Пригородные территории Татарстана находятся на грани инфраструктурного коллапса

Власти республики считают
Власти республики считают, что дело в жителях, которые не прописываются в
частных секторах. Последние же называют это отговорками, чтобы не развивать
поселки.

Председатель комитета Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин на одном из последних заседаний поднял проблему развития поселков в республике. В качестве примера он привел пригород Челнов. По его словам, на данный момент там проживают около четырех тысяч человек, при этом зарегистрированных жителей всего несколько сотен. В результате поселки находятся на грани инфраструктурного коллапса, так как все градостроительные нормы исходят именно из количества зарегистрированных. Также это повлияет на проектирование генплана автограда.

Тыгин подчеркнул, что проблема формируется на глазах и если её не решить, людям в республике придется жить в условиях устаревших градостроительных норм.

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

Журналист KazanFirst Ангелина Самцова узнала, что думают сами жители поселков под Челнами о словах Тыгина.

«Суар»

Председатель ТОС «Суар» Анвар Тагиров поделился, что количество жителей, которые зарегистрированы и просто проживают, идет примерно в соотношении 50:50. По мнению собеседника, причины в нежелании регистрироваться разные: некоторые не хотят возиться с бумажной волокитой, так как это довольно долгий процесс, кто-то живет раздельно — жена может жить в городе, а её супруг в поселке.

— Есть у нас пенсионеры — они уже просто не хотят регистрироваться. Молодежь прописалась, а те, которые покупают, они уже не прописываются, — рассказал он.

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

Однако на развитие инфраструктуры в поселке такие индивидуальные случаи не влияют. Тагиров также добавил, что строить детский садик и школу в «Суаре» нет необходимости — нужные учреждения находятся рядом в Сидоровке.

— Дороги нужны — вот самое главное. Сейчас данный вопрос решается, асфальт собираются проводить по одной из улиц, — сообщил председатель ТОС. — Вопрос по канализации так же решается, идет проектирование.

Один из жителей поселка, у которого не вся семья прописана на участке, говорит, что часть проживает в городе.

— То, что школы нет, — это плохо. Однако мы понимаем, что при нынешней реальности жизни это невозможно, — ответил житель, добавив, что детская площадка в «Суаре» пустует (придут малышей 15 — уже толпа), занимаются больше пенсионеры. — Поселок старый, тут одни пенсионеры. Дорог то нет нормальных. Если дороги не сделаны, элементарные условия — интернет провели два года назад, то какие школы? Для кого делать?

По его мнению, все зависит от целенаправленности властей города — зачем властям вкладывать деньги в какой-то поселок? 

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

По словам горожанина, на количество зарегистрированных больше смотрят в новых микрорайонах, где больше молодых семей и есть острая необходимость в школах и детских садах. В поселке «Суар» детей точно не наберется на целую школу, в отличие от целого комплекса. 

Однако челнинец считает отсутствие инфраструктуры из-за нехватки зарегистрированных жителей в пригороде всего лишь отговоркой.

Азьмушкино

Марат Латыпов рассказал, что в своей семье на участке прописан один.

— Почему другие не прописаны? Есть свои причины — чисто социальные, денег не хватает, выбираем, где субсидии получить. У нас сейчас многодетная семья, думаем, где получить участок. Жизнь сейчас не такая простая, — поделился местный житель.

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

Супруга Латыпова находится в декретном отпуске, в семье растут трое детей. Самому младшему — 2,5 года. Двое ребят ходят в начальную школу, точнее, их отвозят каждое утро в Челны на машине.

— Грязь. Таксисты не едут. И вот по очереди с соседями решаем вопрос, кто отвезет, кто привезет. Не получается — такси заказываем, все равно кто-то да приезжает, — рассказал собеседник о сложностях жизни в пригороде.

По его словам, некоторые соседи строятся по шесть лет и параллельно приезжают в село как на дачу. 

— «Марат, зачем я буду строиться? Ничего же нет», — озвучил фрагмент из диалога с соседями Латыпов, в качестве ответа на вопрос, почему жители не прописываются в пригородах. — Нам здесь не сладко. У кого есть малые дети, вообще не сладко, ведь их надо возить. От меня школа должна быть в 150-200 метрах. Целое поле стоит под школу и под садик. Представьте, диаметр нашего поселка — три километра. Даже если учреждения будут в центре, с окраин будут полтора километра ходить по грязи, может, на машине проедут. 

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

Собеседник считает, что в основном люди не прописываются потому, что еще не достроились. 

— Очень много недостроенных. А тот, кто уже живет, — в большинстве, они прописываются. Основная часть тех, кто не прописан, — это те, кто не достроился, — прокомментировал он и добавил от себя. — Мы, горожане, не рассуждаем, где нам прописаться. Мы прописываемся там, где нам выгоднее. Мы ищем выгоду. Но власти не должны считать это причиной для того, чтобы не налаживать инфраструктуру. Мы не должны гарантировать строительство детских садов своим участием в прописке. Что это вообще такое? Откуда такое мнение берется, не знаю. 

Латыпов отметил, что нет законов, обязывающих и указывающих горожанам, где прописываться.

— Это наше право — прописаться там или здесь или вообще не прописаться, — подчеркнул спикер.

Всего две составляющие

Заслуженный архитектор России и Татарстана Вячеслав Нилов считает, что данную проблему можно решить, создав совершенно простые и понятные составляющие условия для жизни горожан – освещение и дороги.

— Если в пригородах будет организовано, отремонтировано и реконструировано освещение, если там будет светло, люди будут чувствовать, что находятся в цивилизации. Они привыкнут к свету, а не мраку и темноте. Сейчас, если заехать в любой поселок, там просто мрак. Ладно если летом, в сухую погоду, а если в распутицу и темное время, то это просто кошмар! Отвратительно обстоят дела с освещением, — отметил собеседник.

Нилов подчеркнул, что отговорки, связанные с затратами и сложностями реконструкции и подключения освещения, не имеют смысла.

— Это совершенно не так. Восстановить и придать поселению светлый, привлекательный вид стоит не дорого. Это, скажем так, весьма скромные затраты, — замечает он.

Второе условие – дороги. По словам спикера, в пригороде их либо нет, либо они находятся в негодном состоянии.

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

— Я вспоминаю жизнь в нефтяном крае – Бугульма, Азнакаево, Альметьевск, Зеленогорск, Карабаш. Насколько комфортно там передвигаться. Там к каждой малозначительной скважине — асфальтированная дорога, — отметил архитектор. – Вот там чувствуешь себя, грубо говоря, как в Америке, цивилизованном мире. 

Собеседник отметил, что стандартные требования к сельским дорогам значительно проще и ниже, чем к дорогам республиканского или федерального значения. Следовательно, их стоимость не такая высокая. 

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

— Если бы государство, руководители районов озадачились всего двумя составляющими комфортной жизни – дорогами и освещением, то люди бы стали жить в этих пригородах на постоянной основе. В жизни на частных секторах много плюсов: комфортнее поставить машину на своем участке, можно что-то посадить, отдохнуть на природе. Это удобнее, чем мытариться в городе, — прокомментировал Нилов. – А поскольку этого первоочередного и обязательного комфорта нет, то горожане маются в рабочие дни в городах. И только в выходные дни выезжают в пригород. 

Такой вид жизни вызывает неудобство – люди мечутся между двумя домами.

— Я проехал пять тысяч километров по Юго-Востоку Америки — там люди живут только в пригодах. В городах, многоэтажках только работают, — поделился собеседник.

Архитектор отметил, что если власти займутся двумя базовыми вещами, остальное жители сделают сами.

«Это наше право - быть прописанным там или здесь, или может быть вообще не быть прописанным»

— Самое простое – освещение, чуть посложнее, но достижимое – это дороги. Все остальное люди сделают сами без всяких принуждений, — акцентировал спикер. (Проблему оттока молодежи Челнов и удобствах жизни на частных участках мы подробно обсуждали с Вячеславом Ниловым в предыдущем интервью).

Нилов также считает ошибочным решение о принятии закона, отменяющего органы местного самоуправления.

— Это глубочайшая ошибка, — прокомментировал он. – Все равно придет время и этот закон отменят. Во всем мире люди самоуправляются. В поселениях у них своя власть — ни вышестоящая, ни центральная, они сами собой управляют.

В подтверждение своих слов эксперт привел статистику опроса в Норвегии. 59% опрошенных жителей не назвали фамилию премьер-министра, но 100%-но сказали, кто у них председатель.  


Читайте также: «Основная проблема нового генплана Челнов — подход из далеких 70-х»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: