по мотивам фильма или сериала. На примерах разбираем, чему отдать предпочтение.
Часто нам лень читать какую-то книгу и мы предпочитаем посмотреть ее экранизацию. Но идеальных визуальных копий не бывает. Хорошо, если в фильме изменили мелочь, а что, если полностью поменялась вся авторская задумка?
В этом материале я хочу проанализировать те экранизации, которые успела посмотреть, и сравнить их с книжным оригиналом.
«Анна Каренина», Лев Толстой
Честно, было страшно начинать читать книгу. Сами понимаете, Лев Николаевич писатель серьезный. Но теперь роман в списке моих любимых. Читалось очень легко, увлекательно и быстро, хотя, честно сказать, персонаж Анны Карениной не вызвал у меня бурного восторга. Я понимаю и ее истерики, вспышки ревности, отчаяние – до всего этого ее довело положение. Но я решительно не принимаю ее отношения к своим детям – как к Сереже, сыну от мужа Алексея Каренина, так и к Ане от Вронского. Первого она бросила без особых угрызений совести. Да, были какие-то мучения, но разве это ее оправдывает?
К малышке Ане она не испытывает совсем ничего. Когда девочка тяжело заболевает, она рвется к Вронскому из чувства ревности и готова оставить собственного ребенка на чужих людей. Чувствуется, что она не хочет быть этому мужчине ни женой, ни матерью их детей, а лишь любовницей, хотя тот желает полноценную семью. И даже когда Анна бросается под поезд, она не думает о детях. Оба ребенка останутся с Карениным, потому что Вронский не имеет никаких прав на дочь.
В фильме 2012 года все было как-то иначе. Я бы даже сказала, откровеннее. Кира Найтли в роли Анны Карениной бесподобна, но мне будто не хватило стыдливости. В России того времени вряд ли были позволены настолько откровенные взгляды, движения и уж тем более Толстой не описывал постельные сцены настолько красочно.
Хочется сказать фразу «Американцам не понять глубокую русскую душу», но экранизация мне более или менее понравилась. Особенно постарался композитор. Да и вся композиция построена интересно: на протяжении фильма видно, как меняются декорации. Правда, многим критикам именно это и не понравилось, мол, напоминает какой-то балаган.
Почему-то именно в фильме уважение у меня вызвал Алексей Каренин, который пытался спасти жену от общественной казни. А вот Вронский сплоховал — да, милый, смазливый паренек, но мне чего-то так и не хватило в актере.
«Унесенные ветром», Маргарет Митчелл
Несмотря на то, что это один из самых старых фильмов в моей подборке, он остается самым лучшим. Во-первых, благодаря своей достоверности – многое в ленте сходится с оригиналом. Особенно персонажи, они именно такие, какими я их себе представляла при чтении.
Длительность «Унесенных ветром» четыре часа, но это вполне логично, потому что роман охватывает большой временной отрезок – от самой юности главной героини Скарлетт О`Хаара до ее зрелости. Весь сюжет описывает, как красавица пытается выжить во время Гражданской войны в США, при этом в ее жизни случаются и замужества, и роды, и драма.
Скарлетт — очень противоречивый персонаж. Большинство считают ее эгоистичной, лицемерной красоткой, которая по головам пойдет. Но есть одна деталь – по головам она пойдет не только ради себя, но и ради других. Стоит только вспомнить, как она нянчилась с Мелани – женой мужчины, которого она любит. А ведь могла запросто бросить под забором и окончательно заполучить Эшли. Кстати говоря о нем, ее герое-любовнике. Выбор актера — полный провал. В книге это белокурый мечтательный юноша двадцати лет, но в фильме это почему-то взрослый дядька чуть ли не с залысинами.
А вот если брать Ретта Батлера, мужчину, который действительно был создан для нее – это до сих пор мечта большинства девушек. Обаятельный, харизматичный, с нотками наглости и самоуверенности, у него есть еще и такие черты, как нежность и доброта. Я весь фильм наблюдала за ним и искренне не понимала, откуда берутся такие восхитительные мужчины. Жаль, что их история закончилась так печально.
«Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Мне кажется, я могу часами говорить о визуале этой экранизации! Один из самых красивых фильмов, которые я видела. Леонардо ди Каприо в главной роли, костюмы, декорации, музыка Ланы Дель Рэй – все здесь прекрасно. После просмотра «Гэтсби» я дала себе слово, что когда-то обязательно побываю на вечеринке в таком стиле: повязки на голову с перьями, блестящие платья, огромные украшения, ретро-автомобили. Кстати, именно из этого фильма взят мем с ди Каприо и бокалом.
Однако здесь столько мишуры, что можно не увидеть истинный смысл. Все шикарные вечеринки Гэтсби закатывает лишь для одного человека – Дейзи. Но та не желает бросать своего мужа Тома, несмотря на то, что тот грубиян и изменщик. А все потому, что девушке важно положение в обществе. Ей понятно, что Джей стал богатым не совсем законно и союз с ним будет не таким элитным, как хотелось бы. Для юных девчушек такая история любви может показаться романтичной, признаюсь, даже я плакала на моменте, где Дейзи порвала жемчужные бусы и хотела отменить свадьбу. Но если вдуматься, то какая же это любовь? Скорее всего, их союз в будущем был бы все равно обречен.
Да и конец вполне логичный, хотя и грустный: Гэтсби убивают прямо возле собственного дома, а на похороны приходит лишь его друг Ник.
«Бойцовский клуб», Чак Паланик
Тут уже совсем другая эстетика – кровь, синяки, ссадины, человеческий жир. Но есть еще и красавчик Брэд Питт.
Эту книгу нам задали читать в университете примерно на втором курсе и, честно скажу, вначале я не совсем поняла ее. Думаю, для нее каждому нужно созреть. В целом идея в книге и фильме одна и та же. Отличаются лишь детали – места, обстоятельства. Насчет концовки возникали целые споры. Дело в том, что в книге главный герой встретился с богом и беседовал с ним. А может, он был просто в психбольнице, этого мы уже не узнаем. А в фильме рассказчик стоит, держа за руку Марлу и наблюдая, как взрываются заминированные здания за окном. После выхода ленты Чак Паланик признал, что задумка режиссера Дэвида Финчера даже интереснее.
Мне кажется, что это один из самых непонятных и загадочных произведений последних десятилетий – что книга, что фильм. Во-первых, критики до сих пор спорят о посыле, во-вторых, сколько бы я не перечитывала или не пересматривала, всегда воспринимается по-разному. Но для меня смысл заключается в том, что нужно иногда остановиться и посмотреть по сторонам, не пытаясь продвинуться по карьерной лестнице или окружить себя бессмысленными вещами. Как бы сказал Тайлер Дерден, лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу.
Читайте также: Манга и книги с нетрадиционной любовью: что читает молодежь
Comment section