«Дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам»: в сфере общепита началась распродажа бизнеса

На сайтах объявлений то и дело появляются предложения о продаже маленьких забегаловок или крупных ресторанов. Выясняем
На сайтах объявлений то и дело появляются предложения о продаже маленьких
забегаловок или крупных ресторанов. Выясняем, что это — тренд или обычные
«колебания рынка» и как вообще обстоят дела в общепите сейчас.

Последняя пара лет выдалась для ресторанного бизнеса не самой спокойной. Сначала по карманам кафе и баров ударила пандемия коронавируса. Несколько месяцев вынужденного простоя обернулись ужесточением правил работы. «Вкусное» ночное время оказалось под запретом. А немногих гостей отпугивала необходимость получать QR-код, измерять температуру при входе и носить медицинскую маску. Те заведения, где новыми нормами пренебрегали, ко всему прочему, ждала еще и кара от всевидящего Роспотребнадзора.

Спад пандемии вроде бы сулил в 2022 году улучшение ситуации. Оборот заведений общепита за первые пять месяцев не сказать что сильно подрос — плюс 0,5% к аналогичному периоду 2021-го. Но и не упал, составив 20,3 млрд рублей. А количество предприятий, работающих в данной сфере, к началу года достигло почти 5,2 тысячи.

Очередным ударом стали осложнения, связанные с внешними факторами, — мировой политикой и экономикой. И на сайтах объявлений как грибы после дождя стали появляться предложения о продаже готового бизнеса в сфере общепита. Количество таких колеблется в районе 130-150. Что, по данным статистических служб, составляет порядка 2,5-3% от числа предприятий, работающих в республике в этой сфере.

«Дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам»

Одно из крупнейших предложений — продажа помещения бывшего ресторана «Султанат» в Казани за 315 млн рублей. Заведение на пересечении улиц Павлюхина и Назарбаева закрылось в июне этого года. Продавец предлагал два этажа, готовых «принять ресторан, торговый или развлекательный комплекс».

Ресторан с «лучшим панорамным видом на достопримечательности Казани» продают за 19,5 млн рублей. «Европейский ресторан с шедеврами мировой гастрономии», рассчитанный на 300 гостей, по данным Tripadvisor, входит в топ-20 заведений столицы Татарстана, а средняя годовая выручка за 2019-2021 годы составляет 62,3 млн рублей.

За 6,9 млн рублей выставлен на продажу бар «Ликер’s» на ул. Пушкина. Продавец отмечает, что покупка станет защитой «денег от инфляции», так как бар — «любимое место казанцев и туристов». Причиной продажи назван переезд одного из учредителей, но спешки нет, так как «бар ежемесячно приносит от 350 до 400 тысяч, продолжаем развивать бизнес».

За кафе-караоке на первой линии ул. Профсоюзная просят 9 млн рублей. Отмечается, что заведение работало на протяжении 12 лет, средняя чистая прибыль составляет 250 тыс. рублей в месяц. В стоимость бизнеса также входит профессиональное оборудование зала и кухни на 2 млн рублей, алкогольная лицензия, аккаунт в одной из социальных сетей на 12,5 тыс. подписчиков.

«Дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам»

Всего в Казани удалось обнаружить порядка 35-40 предложений о продаже готового бизнеса в сфере общественного питания (цифра не точная, так как одни объявления закрывались, а другие — появлялись). Еще порядка 25-30 — в Челнах.

Самое крупное предложение здесь — кафе «Три богатыря» на ул. Ленина. Собственник отмечает, что здание в 700 «квадратов» и земля в собственности, а также в цену входит готовый бизнес со всеми лицензиями и договорами. Отмечается, что заведение находится в 1 км от аэропорта «Бегишево».

За 3,3 млн рублей продается «точка быстрого питания в одном из самых новых торговых центров с высоким трафиком людей» Sunrise City. Продавец отмечает, что плюс бизнеса в том, что «вложенные деньги вы окупите и будете в большом плюсе», так как «Макдоналдс» закрыли и средняя выручка в день выросла в разы».

За 3 млн рублей продается заведение под боком у знаменитой челнинской «Тюбетейки» на проспекте Хасана Туфана. Продавец отмечает, что помещение в 200 кв. метров находится в аренде, но остается все оборудование и мебель с двух этажей. Также из плюсов, что «пицца готовится в дровяной печи».

Собственно, найти в продаже и в крупных, и небольших городах республики можно как крупные рестораны за несколько миллионов (а то и десятков миллионов) рублей, так и небольшие киоски, где готовят фастфуд или кофе. Но можно ли сказать, что их стало слишком много?

«Многие устали вертеться»

Предложений о продаже не стало больше, чем полгода назад, рассказывает управляющий одним из ресторанов Казани Марат. И тогда можно было найти в объявлениях несколько крупных заведений и с десяток-другой небольших. Правда, тогда, считает собеседник KazanFirst, продажей занимались те, кто «не пережил пандемию». Сейчас же те, кто просто решил выйти из бизнеса из-за неопределенности.

— Если честно, мы сейчас только начинаем понемногу оживать. Летний сезон. Люди на фоне всего происходящего ищут, где отвлечься, развлечься, отдохнуть, какой-то праздник отметить. Гостей прибавилось. А чек упал. Экономят — раз. Цены скачут — два, — рассуждает управленец.

«Дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам»

Причин продажи бизнеса может быть множество, продолжает Марат. Например, его знакомый, владелец небольшого ресторанчика, просто решил на полгода, а то и год отправиться «пожить на острова». Само собой, на затею нужны деньги, а управлять бизнесом на расстоянии довольно сложно.

— Говорит, вернусь — посмотрим, чем дальше заниматься, — продолжает собеседник. — Многие просто устали вертеться. Сейчас логистика меняется, более чем на неделю вообще сложно что-то прогнозировать, цены вручную приходится регулировать, новых поставщиков отрабатывать. По сути, тот бизнес, что у тебя 10 лет работал как часы, приходится заново выстраивать. Если ты привык просто бухгалтерию считать, то невольно задумаешься — оно тебе надо? Но в целом, думаю, дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам.

По словам управляющего, главным ударом пандемии, после невозможности принимать гостей, стал отток персонала, что сказывалось на качестве услуг. Нынешние «мировые события» также бьют в эту точку, но с другой стороны — снижается доступность хороших продуктов. А то и вовсе продуктов.

— Вот недавно новости были — «Макдоналдс» остался без картошки. Неурожай. А ведь это просто картошка, просто для ресторана фастфуда, не больно высокая кухня. А если взять вина? Переключаться на российские? Можно. Но качество будет тоже? Много нюансов. Те же Valio и Paulig ушли. Продукты тех компаний, что не ушли, дорожают. Меню, соответственно, тоже, — сетует собеседник.

«Дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам»

Сейчас многие рестораны ищут возможности выхода на местных поставщиков продукции, продолжает Марат. Однако и тут есть загвоздки. Если поначалу цены на местные товары были ниже недоступных зарубежных аналогов, то сейчас и они подскочили на 20-30%.

По словам совладельца бара Hakuna Matata в Челнах Эмиля Алеева, в целом ситуация на рынке хорошая и сильного спада не наблюдается. Сильнее всего на заведение влияло коронавирусное ограничение в режиме работы до 23:00. А с тех пор как запрет отменили, стало легче.

— В связи с последними событиями взлетели цены на алкоголь, сократился ассортимент. Определенных позиций уже нет в наличии, и неизвестно, появятся ли они. Приходится оперативно искать замену, не теряя в качестве. Для нас это серьезно, ведь в нашем баре мы стараемся держать интересные напитки, которые сложно найти на полках других заведений. Благо склады у поставщиков большие и пока уход определенных брендов не слишком сказывается, — рассказал собеседник KazanFirst.

Статистика по числу продаваемого готового бизнеса в общепите достаточно серьезная. Но делать выводы, не обладая данными по динамике подобных объявлений, сложно, отмечает общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей Татарстана в Казани Михаил Кузнецов.

«Дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам»

— В кругу рестораторов какой-то паники нет. Обращений по поддержке отрасли в целом или по решению конкретных проблем предпринимателей HoReCa не увеличилось, — рассказал Кузнецов.

Причины продажи готового бизнеса могут быть так же самыми разными, рассуждает собеседник издания. Это и рост цен на продукты, и банальная нехватка персонала, и сложности с тем, чтобы подстроиться под новые условия.

— Нужно проанализировать, сколько из объявлений уже давно висят в продаже, а сколько из них — это просто реклама франшиз. В любом случае в пик туристического сезона и в тренде развития внутреннего туризма это очень противоречивая статистика. У меня нет данных по динамике таких объявлений, объективно можно предположить, что ресторанный бизнес нередко инвестиционный. И в угоду текущим экономическим ситуациям инвесторы могут просто выходить из проектов, — подчеркивает Кузнецов.

Несмотря на снятие коронавирусных ограничений, общепит продолжают поддерживать. В частности, в Казани по-прежнему действует льготная парковка, а мэрия ввела мораторий на штрафы административной комиссии за нарушение правил благоустройства, не представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, рассказал общественный представитель Уполномоченного. Что, по данным администрации столицы Татарстана, в 2020 году привело к снижению количества подобных дел на 17%, а предприниматели сэкономили более 90 млн рублей.

Ажиотаж на рынке труда: ищут поваров, шефов и персонал кухни

Еще один признак, косвенно подтверждающий, что в летний сезон сфера общественного питания начала оживляться, — это ажиотаж на рынке труда. Наиболее высокий спрос этой отрасли в Татарстане с начала лета наблюдается на поваров, шефов и персонал кухни, рассказала KazanFirst руководитель пресс-службы HeadHunter Поволжье Александра Севостьянова. В топ-5 по спросу на специалистов также вошли официанты, бармены и специалисты по управлению ресторанами.

«Дело не в экономике, а в желании работать по новым правилам»

— В период июня — начало июля компании из сферы общественного питания опубликовали более 1 тысячи предложений о работе для соискателей Татарстана, что почти в два раза больше, чем в мае этого года. В апреле компании из данной сферы опубликовали более четырехсот вакансий. Прирост год к году составляет плюс 48% вакансий,  — отметила Севостьянова.

Если говорить о средних зарплатных предложениях для данных специалистов, то с начала лета средняя предлагаемая оплата труда для официантов составила 36 тысяч рублей, для персонала кухни – 40 тысяч рублей, для поваров – 45 150 рублей, для шеф-поваров – 73 тысячи рублей.


Читайте также: «Чем становишься крупнее, тем более косо на тебя смотрят»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *