«Все, чем мы пользуемся в постсоветский период, – это разработки ученых бывших союзных республик либо западные комплексы»​

Эксперты отрасли
Эксперты отрасли, открывшие деловую программу Международного строительного
чемпионата в Казани, пожаловались на кадровый голод, недостатки обучения и
устаревшие технологии.

Деловая программа Международного строительного чемпионата, проходящего в Казани, открылась с обсуждения сценариев и актуальных прогнозов будущего. Санкционное противостояние стремительно трансформирует новую реальность в России и вокруг нее, правила игры меняются, многие прежние нормы не действуют, привычные связи разрушаются. О тех вызовах, которые влияют на строительную отрасль и требуют срочных неординарных решений, и говорили в ходе пленарной сессии.

Строительной отрасли не хватает 2 миллионов квалифицированных кадров

Ректор Национального исследовательского московского государственного строительного университета, член Совета Российского союза строителей Павел Акимов обратил внимание, что потребность в квалифицированных кадрах в строительной отрасли очень существенная. Согласно проведенному анализу отрасли не хватает более 100 тысяч человек с высшим образованием. Общая потребность отрасли в кадрах составляет от 1 до 2 млн человек. Причем 80% тех, кто работает на строительных площадках, не имеют профильного образования.

Существует много образовательных организаций, которые готовят кадры для отрасли. Это прежде всего семь профильных архитектурно-строительных университетов, которые расположены в Томске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Пензе, Москве, Нижнем Новгороде и Казани. В вузах и колледжах открыты профильные факультеты. По словам Акимова, выпускников все равно не хватает, чтобы заполнить рабочие места.

В последнее время много говорится об импортозамещении и повышении инновационности отрасли, которая традиционно считается достаточно консервативной. 

— Мы в вузах занимаемся вопросами, связанными с технологиями информационного моделирования, переходом на отечественные решения. В то же время продолжает оставаться проблема – в России нет ни одного программного комплекса, который позволял бы проводить оценку безопасности строительных конструкций зданий. По сути, все, чем мы пользуемся в постсоветский период, – это разработки ученых бывших союзных республик либо западные программные комплексы, — сообщил Акимов.

Важнейшей задачей станет восстановление разрушенных территорий новых регионов России. Спикер провел аналогию со временем после Великой Отечественной войны, когда нужно было восстанавливать сотни тысяч предприятий, городов и населенных пунктов. По словам Акимова, масштаб задач, которые стоят перед страной, даже трудно представить. Но в России недостаточно специалистов, чтобы с ними справиться. Он напомнил, что на территории ДНР и ЛНР тоже имеются образовательные организации, в которых готовят кадры, но, к сожалению, технологии были утрачены. 

– У нас есть два партнерских вуза — это Донбасская национальная академия архитектуры и строительства и Приазовский государственный технический университет. И если в первом все относительно хорошо и это действительно передовой вуз Донбасса (тем не менее профессорский состав сейчас в основном находится на фронте), то во втором даже нет нормальных условий для функционирования, начиная от разрушенной кровли и так далее. Это все предстоит восстанавливать. Сейчас важно осознать проблематику, оценить текущее состояние и двигаться дальше, чтобы решать те задачи, которые стоят перед строительной отраслью нашей страны, – заметил Акимов.

Эксперты строительной отрасли пожаловались на кадровый голод, недостатки обучения и устаревшие технологии

«Мы должны оценивать не то, насколько отстали, а предлагать решения»

Тему технологического суверенитета России затронул генеральный директор АО «НИЦ Строительство» Виталий Крючков. Он пояснил, что в период жизни, в котором мы сейчас находимся, происходят «тектонические сдвиги» и больше не имеет смысла надеяться, что все будет как прежде. Меняются не только подходы, но и смыслы. В ближайшие десятилетия, по словам спикера, судьба страны будет зависеть от наличия технологического суверенитета. 

— Нужно уходить от тезиса «импортозамещение». Мы должны оценивать не то, насколько отстали, а предлагать такие решения, которые позволят нам вновь предлагать миру прорывные идеи и технологии, – подчеркнул Крючков.

По его мнению, самое главное — это не только обеспечить возможность быстрой и эффективной разработки новых материалов или оценки уже имеющихся в мире, но и сократить период между разработкой и внедрением тех идей, которыми всегда была богата Россия.

— У нас много кулибиных, и наши ученые зачастую предлагают то, что потом у нас остается на бумаге, а в мире реализуется, — обратил внимание он.

Крючков предложил несколько решений. Во-первых, это вывод на рынок новых материалов и технологий. Россия значительно отстает от западных стран по срокам между идеей и внедрением. Эту проблему можно было бы решить, сократив этот срок. Он вспомнил решение СССР, когда было разрешено вводить новые материалы при отсутствии протестов. Также можно наделить несколько учреждений, которые имеют материальную базу, правом выдавать сертификаты для использования. В советские времена также была здоровая практика внедрения опытных технологий и материалов.

– Разработать материал — это еще не внедрить. Отрасль инертная, и путь до стройки достаточно тернистый, – сказал спикер.

Говоря о кадрах, эксперт предложил сфокусировать внимание на подготовке квалифицированных специалистов. Важная проблема заключается в том, что заниматься наукой и защищать диссертации пока недостаточно. 

Эксперты строительной отрасли пожаловались на кадровый голод, недостатки обучения и устаревшие технологии

С чем сталкивается строительный комплекс? 

Президент ассоциации «Национальное объединение строителей» Антон Глушков напомнил, что ситуация с технологическим суверенитетом не такая уж плачевная. Он заметил, что основные производители строительных материалов, рабочие ресурсы и основной потенциал науки локализованы на территории РФ. Таким образом, технологический суверенитет для бизнеса — это в первую очередь создание ритмично работающего строительного комплекса. 

Разумеется, большой проблемой стало отсутствие возможностей долгосрочного планирования. Строительный цикл длится от года до трех лет, и бизнесу нужно помочь встроиться в новый цикл с большим количеством неизвестных. Золотое правило – в условиях неопределенности необходимо снижать издержки любой ценой. 

Он также подтвердил, что недостаток квалифицированных кадров – больное место строительной отрасли. Он вновь обратился к цифрам, которые привел Акимов. В России возводится 340 тысяч объектов, которые контролируются государственным инженерно-архитектурным надзором. В национальном реестре значится 250 тысяч человек. То есть если поделить количество возводимых объектов на число специалистов, получится, что на один приходится 0,75 человека.

– О какой эффективности организации рабочего процесса мы можем говорить с таким низким соотношением инженерного состава? – задался вопросом Глушков.

Вторая проблема – недостаток рабочих кадров. Россия обладает крайне низким процентом безработицы, поэтому спикер призвал не надеяться на пополнение за счет перехода специалистов из других отраслей и обратить внимание на потенциал иностранной рабочей силы.

– Вопрос организации цивилизованного рынка иностранной рабочей силы из дружественных стран — это вопрос достаточно интересный и нужный. Кроме того, возвращаясь к экономике, я бы сфокусировался на том, что укрепление национальной валюты делает рынок России для иностранцев более привлекательным, – подчеркнул Глушков.

Эксперты строительной отрасли пожаловались на кадровый голод, недостатки обучения и устаревшие технологии

«Обучение должно базироваться на практике»

Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин, комментируя выступления предыдущих ораторов, сказал, что у него сложилось впечатление, будто «мы пытаемся начать все с начала». Он продолжил традицию вспоминать достижения советских ученых, вспомнив Останкинскую телебашню.

– Когда-то это было чудом инженерного искусства, да и до сегодняшнего дня им остается. Как это было создано? Давайте проанализируем путь создания такого объекта. Как он был задуман, создан? Причем с применением монолитного железобетона, который для того времени был для нашей страны новым инновационным материалом. Не говоря уже о том, какие были построены гидроэлектростанции. Это труд проектировщиков и строителей, который происходил в тяжелой послевоенной атмосфере. Слава богу, были карандаши, логарифмические линейки… и все. Какие компьютеры? Никаких компьютеров не было. Но это строилось! Строилось довольно быстрыми темпами и существует до сегодняшнего дня, – напомнил Посохин.

Он предложил предъявлять претензии прежде всего себе, а не искать корень зла в недостаточно подготовленных выпускниках образовательных учреждений. 

– Наше обучение должно базироваться на сегодняшней практике и учитывать те тенденции, которые сегодня существуют в мире. Практика в России должна последовательно оцениваться с учетом тех возможностей, которые наполняют нашу жизнь, – рассуждал эксперт.

Посохин вспомнил Иннополис, который он посетил днем ранее. Город будущего с дронами, роботами и беспилотными такси впечатлил эксперта. 

– Это будущее. А потом мы приходим в институт или университет. С моей точки зрения, претензии, которые я могу высказать, — это то, что студенты полностью оторвались от практики. В мое время мы бывали на стройке, разговаривали с рабочими, видели все процессы, были на камнеобрабатывающих комбинатах, смотрели, как делается кирпич, мы видели весь тот очень тяжелый труд, который последовательно реализовывает наши проекты. И у нас формировалось комплексное восприятие профессии как непрерывного процесса, – сказал Посохин.

Эксперты строительной отрасли пожаловались на кадровый голод, недостатки обучения и устаревшие технологии

Разрыв теории и практики необходимо компенсировать, приобщая студентов к практической работе над серьезными проектами, которые реализуются в натуре. 

Логическим продолжением тезисов Посохина стало выступление заместителя председателя комитета Госдумы по делам молодежи Михаила Киселева, который объяснил, почему молодежь стремится работать в строительной отрасли и что ее, наоборот, отпугивает. 

Непривлекательной работу на стройке сделало представление о том, что это низкооплачиваемый труд, работать строителем не престижно, высокие технологии и экология интересуют молодежь куда больше. 

Киселев считает, что интеграция строительных компаний в образование должна быть выше. Образовательными проектами занимаются лишь отдельные большие компании. 

– Строительные компании должны идти в образовательные организации, создавать кафедры, поддерживать имидж, рассказывать о цифровых технологиях, – сказал спикер.

Эксперт также уверен, что необходимо проводить профориентацию в школах, рассказывать о созидательной роли строителя, позиционировать профессию как создателя комфортных архитектурных объектов. 

Конечно, не обошлось без воспоминаний о советской практике стройотрядов. Киселев обратил внимание, что в СССР молодежь участвовала в создании народных хозяйств. Молодежь и сейчас может работать в своих городах на объектах социальной инфраструктуры, уверен он.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *