Русский националист Михаил Щеглов и его беспорядочные идеологические связи

Журналист Ильнур Ярхамов разоблачает одиозного активиста - псевдоборца за национальную идею
Журналист Ильнур Ярхамов разоблачает одиозного активиста — псевдоборца за
национальную идею, который готов дружить и сочувствовать всем подряд без разбора
— это и симпатизанты хизбистам, и скинхеды-рассисты. Ему нет дела до мира между
татарами и русскими.

В доме казанского одиозного активиста и русского националиста Михаила Щеглова прошли обыски. Появление оперативников у себя дома мужчина объясняет тем, что ему вменяется причастность к скандальной истории со спиленными крестами в Актанышском районе Татарстана. Сам Щеглов свою причастность не отрицает и не скрывает, сводя эту самую причастность лишь к тому, что общался с семьёй умершего жителя республики, консультировал эту семью по части позиционирования своей истории с надгробным крестом в публичности и на страницах СМИ, попутно сам освещал произошедшие события на страницах ресурса «Русская народная линия».

Пока что в специфических и симпатизирующих русскому националисту Щеглову СМИ и Телеграм-каналах сквозит главная мысль — Михаил Юрьевич испытывает гонения за свои взгляды, суть которых — защита русских в Татарстане.

Однако если внимательнее взглянуть на вполне себе долгую общественную и медийную активность Михаила Щеглова в Татарстане, которой уже не один десяток лет, то можно понять — активист всегда был на острие скандальных историй. Причем, фактически все эти истории были в плоскости межнациональных и межрелигиозных отношений. Щеглов прямо участвовал в раздувании скандалов, делал это находя себе сторонников как внутри Татарстана, так и за его пределами. Причем аргументы и посылы, которые он от своего имени и от имени своей карманной организации «Общество русской культуры» транслировал в публичность, были провокационными, а где-то словесной эквилибристикой, лишь бы только хайпануть, увидеть татарский сепаратизм там, где его нет.

Променять сторонников украинского майдана на симпатизанта хизбистам  

Есть одна весьма интересная закономерность в общественной активности Михаила Щеглова, которая повторяется из года в года. Он ради громких скандальных историй выбирает себе в союзники весьма странных и одиозных личностей.

Например, в ноябре 2014 года в русском движении в Казани случился серьёзный раскол на почве отношения националистов к событиям оранжевой революции на Украине. Мы подробно описывали эти события, почитать об этом можно здесь.

Михаил Щеглов возглавил один лагерь русских националистов, которые тогда выступали за выделение Новороссии из состава Украины. А бывшие младшие соратники Щеглова Витольд Филиппов и Сергей Овинников выступали с проукраинских позиций.

Но раскол среди русских националистов случился ещё и потому, каким образом в 2014 году Михаил Щеглов провёл в Казани «Русский марш». Щеглов в тот год включил в ряды «марширующих» некую группу татар. Возглавил ее бывший депутат Азнакаевского горсовета Рустам Салахов и скандальный эксперт-исламовед Раис Сулейманов. Татары в колонне русских националистов кричали «Татарлар алга», что крайне не понравилось Филиппову и Овинникову.

Товарищ Щеглова экс-депутат Рустам Салахов в 2014 году прославился тем, что создал фейковый «Народный фронт» в поддержку Владимира Путина. Осенью 2013 года в Татарстане прокатилась волна поджогов церквей, большинство задержанных оказались сторонниками радикальной организации «Хизб ут-Тахрир»* (запрещена в России решением Верховного суда РФ в 2003 году — Ред.). Салахов же не колеблясь на площадке своего фейкового «Народного фронта» в СМИ и соцсетях представлял ее участников жертвами гонений и репрессий.

Вот такой любопытный идеолого-союзнический вираж получился у Михаила Щеглова в 2014 году: связь с промайданными русскими националистами Филипповым и Овинниковым была заменена на дружбу с экстравагантным депутатом Салаховым, сочувствующим представителям террористической организации.

Сочувствии к расистам-скинхедам

В 2019 году в Казани шёл судебный процесс над убийцами студента КФУ из Чада Махджуба Тиджани. Мы подробно рассказывали об этом здесь. Верховный суд Татарстана рассматривал уголовное дело в отношении Романа Халилова, Руслана Архипова, Ростислава Малахова и Аделя Аскарова. Напомним, что их обвиняли в убийстве, совершённом в центральной части Казани в феврале 2017 года.

По версии следствия, Халилов для реализации своих расистских убеждений, создал экстремистское сообщество NS-WP (следователи расшифровывают аббревиатуру как «Национал-социализм — Белая нация, белая сила»). Группировка практиковала избиение людей явно неславянской внешности на улицах города.

Михаил Щеглов в тот год, пока ещё занимая должность доцента кафедры автоматики и управления КНИТУ-КАИ, стал свидетелем по этому делу. На суде Щеглов рассказывал о своих отношениях с Малаховым, с которым они сошлись «на почве заботы о русском народе».

— Я этого человека наблюдал на протяжении всей его эпопеи, связанной с преступлением, которое он совершил и за которое отбыл наказание (в 2010 году Малахов получил условный срок за избиение человека, в 2011-м — 4,5 года колонии за поджог здания ВТОЦ** (организация признана экстремистской и запрещена в России — Ред.). После отбытия наказания, когда он пришел ко мне на работу в КАИ на разговор, я его спросил: «Ты хотел поджечь ВТОЦ** (организация признана экстремистской и запрещена в России — Ред.), а за это время ты потерял лучшие годы своей жизни! Ты что сейчас намерен делать?». Ростислав мне сказал: «Михаил Юрьевич, я только хочу сейчас восстановить образование, получить работу, с девушкой познакомиться», — говорил Щеглов.

Однако речь его никак не могла процессуально удовлетворить судью, поскольку суд устанавливал обстоятельства дела. Но Щеглов в основном говорил о личных качества Малахова, описывая его оступившуюся личность, но достойную если не прощения, то снисхождения или понимания.

Вообще, поджог здания Всероссийского татарского центра** (организация признана экстремистской и запрещена в России — Ред.), который в этом году был признан экстремистским, являет собой знаковую историю. Известно, что в 2011 году крёстный отец движения скинхедов в Татарстане и основатель группировки «Казанская дивизия» Дмитрий Новиков, известный в кругу расистов-скинхедов под кличкой «Казак», и был идейным вдохновителем поджога здания татарских националистов на улице Карла Маркса в Казани.

Сам Дмитрий Новиков достоин отдельного упоминания. Он вдохновил своих сподвижников на поджог уже будучи заключенным и отбывающим срок в тюрьме. Новиков к 2020 году из своих 36 лет жизни в тюрьме отсидел 14 лет. Никитин в 2016 году активно поддерживал в соцсетях и материально помогал украинскому полку «Азов»*** (запрещённая в России и признанная террористической организация — Ред.), о чем оставят запись донбасские пограничники ЛНР, задержавшие Никитина, когда он переходил границу между Украиной и Донбассом. Удивительно, конечно, но несмотря на разлад с проукраинскими и промайданными русскими националистами Филипповым и Овинниковым в 2014 году, в 2020 году Михаил Щеглов проявляет сочувствие и явный акт финансовой поддержки к такому же проукраинскому скинхеду-националисту Новикову. Два года назад Щеглов через подконтрольный себе паблик «ВКонтакте», который называется «Информпортал Общества русской культуры РТ» координировал сбор пожертвований для Новикова и Петра Ермолаева — ещё одного фигуранта дела о поджоге здания ВТОЦ** (организация признана экстремистской и запрещена в России — Ред.). В соцсетях сохранились скриншоты с соответствующими воззваниями о помощи к Новикову и Ермолаеву.

Русский националист Михаил Щеглов и его беспорядочные идеологические связи

Ну, а в общественно-идеологической активности Щеглова случился очередной вираж.

Стравливание русских и татар между собой  

Михаил Щеглов много обидного и провокационного наговорил в СМИ и в соцсетях, и вообще натворил в отношении татарской общественности и интеллигенции, а также в отношении мусульман Татарстана. На этой ниве Щеглов сникал для себя заметную славу. Поэтому история со спиленными крестами в Актанышском районе — это на самом деле не первая, не единственная и даже не последняя кампанейщина, которую медийно возглавлял Щеглов и тем самым раскачивал межнациональный и межэтнический баланс в Татарстане. Скандал со спиленными крестами широко освещался в СМИ Татарстана. 

Более длительной и, наверное, даже более резонансной является общественная активность Михаила Щеглова по раздуванию языкового конфликта в Татарстане, по фактически выдавливанию татарского языка из обязательной школьной учебной программы в республике. Эту часть деятельности Щеглова мы активно анализировали здесь и здесь.  

Тут стоит напомнить, что в 2020 году Вахитовский районный суд Казани наложил на Общество русской культуры РТ Михаила Щеглова штраф в 10 тысяч рублей за разжигание межкультурной и межнациональной ненависти. По постам Щеглова в соцсетях была проведена экспертиза, согласно которой председателя Общества русской культуры РТ признали виновным.

«В материалах страниц „Михаил Щеглов“, „Приход Варсонофия“ (комментарий пользователя „Михаил Щеглов“), „Пресс-кабинет Общества русской культуры РТ“ содержатся лингвистические признаки информации, направленной на возбуждение национальной и религиозной розни», — сказано в заключении лингвистического исследования АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз».

По мнению экспертов, в постах, размещенных в группах во «ВКонтакте», имеются признаки разжигания ненависти в отношении группы «Татарское неправославное правительство РТ». В данном контексте используются национальный и религиозный признаки, а также принадлежность к правительству республики.

Предметом исследования экспертов стали публикации Михаила Щеглова на тему запрета посещения православными церкви в Пасху и посещения кладбищ в родительские дни весной 2020-го. В группе «Пресс-кабинет Общества русской культуры РТ» проводился опрос на тему правомерности такого запрета от правительства республики.

В период пандемии коронавируса и введения ограничений на посещение культовых учреждений по всей России (мечети, церкви, синагоги, храмы для молитв буддистов) Щеглов делал публикации о том, что руководство в Татарстане запрещает посещать православные церкви в знаменательные для верующих даты лишь только потому, что большинство представителей руководства республики — не православные. Очевидно, что таким образом проецируется ненависть русского и православного сообщества к представителям власти.

А из совсем свежего (но разжигающего ненависть в татарах) в биографии Щеглова — это то, что он прицепился к дискуссии вокруг наименования будущей Соборной мечети в Казани. Да, в среде татарской общественности возникло обсуждение на страницах СМИ, предлагались имена «Марьям», «Ханская», «Улу-Мухаммед» и так далее в качестве названий мечети. 

Но Михаил Щеглов, позиционирующий себя как православный русский активист решил вставить свои пять копеек в этот внутритатарской и внутриисламсий дискурс, раскритиковав вариант с наименованием мечети в честь основателя и правителя Казанского ханства Улу-Мухаммеда. Сделал он это со страниц всё того же дружественного ему ресурса — «Русской народной линии». В Татарстане нет практики, когда мусульманские деятели вмешиваются в наименовании православных соборов и церквей. Такое даже представить сложно и это неправильно.

Представители татарской и мусульманской общественности высказываются в пользу варианта «Улу-Мухаммед», потому что в имени средневекового казанского хана есть имя мусульманского пророка. В числе аргументов также звучит посыл, что раз уже есть мечеть «Кул Шариф», названная в честь религиозного деятеля Казанского ханства, то почему бы не назвать Соборную мечеть в честь другого деятеля и зачинателя ханства?

Но аргумент Щеглова против наименования мечети в честь «Улу-Мухаммеда» выглядит за уши притянутым, откровенно софистским и издевательским. И вместе с этим выдаёт идею-фикс Михаила Щеглова — разоблачать в Татарстане татарский национализм и сепаратизм даже там, где его нет и быть не может. Итак, аргумент Щеглова — нельзя давать имя мечети в честь Улу-Мухаммеда, потому что это поддерживает татарский сепаратизм, так как сам средневековый хан Улу-Мухаммед был… сепаратистом по отношению к Золотой Орде, отколов от неё Казанское ханство. В другой публикации Михаил Щеглов, например, царицу Сююмбике, к которой татары вот уже несколько столетий как питают историко-культурный сантимент, и вовсе определяет как «предательницу России». В общем, в отношении татар и всего татарского у Щеглова явное помешательство.

Возможно это объясняется тем, что Щеглов употребляет чрезмерное количество алкоголя, о чем мы писали ранее. Так или иначе, но от действий Щеглова страдают не только русские и православные, татары и мусульмане, но даже конкретные люди. Например, сбитая им женщина на одной из улиц Казани.  

*Террористическая группировка, запрещенная в России.

**организация признана экстремистской и запрещена на территории России

*** запрещённая на территории России экстремистская организация

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *