Платная трасса в Татарстане: зачем она нужна республике?

В Татарстане
В Татарстане, в довольно позитивном с точки зрения дорог регионе, в 2024 году
планируют открыть первую платную трассу. Разбираем по пунктам, кто и на каких
условиях реализует проект, во сколько он обойдется бюджету и частным структурам,
а также что принесет автовладельцам — и принесет ли вообще.

Что такое платная дорога

Собственно, ответ в названии — это дорога, за проезд по которой необходимо платить. Однако дело не ограничивается шлагбаумами на въезде и выезде (хотя контрольные пункты, само собой, есть). Подобные трассы часто допускают более высокую разрешенную скорость и имеют удобную трассировку, чем бесплатные альтернативы, что позволяет сократить время в пути. Кроме того, подобные участки магистралей предполагают и повышенный уровень комфорта как с точки зрения качества дорожного покрытия, так и инфраструктуры. Например, вдоль магистрали могут быть удобно расположены заправочные станции, места для отдыха и туалеты.

Насколько это законно

В России принципы эксплуатации платных дорог регламентируются целым пакетом нормативных актов, включающих постановления правительства и федеральные законы. В Татарстане документ, утверждающий порядок взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, был принят Кабинетом министров в ноябре 2021 года.

Что нам стоит, платную трассу построить

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики примерно тогда же заявляли, что принятие подобного нормативного акта было обусловлено необходимостью соответствовать федеральному законодательству. И пока платные дороги в Татарстане отсутствуют, вводить плату на региональных трассах не планируется.

Что за проект реализуется в Татарстане

В апреле 2021 года компания «Автострада» (входит в группу «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова) с частной концессионной альтернативой о создании и эксплуатации автомобильной дороги Алексеевское — Альметьевск обратилась в Минтранс Татарстана. В декабре того же года это соглашение было заключено.

«После проведения в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» необходимых процедур, а также в связи с тем, что в установленный срок заявки о готовности к участию в конкурсе от иных лиц, соответствующих требованиям, не поступили, принято решение о заключении концессионного соглашения с АО «Автострада», — пояснили в министерстве.

По данным открытых источников, АО «Автострада» зарегистрировано в Альметьевске в апреле 2005 года. Основной вид деятельности связан со строительством автомобильных дорог и автомагистралей. Генеральный директор — Ренат Уткин. По итогам 2020 года выручка организации составила 17,56 млн рублей, чистая прибыль за тот же период — 3,78 млн рублей.

Что нам стоит, платную трассу построить

Срок действия концессионного соглашения составит 99 лет. На этот срок компания получит возможность эксплуатировать трассу в обмен на реализацию проекта в рамках государственно-частного партнерства, а затем магистраль перейдет в собственность государства.

Технические характеристики и цена 

Протяженность дороги Алексеевское — Альметьевск составит 145 км. Магистраль войдет в состав платной трассы Шали — Бавлы длиной 299 км, которая пройдет от пересечения с трассой М7 «Волга» до трассы М5 «Урал».

Магистраль Алексеевское — Альметьевск будет иметь первую «А» техническую категорию, четыре полосы движения с разделительной полосой. Максимальная скорость движения составит 150 км/час. Прогнозная интенсивность движения составляет 12 тысяч автомобилей в сутки. Стоимость проекта — 83,7 млрд рублей, из которых 30,6 млрд рублей — средства федерального бюджета, 29,9 млрд рублей — республиканского. Еще 23,1 млрд рублей — частные инвестиции.

— О чем мы всегда мечтали – то, что участок трассы Шали — Бавлы Алексеевское — Альметьевск получил федеральную поддержку. В следующем году будет выделено 5 федеральных миллиардов рублей, 3,3 млрд – из бюджета республики. Эта дорога всегда была очень востребованной, — комментировал президент Татарстана Рустам Минниханов в декабре 2021 года.

Завершить строительство первой платной дороги в Татарстане планируется в 2024 году.

Зарубежный опыт

Хотя впервые легализовать платный проезд по автобанам пытались президентским указом еще в 1992 году, в России платные трассы пока не слишком распространены. Из примерно 1,5 млн км магистралей общего пользования платными на начало 2021 года значились лишь около 1,5 тысячи км дорог. Во многом благодаря тому, что законодательство допускает строительство подобных участков только при наличии бесплатных альтернативных маршрутов.

За рубежом подобные проекты реализуются чаще. В США распространен механизм передачи государственных дорог в аренду, а при строительстве платных дорог частные инвестиции составляют порядка 35%. Во Франции порядка 11 тысяч км платных дорог, из которых более восьми тысяч находятся в частном управлении. Платные дороги есть в Великобритании, ЮАР и Чили.

У нас

Самыми крупными платными трассами в России являются М11 «Нева» (610 км), М4 «Дон» (шесть участков суммарной протяженностью 844 км), ЦКАД. Платные дороги есть в Псковской области, Удмуртии и Рязани. В 2021 году максимальный тариф составлял 3,65 рубля за километр, однако в министерстве транспорта обсуждалась инициатива поднять ценник до пяти рублей на действующих трассах и до восьми рублей — на новых. Плюс — отдельна плата за проезд по платным искусственным дорожным сооружениям (мостам, путепроводам, тоннелям). На дорогах же, построенных по концессии, тариф регулируется отдельно и может быть значительно выше.

Что нам стоит, платную трассу построить

Казалось бы, за высокий прайс и качество услуг должно быть соответствующим. Но, например, в 2020 году широко обсуждались проблемы вокруг трассы М11. Трасса за 520 млрд рублей, из которых 370 млрд рублей — бюджетные, была передана в концессию. При том, что поездка из Москвы в Санкт-Петербург по тогдашним ценам обходилась в более чем 2,5 тысячи рублей, аудиторы отмечали, что на участке мало автозаправочных станций, а на одном промежутке и вовсе нет освещения. Кроме того, концессионные соглашения зачастую предполагают компенсацию недополученного дохода из бюджета оператору магистрали. Которые могут порой превышать затраты на ремонт существующих бесплатных дорог.

Другими словами, первые опыты передачи «дорожного вопроса» на аутсорсинг в России оказались не самыми выгодными. Государство так или иначе вкладывается в реализацию проекта. А затем прибыль получает коммерсант, который вроде бы должен заниматься и дальнейшим развитием трассы. Только насколько частные структуры заинтересованы во вливаниях в то, что и так приносит прибыль, — вопрос открытый.

Что думают татарстанцы

В социальных сетях новость о появлении платной трассы в Татарстане восприняли по-разному. Михаил Пушкин считает, что «дороги должны быть бесплатными» и «полностью лежать на балансе государства». С ним не согласен Марат Салимгареев.

— Проще на «платке» проехать, чем стоять в пробках с остальными, — утверждает он.

Ягфар Фазлыев тоже не слишком позитивно оценивает схему концессии и государственно-частного партнерства.

— К ЧМ по футболу строились стадионы за счет государства. А сейчас эти стадионы стали частными. Так же будет с дорогами. Строит государство, а деньги будут ложиться в карман олигарха, — рассуждает он.

Что нам стоит, платную трассу построить

Эмиль Зиганшин считает, что татарстанцы вовсе на себе не почувствуют появления новой трассы, так как в Альметьевске и окрестностях не так много жителей, а сама магистраль «скорее для желающих быстрее выехать на московское направление транзитных водителей».

— У нас привыкли ездить бесплатно. Если будет платная, то дорога будет как музей динозавров. Разве что посмотреть придут, — высказывается по поводу востребованности платной дороги Ильгизар Шаймарданов.

Приводят татарстанцы в соцсетях и нехитрые расчеты на тему «кому это выгодно». Даже при демократичной минимальной цене в 8 рублей за километр, стоимость проезда всего участка составит 1 160 рублей. Умножив это на предполагаемый трафик в 12 тысяч авто в сутки, можно получить и суточный доход компании-оператора — около 14 млн рублей. Еще одно нехитрое алгебраическое действие позволяет обозначить годовой доход — 5,1 млрд рублей. Которые за 99 лет концессии превращаются в 503 млрд рублей выручки. Что значительно превышает не только объем вложений частного инвестора, но и даже саму стоимость проекта с бюджетными вложениями.


Читайте также: Правительство хочет объединить ПФР и ФСС. Звучит красиво, но пенсии не вырастут


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *