Татарстану предлагают запустить программу «Автопарковки» по примеру «Наш двор»

Проект необходим как минимум в Набережных Челнах и Казани
Проект необходим как минимум в Набережных Челнах и Казани, считает общественный
куратор развития городских пространств в автограде Роберт Авзалов.

— После реализации президентской программы «Наш двор» в Татарстане надо бы запустить целевую программу «Автопарковка», — все больше и больше убеждается в этом общественный куратор развития городских пространств в Набережных Челнах Роберт Авзалов.

Тенденция к автомобилизации

Яркий пример, подтверждающий правоту его идеи, — сам город Набережные Челны. Здесь проживает порядка 530 тысяч человек, а в частной собственности находится более 200 тысяч машин. Автомобилизация населения растет бешеными темпами и будет расти далее. Город стоит на Каме и фактически на опушке охраняемого обширного (26 тысяч гектаров) леса – Национального парка «Нижняя Кама». Кроме того, в окрестностях Челнов находится не менее 70 немаленьких (1-4 тысячи действующих участков) СНТ. Жителям необходимо ездить на дачи, в сады-огороды, загородные коттеджи, а еще они хотят ездить на рыбалку, по грибы. Это никаким постановлением не отменишь. В итоге:

— Посмотрите на 65-й микрорайон! – говорит тот же Авзалов. 

Татарстану предлагают запустить программу «Автопарковки» по примеру «Наш двор»

65-й микрорайон еще даже не достроен, а уже весь «зарос» частными автомобилями в дворах и не только. И это новый микрорайон. В обжитых, коренных микрорайонах города массовая автомобилизация  — это уже стихия, которая, как наводнение, пожирает сушу. Под напором автомобилистов пешеходные собственники домов (их становится все меньше) уступают, и специалисты во время работ по благоустройству все чаще урезают газоны, даже вырубают деревья ради того, чтобы создать дополнительное количество машиномест.

— Ничего страшного, если травы будет поменьше!  — говорят автомобилисты.

Многие жители домов все еще борются за «траву». Но мы освещали скандалы во дворе дома 27/14 (автомобилисты настояли на вырубке десятка взрослых деревьев напротив своих подъездов), затем во дворе дома 54/16, где активистка пыталась предотвратить уничтожение значительной части газона. Возникают в городе скандалы и в других дворах.

Тщетные попытки перебороть тенденцию

Такие попытки в городе предпринимались. Более того, они были масштабными, исходили даже от мэров. Градоначальники пытались создать такие условия, чтобы жители стали отказываться ездить по городу на личных авто. Но все это было больше похоже не на продуманную целенаправленную политику, а на какую-то урбанистическую моду. Во времена своего мэрства Василь Шайхразиев попытался пересадить челнинцев с автомобилей на велосипеды. В городе началось строительство велодорожек и велопарковок, сам Василь Гаязович (едва ли не единственный высокопоставленный чиновник в РТ, у которого нет личного авто) устраивал личные аттракционы: ставил на переднее крыло «велика» стакан с водой и так ездил по капитально отремонтированным дорогам. Пропагандировал велокатание и демонстрировал безупречное качество обновленных дорог. Уже седьмой год Челны возглавляет Наиль Магдеев. Он не велосипедист. Авзалов рекомендует:

— Надо возродить целенаправленное и массовое строительство велодорожек!

Татарстану предлагают запустить программу «Автопарковки» по примеру «Наш двор»

Но Наиль Гамбарович нацелен на иное. Магдеев стремится на городских маршрутах заменить микроавтобусы на большие, вместительные, способные комфортно перевозить инвалидов-колясочников автобусы. «Кавалерийским» наскоком он закупил «НефАЗы» и даже выпустил их на маршруты. Они ездили, народ привык. Но в один совсем не прекрасный день челнинцы проснулись и увидели, что большие автобусы исчезли. С ними вместе ухнул в небытие миллиард бюджетных рублей, потраченных на транспортную «революцию». Забрал с дорог большие автобусы КАМАЗ. Потому что «город» так и не смог их ему оплатить. Мэрия не сдалась. Чиновники и сейчас мечтают заменить микро на большие автобусы, причем так, чтобы все они были муниципальные. Но есть сведения, что на это нужно не менее восьми миллиардов рублей, причем по ценам 2020-2021 годов. А еще ведь надо понимать, что большие автобусы сами по себе не вселят в челнинцев такую любовь к общественному транспорту, чтобы они отказались от личных авто. Нужно движение по удобному расписанию, нужен сервис, культура обслуживания. Почти призрачными стали надежды на большие автобусы. Предшественник Шайхразиева и Магдеева Ильдар Халиков попытался убрать автомобили из дворов.

— Мы будем строить капитальные подземные и надземные многоуровневые стоянки и паркинги, — провозгласил Ильдар Шавкатович. Он хотел, чтобы строительство многоуровневых стоянок оплачивали вскладчину сами владельцы авто, мол, так они будут сразу выкупать машиноместа. Идея хорошая и схема красивая. «Складчина» оказалась очень дорогая (цена машиноместа — 200-300-400 тысяч рублей), и желающих не нашлось. Вместе с идеей многоуровневых парковок ушли в небытие и некогда многочисленные открытые автостоянки, где машины стояли прямо на земле на огороженных территориях. «Город» освободил эти территории под строительство жилья и объектов, а машины ушли во дворы.

Зачем нужна программа «Автопарковки»?        

Хорошо знакомый с проблемами автограда строитель или архитектор скажет, что серьезным специалистам в Челнах в первую очередь надо думать не о том, куда девать машины из дворов, а о том, как дальше строить город. Это так. Но если мы не хотим, чтобы всю зелень в челнинских дворах сплошь закатали в асфальт, то надо что-то делать уже сейчас. Тем более что и очень серьезные специалисты уже затрудняются сказать, как можно разгрузить дворы от машин. Маститый архитектор Вячеслав Нилов (бывший главный архитектор КАМАЗа, а затем и города) так и сказал:

— Я не знаю, как сейчас  в Челнах это сделать!

Татарстану предлагают запустить программу «Автопарковки» по примеру «Наш двор»

Архитектор Равиль Сафиуллин говорит, что у него идея есть. Но предупреждает, что она непопулярная.

— Надо отдать автомобилистам на ночь все гостевые стоянки возле крупных торговых и административно-деловых центров! И нужно сделать места платными, чтобы заинтересовать в этом владельцев центров, — предлагает собеседник. 

Идея, конечно. Но сразу возникает вопрос: как автомобилистов заинтересовать ставить туда своих «коней»? Адвокат Альберт Шарафиев говорит, что можно не заинтересовывать, а заставить. А для этого нужны законодательные поправки. Как минимум в КоАП Татарстана. 

Целевая программа нужна для того, чтобы серьезные специалисты обошли каждый двор и изыскали все возможности, как пристроить автомобили и максимально освободить от них дворы, арки, проезды, дороги. И создать для этого все возможные условия. В корне проблему это не решит. Решит на время. Но время и нужно для того, чтобы разработать и внедрить новую концепцию строительства города. Целевая программа явно не лишней будет и в Казани, и в Нижнекамске, и в других городах.


Читайте также: Платный паркинг в казанских ЖК: способ наживы для застройщика или вынужденная необходимость?


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *