, как это скажется на стоимости «автогражданки», и стоит ли
теперь вообще проходить техосмотр.

ТО да не то

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который исключает необходимость для российских автовладельцев предоставлять в момент заключения договора ОСАГО документ о прохождении технического осмотра транспортного средства. Как ожидается, соответствующие изменения в закон о безопасности дорожного движения вступят в силу с 22 августа 2021 года, а до этого срока будут действовать старые правила. По действующему законодательству, напомним, обязательное страхование «автогражданки» осуществляется только при предъявлении действующей диагностической карты.

Впрочем, ее наличие далеко не всегда свидетельствует об исправном состоянии автомобиля. К примеру, некоторые автовладельцы ради экономии на государственном ТО зачастую приобретали полис ОСАГО в последний день действия диагностической карты, что позволяло им целый год ездить без действующего документа о прохождении ТО.

ОСАГО без техосмотра: что это значит для рядовых водителей

Кроме того, не секрет, что диагностическую карту можно приобрести и вовсе без визита в пункт техосмотра, и даже недавнее ужесточение этой процедуры не смогло устранить проблему. Так, обязательная фотофиксация транспортного средства на технической станции еще не означает, что техосмотр действительно был проведен, поскольку недобросовестные операторы ТО только фотосъемкой и ограничивались. По замыслу парламентариев, развязка ОСАГО и техосмотра призвана, прежде всего, устранить коррупцию в этой сфере и облегчить жизнь рядовым водителям.

Отсрочка не помогла

Дело в том, что введение новых правил к проведению ТО с 1 марта 2021 года привело к сокращению аккредитованных станций с пяти до двух тысяч по всей стране. В этих условиях пройти техосмотр для автомобилистов стало настоящей проблемой, из-за чего правительством было принято решение продлить срок действия диагностических карт, заканчивающийся в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, на полгода, но не менее чем до 1 октября 2021 года.

Как отмечает один из авторов законопроекта об отмене привязки техосмотра к ОСАГО, депутат Госдумы Алексей Изотов, по истечении срока действия постановления многие автолюбители столкнулись бы с проблемами при оформлении полисов из-за очередей на техосмотр, поэтому развязка этих процедур стала своевременным шагом, ведь без ОСАГО ездить категорически запрещено. Сегодня по данным различных источников по российским дорогам ездит около 2-3 миллионов «бесполисников», и если бы ОСАГО и техосмотр не разделили, нарушителей стало бы намного больше. А это чревато социальными последствиями, например, невозможностью компенсировать ущерб пострадавшим в ДТП.

— Техосмотр, который на деле проводится лишь для получения соответствующей бумаги, во все времена был, скорее, профанацией, и от его систематического реформирования с ужесточением прохождения процедуры, ситуация никак не поменялась. Владельцы автомобилей, которые проходят регламентное техобслуживание на дилерских или авторизованных станциях своих марок, не должны еще и посещать некие конторы, имеющие право найти недостатки и отказать в выдаче бумажки о техосмотре, но не имеющие возможности эти недостатки исправить. Ничего принципиально не изменится, на мой взгляд, и после отвязки ОСАГО от ТО, если только не связать техосмотр с реальным техническим обслуживанием автомобиля на СТО и не обязать операторов ТО исправлять найденные недостатки, — рассуждает руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов.

ОСАГО без техосмотра: что это значит для рядовых водителей

Дело добровольное?

Любопытно, что в МВД недавно выступили с предложением сделать техосмотр добровольным для автомобилистов – правда, не для всех. Послабления, если они все-таки будут приняты, коснутся только легковых машин, не задействованных в коммерческих перевозках, а вот для такси, грузовиков и автобусов техосмотр должен остаться обязательным. В любом случае, перспективы этой инициативы еще очень туманны, и пока необходимость прохождения ТО никто не отменял. Стоит напомнить, что отсутствие актуальной диагностической карты сегодня карается штрафом в 500-800 рублей, причем с 1 марта 2022 года он должен вырасти до 2000 рублей. Предполагается, что контроль будет осуществляться с помощью камер, и постановления будут приходить нарушителям в автоматическом режиме раз в сутки. 

В свою очередь, отсутствие техосмотра может сказаться и на стоимости «автогражданки», ведь для страховых компаний это означает дополнительные риски, а выплаты в рамках полиса будут произведены в любом случае. При этом подобные коэффициенты при расчете цены могут вводиться на усмотрение самих страховщиков, которые в рамках либерализации ОСАГО и расширения тарифного коридора получили большое пространство для маневра.

Безопасность превыше всего

Впрочем, как показывает статистика ГИБДД, на аварии по причине неисправности транспортных средств, где пострадали или погибли люди, приходится всего от 3,8% до 4,3% всех аварий соответственно. Из этих случаев причина четверти ДТП — это проблемы с шинами. На втором месте — неисправность световых приборов, а на третьем — тонировка стекол и другие модификации, произведенные владельцами машин.

По мнению партнера агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, большинство автовладельцев, которые сами управляют своим автомобилем, своевременно проходят техосмотр и техобслуживание. В России статистика аварийности по причине неудовлетворительного состояния автомобилей довольно условна, поскольку установить, что причиной ДТП является неисправное транспортное средство, можно лишь с помощью достаточно сложной и дорогой экспертизы, как правило, назначаемой в суде.

ОСАГО без техосмотра: что это значит для рядовых водителей

— Разговоры о необходимости убрать взаимосвязь ОСАГО и ТО для личных автомобилей физических лиц велись уже давно, поскольку большинство автовладельцев действительно достаточно хорошо следят за состоянием своих личных транспортных средств. По итогу система проведения техосмотра не только искусственно загнана в жесточайшие рамки, что грозило отрасли коллапсом, так она еще и тянула за собой рынок ОСАГО. После развязки «автогражданки» и техосмотра, страховщикам хорошо было бы продумать введение неких поощрений, которые будут мягко склонять водителей к необходимости проходить ТО в срок. Например, для водителей со свежим техосмотром можно предусмотреть скидки при покупке полисов, — резюмирует Моржаретто.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *