«Шильнинского леса лет через 20 может не остаться»

Жители коттеджного поселка Боровецкий в Набережных Челнах вступили в перманентную (непрерывную) борьбу за спасение уникального леса.
Жители коттеджного поселка Боровецкий в Набережных Челнах вступили в
перманентную (непрерывную) борьбу за спасение уникального леса.

Старожилам Челнов он известен как «Столетний парк». 

— Мы с лидером экодвижения «Народная инициатива» Артемом Леоновым решили отправить президенту Рустаму Минниханову обращение, а к нему приложить 987 подписей жителей города и Тукаевского района, которые были собраны под обращением к Путину еще в 2020-м году. Если должной реакции не будет, то мы сейчас собираем по поселку подписи под обращением уже к депутатам Госдумы и Госсовета. Мы не остановимся! – говорит жительница и активистка Боровецкого Елена Гаджимахмутова.

Чтобы понять почему людей в коттеджном поселке, в городе и в районе так волнует 211 гектаров лесного массива, нужно вспомнить как и зачем возник этот «парк» и что он сейчас собой представляет. 

Вначале 20-го века на месте этого парка была по-сути голая земля. Пески. И ежегодно жители деревень Большая и Малая Шильна страдали о того, что в ветренную погоду их дома буквально заносило песком. Случалось, по крышу. Вот почему по решению схода жителей  названных деревень решено было песчаные земли засадить деревьями. Прежде всего соснами. И начиная с 1903-го года студенты Бикляньской лесной школы несколько лет засаживали пески деревьями. Именно поэтому в конце 20-го века местные жители и называли обширную посадку «Столетним парком». 

В 2019-м году летом заместитель директора Национального парка «Нижняя Кама» по науке Юлия Лукьянова вместе со студентами и аспирантами Казанского федерального университета обошли всю территорию «парка» тщательно ее изучили и выяснили, что «Столетний парк» давно не парк, а полноценный лес. И какой!

— Кучу краснокнижных видов растений нашли! – эмоционально говорила Лукьянова. — Например, мы нашли паун годичный. Вообще редко встречается! Нашли занесенный в Красную книгу Татарстана лишайник «Цетрария исландская». В республике это всего третья находка, два раза цетрарию мы находили у себя в Национальном парке. Нашли весь ряд грушанок, среди них есть грушанка малая и грушанка зеленоцветная, которые в Красной книге остаются. Кроме этого, специалисты насчитали 24 вида кустарников, большинство из которых чисто лесные, ни в каких рукотворных парках они не произрастают. Это, например, ракитник русский, жимолость, кизильник черноплодный (был в первом выпуске Красной книги Татарстана в 1996-м году) и даже можжевельник. 

— Есть беглецы из садов и огородов садоводов! – отметила еще одну уникальную особенность естественного леса в Челнах Лукьянова.

«Шильнинского леса лет через 20 может не остаться»

Например, барбарис, смородина красная и золотистая, яблоня домашняя мелкоцветная. Обо всем этом специалист говорила еще в 2019-м году. А сейчас уже активистка Гаджимахмутова расссказывает о том, что в лесу нашли сами жители Боровецкого.

— Очень большие плантации иван-чая. Красный клевер. Прямо он бордовый и не такой мелкий, он здоровый! Размером с перепелиное яйцо. Крапива! Я никогда такой крапивы не видела. В полчеловеческого роста, и она сочная! Про чистотел вообще молчу!

Лукьянова замечает, что по лесу нужно передвигаться пешком и по проложенным специалистами маршрутам. В народе появилось, как минимум, два проекта, которые позволяют не просто сохранить Шильнинский лес, но и сделать его прибыльным для казны. Челнинский знаток природы, фитотерапевт и автор монографии «Травы прикамья» Юлий Бунов предложил превратить Шильнинский лес в Ботанический сад. В Крыму есть Никитский ботанический сад, там вживую демонстрируются тропические и субтропические цветы и деревья, а в Челнах будет Шильнинский ботанический сад, в котором туристы смогут полюбоваться на растения европейских и северных широт. А активисты движения «Народная инициатива» выдвинули идею придать уникальной челнинской экосистеме – Шильнинский лес , Лебяжьи озера, Монастырские пруды – статус особо охраняемой природной территории. Эту идею поддержал Госкомитет Татарстана по биоресурсам, он рекомендовал администрации Тукаевского района создать ООПТ «Шильна» регионального значения. Но ни ООПТ, ни тем более Ботанический сад, никто из чиновников создавать и не собирается. На деле происходит совсем иное.

Три года «Народная инициатива» выступает против проекта Тукаевской администрации скорректировать русло реки Шильна и очистить ее берега от деревьев и кустарников. Ученые предупредили, что проект для реки губителен, природоохранная прокуратура предупредила, что проект этот в его первозданном виде осуществлять нельзя, но хоронить проект чиновники не торопятся. Вокруг исторических Монастырских прудов тоже идет упорная борьба, их хотят выдать за строительные карьеры середины пошлого века и на берегах «карьеров» построить коттеджи. Лебяжьи озера с трудом удалось отстоять от застройки.

— А Шильнинского леса лет через 20 может не остаться, — говорит Елена.

«Шильнинского леса лет через 20 может не остаться»

Увы, неравнодушная боровчанка неспроста так пророчествует. Лес горит, пожары тушат жители поселка. Лес заваливают мусором. Его губят паразиты:

— Стоят молодые сосны. Вдруг внизу вокруг них получается круг, и они все (сосны) сухие, – делится наблюдениями собеседница.

Двуногие паразиты тоже губят лес. Они (пользуясь тем, что до сих пор нет надлежащего контроля) захватывают его по кусочкам.

— В лесу много оврагов. Смотришь, а часть оврага возле какого-нибудь коттеджа уже засыпана глиной, грунтом. Потом хозяин передвинет свой забор и иди выкури его с захваченного участка! – раскрывает способ активистка.

В поселке Боровецком до сих пор нет централизованной канализации. Вернее, она построена, но уже много лет остается не подключенной. Не менее 700 домохозяйств пользуются септиками, и содержимое септиков неумолимо просачивается в почву и в подземные воды. А это тоже может загубить лес. Наконец Гаджимахмутова рассказала не просто о вопиющем, а о диком факте. 

— Одна женщина у нас даже засняла на видео, как молодой человек ехал по лесу, остановился, вышел из машины, достал бензопилу и начал спиливать сосну, которая мешала ему проехать.

Подавляющее большинство жителей Боровецкого, конечно, ведут себя совершенно иначе. Они берегут лес, заботятся о нем, ухаживают за ним как могут. Постоянно проводят «субботники», на свои деньги нанимают «КамАЗы», вывозят оттуда мусор. Самостоятельно тушат пожары. Но взять под свою опеку лес должно государство.И не силами одного-двух лесников, а как подобает. Лесами нам разбрасываться нельзя, тем боле такими, как Шильнинский.


Читайте также: ОНФ в Челнах переживает трансформацию


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *