ЛДПР сохранит позиции на выборах из-за снижения поддержки «Единой России»

обвиняют в популизме
Партия либерал-демократов хочет стать второй по величине фракцией в Госдуме. Но
ее атакуют провокаторы, обвиняют в популизме, да и поддержка в Татарстане
низкая. Тем не менее шансы есть.

В преддверии думских выборов ЛДПР, как и все остальные партии, активизирует работу с избирателями и создает инфоповоды для СМИ. Звучат разные идеи – от отмены ЕГЭ и упразднения Совета Федерации до включения лидера партии Владимира Жириновского в тренерский штаб соборной России по футболу. Между тем, как мы писали ранее, партия успела несколько пострадать от недобросовестной конкуренции.

Следует отметить, что в ходе недавнего юбилея Жириновский в своей речи был крайне миролюбив, заявляя, что ЛДПР выступает за конструктивный диалог и против каких-либо революций, переворотов.

После случая с вынужденным объединением Татарстана и Марий Эл на выборах партийцы вновь подчеркнули, что выступают за открытую борьбу, без лжи и провокаций. В частности, об этом высказался на последней сессии Госсовета РТ депутат от ЛДПР (и кандидат на думских выборах) Эдуард Шарафиев.

– Я считаю, что нам необходимо провести эти выборы на высоком организационном уровне, честно, открыто, без применения черных технологий. Все политические силы, несмотря на свои амбиции и желания, должны помнить, что мы живем и работаем в Татарстане и после выборов тоже будем тут жить. Нам необходимо сделать все, чтобы эти выборы прошли без каких-то нареканий, в том числе из федерального центра.

Однако либерал-демократы также заявили, что готовы жестко и бескомпромиссно отстаивать свои интересы и голоса своих избирателей. И это ясно слышалось в продолжении выступления Шарафиева.

ЛДПР сохранит позиции на выборах из-за снижения поддержки «Единой России»

– Партий на выборах будет много, у нас и в Госсовете партий много представлено. Есть и предприниматели, которые к олигархам отправляются за деньгами, но получают отказ. Есть социалистическая партия, из осколков собранная. Есть большая партия, от которой уже устали избиратели. Есть коммунисты, которые развалили две страны – великую Российскую империю и Советский Союз. И еще Ельцин, который чуть не пропил Россию, – перечислил Шарафиев. – Есть партия, которая на политическом олимпе уже 30 лет, и она зарекомендовала себя как партия, защищающая обычного, народного человека и защищающая интересы Российской Федерации. Это ЛДПР.

Позднее парламентарий, по нашей просьбе, прокомментировал свою речь в Госсовете.

– Я призвал представителей разных партий провести выборы честно, без использования «черных технологий». В моих словах не было жесткой критики в адрес других партий. Просто они были произнесены в той тональности, которая соответствовала политическому моменту – предстоящей избирательной кампании, – подчеркнул он.

Шарафиев указал, что позиция Владимира Жириновского и партии в целом всегда отличалась актуальной повесткой.

– Жириновского принято считать очень информированным человеком, который также тонко чувствует настроения избирателей. Он может нравиться или нет, но никто не сможет отрицать его огромного политического опыта, который позволяет ему удерживаться на вершинах российской политики уже более 30 лет, – напомнил собеседник.

Что касается самой предвыборной повестки, по многим принципиальным вопросам позиция ЛДПР остается неизменной уже много лет, отметил он. Партия всегда ставила во главу угла интересы России и граждан. Например, либерал-демократы всегда выступали против активной помощи, зачастую безвозмездной, зарубежным странам.

ЛДПР сохранит позиции на выборах из-за снижения поддержки «Единой России»

– ЛДПР выступает за снижение бюрократизма и сокращение чиновничьих и депутатских структур. Например, в нашей программе предлагается сократить численность депутатского корпуса Госдумы до 300 человек, а также распустить Совет Федерации, так как по факту, он дублирует функции Госдумы. При этом критики ЛДПР утверждают, что Совет Федерации как орган власти отражает федеративный характер нашего государства. Формально может быть и так. Но на деле деятельность Совета Федерации почти незаметна. Много ли найдется людей, которые смогут вспомнить фамилию своих сенаторов? Из членов Совета Федерации подавляющее большинство вспомнит только председателя Валентину Матвиенко, и все. Это означает, что члены Совета Федерации не выполняют своих прямых функций, их никто не знает. Хотя этот орган считается представительным, – говорит Шарафиев.

На предстоящих выборах в Госдуму ЛДПР ставит целью стать второй фракцией по количеству депутатов. Шарафиев считает, что в масштабах страны эта цель вполне достижима.

– В Татарстане более сложная ситуация, и мы понимаем это. Поэтому мы не ставим сверхзадач. Но мы намерены значительно улучшить показатели предыдущих выборов, – поделился депутат. – Что касается ключевых проблем России и Татарстана в частности, то я бы не стал отделять нашу республику от всей страны, поскольку основные проблемы носят общий характер. Это падение уровня жизни, рост цен, это угроза коронавируса и связанные с этим многочисленные проблемы для людей как медицинского характера, так и экономического. И наша партия выступает за то, чтоб борьба с пандемией шла не в ущерб карману наших избирателей.

Кандидат политических наук доцент кафедры политологии КФУ Виктор Сидоров считает, что у ЛДПР есть свой, довольно узкий, электорат, на который партийцы и транслируют свою повестку.

ЛДПР сохранит позиции на выборах из-за снижения поддержки «Единой России»

– Люди, которым нравится лидер партии, плюс протестный электорат, который против «Единой России», но им не нравится и КПРФ. Они выступают за сильное государство, антизападную внешнюю политику и поддержку беднейших слоев населения, – отметил Сидоров.

При этом он указывает, что в Татарстане сильны позиции «Единой России», поэтому ЛДПР здесь обладает низкой поддержкой.

– Традиционно Татарстан – это передовой регион в социально-экономическом развитии, так что здесь оппозиционным партиям сложно бороться за высокие проценты. И ЛДПР – не исключение. Поэтому я думаю, что из татарстанских кандидатов в Госдуму не пройдет никто, – прогнозирует эксперт. – Что касается России, они получат результат около 7-10%.

К слову, собеседник согласен с прогнозом о том, что Жириновский вскоре покинет пост главы партии, однако, по его мнению, это произойдет не на этих думских выборах, а на следующих – через пять лет.

– Партия зависит от Жириновского очень сильно, его харизма и известность дают партии львиную долю поддержки. Думаю, что пока лидер с партией – ее влияние сохранится, – поделился Виктор Сидоров.

Профессор, доктор политических наук, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ Владимир Беляев считает, что ЛДПР имеет слишком невнятную повестку дня: от ультраправой, где прослеживается и русский национализм, до социальной ориентации, которая сводится к популизму. Поэтому достаточно сложно определить, как партию воспринимает народ. Беляев описал средний портрет избирателя ЛДПР – это в основном русские, проживающие в средних и малых городах, имеющие среднеспециальное образование. Кроме того, он указал, что ЛДПР – маскулинная партия и большинство ее избирателей – мужчины.

ЛДПР сохранит позиции на выборах из-за снижения поддержки «Единой России»

– Что касается нашей республики, то у нас негативное восприятие этой партии. Поэтому, по моему мнению, ей ничего не светит в нашей республике — она наберет не больше 1-3%, – прогнозирует эксперт.

Это связано с некоторыми высказываниями Жириновского относительно национального вопроса, которые, будучи вырванными из контекста, были восприняты в штыки. Также играют немалую роль и предложения относительно федерализации, которые ЛДПР продвигает до сих пор.

– Фактически Жириновский предлагает ликвидировать смешанную двухканальную систему образования субъектов федерации, одни из которых строятся на этнической основе, другие на исторической. Он предлагает оставить только исторические основания. А это не может устроить не только руководство, но и население республики, – подчеркнул он.

Мы задали вопрос касательно куратора Татарстана от ЛДПР Ярослава Нилова, который регулярно приезжает в республику, посещает районы и общается с людьми – сможет ли он повлиять на результаты выборов и создать более позитивный имидж партии в регионе. Беляев счел, что Нилов вполне способен повлиять на мнения людей, но не на результаты выборов.

ЛДПР сохранит позиции на выборах из-за снижения поддержки «Единой России»

– Результаты формируются избиркомами, а те ЛДПР нигде не пропустят. В любой двухканальной системе федерации опасными и конфликтогенными являются именно этнические регионы: Квебек в Канаде, Страна Басков и Каталония в Испании, Валлония и Фландрия в Бельгии… Но, тем не менее, менять то, что складывалось десятилетиями, нельзя ни в коем случае. Более того, и укрупнять этнические регионы тоже нельзя, – убежден собеседник.

Вместе с тем, он уверен, что в целом по России результаты будут совсем иными и ЛДПР без труда преодолеет 5%-ный барьер.

– Популизм пышет ярким цветом, особенно перед выборами, когда они становятся очень радикальными – и лидер партии, и все остальные. Интересно, кстати, посмотреть, как за ЛДПР проголосуют в Хабаровске, – отметил Беляев. – Я считаю, что их фракция сохранится, и для них это уже здорово. Все потому, что электорат сдвигается влево из-за ряда решений правящей партии, и электорат становится протестным. А протестные избиратели будут выбирать кто ЛДПР, кто «Справедливую Россию», кто КПРФ или «Коммунистов России». То есть будут левые партии и популисты как ЛДПР. 

Политолог Руслан Айсин обратил внимание, что ЛДПР – это партия одного человека, ее основателя и лидера Владимира Жириновского. И идеология партии во многом выстроена вокруг его риторики.

– То есть, упрощая политический дискурс, можно сказать, что некие цитаты и высказывания Жириновского – это и есть идеология этой партии. То есть ЛДПР спокойно может издать цитатник Жириновского (как это в свое время было с цитатником Мао) и использовать его в качестве идеологического инструмента, – сказал эксперт. – Конечно, это некий упрощенный взгляд. ЛДПР занимает некую политическую нишу и старается придерживаться некого курса. Прежде всего, это жесткий антилиберализм, строгое следование националистической идее. Во время очередных выборов в Госдуму ЛДПР вышла с простым лозунгом: «Мы за русских, мы за бедных».

Он отметил, что ЛДПР набирает хорошие проценты не только в депрессивных регионах. Айсин рассказал, что в 2011 году работал на выборах в ХМАО и к своему удивлению обнаружил, что ЛДПР там заняла первое место в местных органах власти, в местных ЗАКСах.

ЛДПР сохранит позиции на выборах из-за снижения поддержки «Единой России»

– Я разговаривал с людьми, не с маргиналами, а с теми, кто имеет свой бизнес, спрашивал, чем же их привлекает ЛДПР, почему они за них голосуют? Мне ответили, что Жириновский активно борется за то, чтобы вернуть «северный коэффициент», который был в советское время, – пояснил политолог. – То есть он четко улавливает некие настроения, хотя понятно, что это было не в силах ЛДПР. Но люди всегда хотят надеяться на хорошее. То есть Владимир Вольфович имеет, бесспорно, политическое чутье.

Собеседник уверен, что ЛДПР будет вновь на этих выборах использовать ту же политическую риторику, апеллировать к националистическому электорату, говорить о том, что необходимо укреплять государство.

– Но стоит особо подчеркнуть, что за последнее время электорат партии сильно поредел, потому что на этом политическом фланге появились конкурирующие структуры. Партия Прилепина, например, во многом копировала и пересекалась с ЛДПР. Есть и другие аналогичного типа движения. Поэтому Жириновскому будет сложнее. Он не молодеет (ему уже 75 лет) и уже не так активен, не так энергичен. Раньше он фактически вытаскивал на своем горбу всю предвыборную кампанию: проезжался по России на своем знаменитом агитационном поезде, встречался с людьми, заряжал их. Они голосовали, по сути, именно за него и его неистово простые речи, в интонациях которых люди получали то, что они хотели, – рассказал эксперт.

Сейчас это делать все сложнее и сложнее. По мнению Айсина, Кремль заинтересован в том, чтобы оттеснить ЛДПР на периферию политики. Такие попытки были, когда ЛДПР пытались снять с выборов в 1999 году, когда решался вопрос с преемником Бориса Ельцина.

– Кремль делал ставку на единство и хотел отщипнуть электорат ЛДПР. Нашли какие-то недочеты в документах ЛДПР при сдаче их в ЦИК. Глава партии подсуетился и вместо ЛДПР зарегистрировали «блок Жириновского». Развесили баннеры по городам и весям о том, что «блок Жириновского» – это ЛДПР. И тогда со скрипом партия прошла в Госдуму, едва преодолев 5%-ный барьер. Всем казалось, что звезда ЛДПР закатилась, но оказалось, что нет, – вспоминает собеседник.

Также он указывает, что скандал с Фургалом тоже весьма негативно отразился на имидже партии – электорат считает, что Жириновский не защитил своего однопартийца. На Дальнем Востоке, где он набирал очень много голосов, люди начали массово выходить из партии. Это серьезно подточило уровень поддержки, потому что как раз Дальний Восток и частично Сибирь хорошо за него голосовали.

— Я думаю, что в Татарстане позиции ЛДПР не претерпят каких-то существенных изменений. Республика традиционно не доверяет партии Жириновского за его некорректные высказывания в отношении татар и Татарстана. Это у него часто бывает, когда он то хочет отправить татар в Монголию, то обрушивается на Татарстан с критикой, говоря, что тот пухнет, зажрался и так далее, – отмечает Айсин. – И, конечно, позиция казанского Кремля достаточно ясна – ЛДПР особо не давать развернуться. Возможно, что партия наберет искомые 3-5%, но не думаю, что цифры будут какими-то значительными. Хотя и сама ЛДПР не стремится бороться в Татарстане, потому что не видит смысла бросать сюда ресурсы. Да и нет социальной базы для ее поддержки. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *